Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV - XVI вв.).




XIV - XVI вв на Руси идёт процесс объединения отдельных княжеств и образование единого централизованного государства (централизованное государство - это прочное государственное объединение, связанное экономическими отношениями и единым политическим устройством). Это достаточно закономерный процесс, т.е. на определенной стадии развития общества и государства, в связи с развитием торговли и ростом городов, и как следствие - укреплением экономических связей, возникает потребность в сильной государственной власти - регулятора экономической жизни. Все это, в конечном итоге, приводит к образованию единого государства.

Основными объединительными центрами для русских земель были Тверское и Московское княжество, между которыми шла борьба за экономическое и политическое лидерство. В этой борьбе победу одержало московское княжество.

Усиление московского княжества началось при князе Данииле. В начале XIV в. он вступил в борьбу с соседями за расширение своей территории и за овладение Великим княжеством Владимирским. В результате чего, были присоединены к Москве Можайск, Коломна, Переяславль. После этого разгорелась длительная и ожесточенная борьба с Тверью за великое княжение.

Особенно усилилось Московское княжество в период правления Ивана Даниловича Калиты (1325-1340гг.). Он выиграл борьбу с Тверью.

Крупным успехом политики Ивана Калиты было переселение в Москву из Владимира главы русского духовенства - митрополита. Это имело большое значение, т.к. церковь пользовалась огромным политическим и идеологическим влиянием.

При Иване Калите присоединение земель к Москве велось несколькими путями: покупка, прямой захват, использование армии Золотой Орды, добровольное присоединение. При сыновьях Калиты (Симеон Гордый и Иван Красный продолжилась та же политика).

При внуке Калиты - Дмитрии Донском (1359-1389гг.) Московское княжество увеличилось в несколько раз (была одержана окончательная победа над тверским, рязанским и суздальско-нижегородскими князьями за Великое княжество Владимирское) и усилилось так, что князь Дмитрий считал себя великим князем, не получая ярлыка на великое княжение.

В период правления Ивана III (1462-1505) развернулся устойчивый процесс формирования русского централизованного государства, который сопровождался ликвидацией удельной системы. Важнейшими этапами этого процесса можно считать присоединение Новгорода (1478г.) и присоединения Твери (1485г.). После смерти Великого князя московского Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533 гг.), который продолжил политику своего знаменитого отца. Основное, что характеризует политическую историю России этого периода — это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата. На всем протяжении царствования Ивана IV (1533-1584) Московское государство вело войны за расширение своих территорий, не оставляя без внимания вопрос укрепления южнороссийских рубежей.

В мае 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей вторгся с многочисленной ордой в пределы Московского государства и сжег Москву. Опричное войско оказалось бессильным остановить дерзкий набег татар. Это событие не только предопределило дальнейшую судьбу опричнины, но и политику царя в деле укрепления южных границ. Под руководством князя М. И. Воротынского была разработана целая система мер по защите южных границ - строительство городов и засек на пути продвижения татар и размещение вдоль южных рубежей подвижных отрядов, сторож и станиц, которые должны были наблюдать за передвижениями татар в «Поле» и сообщать воеводам пограничных городов о вторжениях в пределы Русского государства. Согласно росписи Воротынского, на левой стороне Донца располагались семь сторож, в том числе Святогорская и Бахмутовская в пределах современной Донецкой области, а станицы обязаны были доходить до верховьев Орели, Самары, Торца и Бахмута. Если сторожи должны были следить за переправами на Северском Донце, то станицы - за степью и выведывать о намерениях кочующих на правой («крымской») стороне Донца татар. Обо всем выведанном надлежало сообщать воеводам близлежащих городов. Такими мерами царское правительство рассчитывало предупредить возможность татарских вторжений в пределы Русского государства.

ТЕМА 3. ЮЖНОРОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ИСТОРИИ НАШЕГО КРАЯ (XVI - XVII вв.)

План

1. Зарождение казачества. Колонизация ими нашего края.

2. Первые казацкие восстания конца XVI века.

3. Участие казаков в Московской Смуте и Хотинской войне.

4. Казацкие восстания 2 четверти XVII в.

5. Народно-освободительная война под руководством Б. Хмельницкого.

6. Массовая миграция на восток и колонизация Подонцовья.

7. Начало заселения и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья (XVII в.)

 

1. Зарождение казачества. Колонизация ими нашего края

Возникшее в XV веке агрессивное Крымское ханство стало постоянной грозой для южнорусских земель. Русское царство, чтобы защищаться от набегов кочевников, было вынуждено создать глубокоэшелонированную систему обороны на своих южных рубежах. Её основу составляли засечные черты, представлявшие собой многокилометровые непрерывные заграждения из засек (поваленных крест накрест вершинами в сторону противника деревьев), частоколов, рвов и земляных валов, усиленных крепостями с гарнизонами. Базировавшиеся там русские сторожевые отряды выходили далеко в степь для наблюдения за татарами.

Что касается основной территории нашего края, то она оставалась сферой влияния Крымского ханства. Территория польской Украины сюда не доходила, ограничиваясь, по свидетельству Г.Л.Боплана, полосой вдоль Днепра, шириной не более 80-90 км, да и то лишь до Кременчуга – дальше по Днепру городов не было. По Приазовью пролегали три основные татарские сакмы: Муравская, Изюмская, Кальмиусская, по которым они ходили набегами на Россию. Для защиты от них московское правительство в 1571 году учредило систему пограничных сторож, патрулировавших по левому берегу Донца: Святогорскую, Бахмутскую, Айдарскую. Служили в них русские казаки из Рыльска и Путивля.

Что касается казачества вообще, то господствующее ныне в Украине мнение, что «казак» = «украинец», в корне ошибочно. Казаки не этнос, а особое военно-служилое сословие, по составу абсолютно интернациональное. Поэтому принятое ныне деление: донские казаки - русские, запорожские (днепровские) - украинцы, достаточно условно. Никакого «железного занавеса» между Доном и Днепром никогда не было, шла постоянная взаимная миграция. Кстати, казаки на Руси (под Рязанью) упоминаются в источниках на полвека раньше - в 1444 г. (Полное собрание русских летописей, т.12, с.62), чем на Днепре - в 1489. Казачество составляли беглецы-уходники, люди, бежавшие из-под власти феодального государства (то ли Московского царства, то ли Речи Посполитой) на свободные земли Приазовья.

В XVT—XVII веках приграничные земли в районе Белгородской засечной черты заселялись выходцами из центральных русских областей и православными переселенцами из Малороссии, принадлежавшей тогда Речи Посполитой. Новые жители освобождались от уплаты налогов, а за это должны были нести сторожевую службу и оборонять пограничье от татарских набегов. Эта земля получила название Слободской Украины и стала плацдармом для продвижения в глубь степи и освоения Донбасса. Сегодня эти территории составляют Харьковскую и Сумскую области Украины и Белгородскую область Российской Федерации.

Переселявшиеся с севера в регион наиболее решительные, пассионарные славяне заселяли речные долины, где вели жизнь вольных охотников и рыбаков. Со временем эти свободные люди получили название казаков.

Усиление крепостного гнета как в Московском царстве, так и в Великом княжестве Литовском (особенно после его объединения с Польшей в 1569) способствовало усилению миграции населения на свободные земли южного пограничья. Жизнь в условиях постоянной угрозы набегов сформировала особый тип местного первопоселенца: с косой в одной руке и саблей в другой. Как писал Э.Лясота в 1594: “кожний селянин, виходячи на польові роботи, завжди має рушницю на плечі і шаблю чи тесак за поясом”.

Из многочисленных теорий происхождения казачества наиболее достоверной является “уходничсская” - создание в Диком Поле общин вольных вооруженных людей, которые прибывали сюда на промыслы (охота, рыболовство, бортничество) и со временем сформировали новую социальную общность. Бунты 1530-х годов в Черкассах и Каневе и последующие репрессии, предположительно, могли заставить эти элементы отказаться от зимовки в городах и толкнуть на создание собственных поселений-зимовников в поле, из которых возникли первые казацкие городки, укрепленные засеками.

Первые упоминания в письменных источниках «казаков» относятся к концу XV века, но вплоть до середины XVI “казачество” было лишь образом жизни, техническим названием для степной партизанской войны славян против татар. Этим занимались и польско-литовская шляхта, и мещане из прикордонных городов, и селяне с хуторов, и вольные уходники. На этом базисе литовско-польские власти в первой половине XVI в. неоднократно пытались организовать пограничную службу. Позднейшая казацкая традиция записывает их представителей в «казацкие гетьманы», но на самом деле чаще всего это были старосты и воеводы пограничных местечек: Семен Полозович, Криштоф Кмичич, Остап Дашкевич, Предслав Лянцкоронский, Богдан Глинский, Бернард Претвич.

На Дону же в это время складывались свои казацкие общины, которые с самого начала активно сотрудничали с войсками русского царя Ивана Васильевича в его походах против татарских ханств Поволжья - Казанского и Астраханского. Заслуги атаманов Сусара Федорова, Морозова, Ляпуна и др. были вознаграждены царской грамотой 1570 года, в которой Иван Грозный даровал казакам права на земли по Дону с притоками (Хопер, Медведица). От имени казаков эту грамоту принял Михаил Черкашенин, считающийся первым атаманом объединенного Войска Донского. Таким образом, отношения дончаков с властями с самого начала носили более приязненный характер. Войско Донское осознавало себя военно-служилым сословием православного царя-батюшки. Также донские казаки, в отличие от днепровских (запорожских), положительно относились к созданию полноценных семей и поэтому недостаток природных казачек возмещали, беря в жены крещеных татарок и черкешенок. с ростом числа городков и улучшением материального положения семейных казаков становилось всё больше, и со временем донцы стали одним из субэтносов русского народа, в отличие от казаков Запорожской Сечи, оставшихся сугубо мужским братством.

Другим важным отличием была вера. Днепровские казаки, находясь номинально в подданстве Польско-Литовского католического государства, с самого начала находились в неравноправном положении по отношению к другим сословиям: привилегированной шляхте и католическому духовенству. Отказ от родной веры автоматически выводил их за пределы родного народа, приводил к денационализации, опoлячиванию. Таким путем шла верхушка новоформирующегося украинского этноса. Казачество активно пополнялось бежавшими на юг крестьянами, боевыми слугами и даже шляхтичами, искавшими тут вольной и богатой приключениями жизни, то есть изгоями своего сословия. Также был силен приток инонациональных: представителей европейских народов, татар и турок. Чтобы завершить тему этнической принадлежности казаков, приведем такие данные: в середине XVII века национальный состав Войска

Запорожского был таков: славяне (русские, украинцы, белорусы) - 34,2 %; азиаты (турки, татары) - 27,4 %; кавказоиды (армяне и др.) - 17,4 %; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) - 21 % (В.Семененко, Л.Радченко «История Украины».-Харьков, 1999.-С.105).

Впрочем, эта разница не мешала Запорожецам и донцам вести совместную борьбу против турецко-татарской агрессии. Уже в 1527г. крымский хан Сагиб-Гирей жаловался: “Приходят к нам черкасские и каневские козаки... с козаками путивльскими по Днепру под наши улусы и что только в нашем панстве узнают, дают весть в Москву”.

Между казацкими Доном и Днепром пролегла пустынная татарская степь, без малейших признаков постоянных поселений. Единственными ориентирами многие века оставались скифские курганы и каменные идолы «бабы». В рассказе запорожца А.Шафрана (1626), ехавшего с Дона в Киев «ради тому, чтоб уж людей доехать христианской веры», живописуются его 12-дпевныс скитания по ровной, как стол, степи между Тором и Кальмиусом, пока он не добрел, наконец, до русской стражи в Валуйках. Современные украинские историки отдают приоритет освоения Приазовья запорожским казакам, которые-де закладывали свои зимовники и пикеты по Донцу, Кальмиусу, Лугани. Но «запорожец» не значит «украинец», к тому же это всё времешюе жильё. А постоянные поселения, планомерно продвигающиеся с севера, здесь основывало правительство Русского государства. В системе Белгородской засечной черты в 1598 был основан Оскол, в 1599 - Валуйки, в 1600 возникли Алексеевка, Чернухино, слобода Старая Белая (ныне Старобельск Луганской области). В 1640-е годы донскими казаками были заложены Старый Айдар, Боровской и Луганский городки. В 1624 у Святых гор был основан постоянный пограничный пост первое документально зафиксированное постоянное поселение на наших землях. В 1644 был построен Торский острог (ныне г. Славянск). На пограничную службу России стали активно поступать и запорожцы. Известный казацкий лидер Дмитрий Вишневецкий-Байда в 1557-1561 служил воеводой у Ивана Г розного.

Одновременно с правительственными отрядами в донецкие степи шли и казачьи отряды, которые с разрешения Москвы или без такового обживали берега Северского Донца и Айдара. При этом казачья колонизация края шла сразу с двух сторон: с северо-запада из Слобожанщины и с востока с Дона. Сначала это были небольшие отряды, которые следили за татарами и лишь временно останавливались в Донбассе для охоты или добычи соли, но со временем донские казаки стали строить тут укрепленные городки и переселяться сюда. Тут в обширных и безлюдных степях казаки начали разводить скот и коней, нужных им для военных походов.

На Днепре в 1530-40-е годы возникла первая Запорожская Сечь на острове Томаковка. Попытки властей Польско-литовской державы подчинить себе растущее казачество, направив его против татарской угрозы, в конце XVI века обрели форму «реестра». В 1572 году король Сигизмунд издал указ о принятии на службу трех сотен казаков, которые были записаны в особый список- «реестр», получали жалование из королевской казны и начальника-шляхтича, которые назывался «гетманом». Первый официальный гетман – Ян Бадовский. В 1578 новый король Стефан Баторий набрал новый казацкий отряд - у же из 5 сотен, во главе с Яном Ориповским. Поскольку в реестр записывались чаще всего наиболее лояльные к Речи Посполитой, зажиточные казаки, то запорожцы с самого начала оказались расколоты на «реестровцев»» и «низовцев» казаков Сечи, живших внизовьях Днепра и весьма оппозиционных к польским властям.

 

2. Первые казацкие восстания конца XVI века

Люблинская уния 1569 года, объединившая Польшу и Литву в одно государство -«Речь Посполитую», а фактически подчинившая украинские земли Великого Княжества Литовского польскому гнету; Третий Литовский Статут 1588 года, зафиксировавший введение крепостного права; Сеймовая постанова 1590 года о раздаче «пустых земель за Белой Церковью в приватную собственность лицам шляхетского сословия», Брестская уния 1596, поставившая вне закона традиционную православную церковь — вот те ступени, радикализировавшие народные массы и толкнувшие их на ожесточенную борьбу против польской державы.

Предводителем первого крупного восстания стал польский шляхтич Криштоф Косинский. Пожалованный королевским универсалом землями в Ольшанице и Рокитном, он не успел даже вступить во владение, ибо имение было захвачено магнатом К.Острожским, киевским воеводой. Обычный для анархической Польши грабеж крупным магнатом мелкого шляхтича получил большой резонанс. Летом 1591 Косинский был избран гетманом (первым избранным, а не назначенным гетманом реестра) и осенью напал на Белоцерковский замок и захватил его, котряду реестровцев присоединились и низовцы. Местные мещане также радостно поддержали казаков и присягнули Косинскому. Вскоре повстанцы захватили Чуднов, Триполье, Переяслав, им присягнули Канев, Корсунь, Черкассы, Богуслав. Казаки еще мыслили привычными категориями: взяв под контроль большой регион, они начали предлагать свои военные услуги соседним державам. Первой стала Россия, куда направилось посольство с письмом. Сохранился ответ правителя Московского царства Бориса Годунова, где содержится обещание жалования за антитатарскую борьбу. В этом документе упоминаються некоторые старшины из окружения

Косинского: Яковицкий, Быстрицкий, Сашко Федорович, Кизима, Яков Осовский, Солмский, Матвей Федоров.

В ответ на панические жалобы князей Острожских королю была создана специальная комиссия по расследованию во главе с официальным протектором казаков Язловецким. Прибыв в марте 1592 к Фастову, комиссары предложили запорожцам снять Косинского с гетманства. Однако казаки отклонили это предложение и, несмотря на угрозы, категорически отказались от послушания. Уполномоченные объявили казаков вне закона, но ни на что большее не решились. Летом начались массовые беспорядки на Подолье, повстанцы осадили Киев. Осажденный в замке Острожский с трудом выпросил у короля разрешение на сбор «посполитого рушения» (шляхетского ополчения). Проблемы православного магната особо не тревожили католическую столицу.

В начале 1593 вблизи города Константинов собралось около 4-5 тысяч шляхетской кавалерии и немецко-венгерской наемной пехоты. Приблизительно столько же собрал и Косинский. 2 февраля произошло генеральное сражение у Пятки, не приведшее к однозначной победе какой- то стороны. Повстанцев потеснили, но в итоге они заперлись в городе и около недели успешно отражали атаки карателей. Замерзшие в поле и понесшие большие потери войска Острожского согласились па подписание перемирия. Казаки обязались свести Косинского с гетманства, сохранить лояльность к короне и возвратить захваченные пушки в замки. Кроме того, казаки признали свою вину и повторно присягнули князю «па вечный покой», после чего свободно отступили на Запорожье.

Вопреки казацкому обычаю свергать проигравших, Косинский остался гетманом. Это свидетельствует о его значительном авторитете. Пытаясь найти поддержку в соседних странах, Косинский снова обратился к Москве. Намек на это встречается в письме царя Федора Ивановича Донским казакам от 20.3.1593, где он велит «черкасам запорожским гетману Криштопу Косицкому быть на Донце». А весной 1593 Косинский снова отправился с войском на Черкассы. Староста Вишневецкий был заблокирован в замке. Но на этот раз фортуна отвернулась от гетмана — в одном из боев в мае 1593 он погиб (по другим данным, во время переговоров был убит слугами старосты). Однако восстание не прекратилось, и в конце концов князь в августе 1593 согласился подписать новое соглашение с казаками, больше похожее на капитуляцию. По его условиям, казаки получили свободный проход за пороги, князь должен был вернуть захваченное имущество, родственники погибших казаков- шляхтичей Косинского, Залевского и Снятовского получали право подать на Вишневецкого в суд.

Впрочем, обе стороны не собирались соблюдать его условия. Когда послы запорожцев явились в Киев для подачи официальной жалобы,

воевода Острожский арестовал их и подверг пыткам. Оскорбленные казаки снова подняли бунт и двинулись на Киев, чтобы восстановить справедливость. Чтобы снять осаду, поляки подговорили Крымского хана атаковать Запорожскую Сечь. Немногочисленный гарнизон Томаковки был разбит и Сечь разрушена татарами. Когда новости об этом достигли казаков, они согласились подписать мирное соглашение, получив в качестве компенсации за ущерб 12 000 злотых от городского казначейства.

Расплывчатый финал выступления дает возможность современным исследователям считать, что восстание Косинского никогда не было подавлено и рассматривать события 1591-1993 гг. только в качестве первого этапа большой казацкой войны конца XVI века.

После разгрома Томаковки казаки быстро восстановили Сечь на острове Базавлук. Военно-политическая ситуация изменилась: Османская империя начала крупное наступление на Балканах, и Австрия предпринимала активные попытки создания антитурецкой коалиции. Именно в это время, в декабре 1593, три тысячи казаков во главе с гетманом Григорием Лободой сделал набег на турецкий замок Оргеев на Д нестре. И в начале 1594 на Запорожье отправилось посольство во главе с Э рихом Лясотою, « Дневник» которого является ценным источником информации о той эпохе. В это же время на исторической сцене появился сотник Семерий (Северин) Наливайко, “военный слуга” К.Острожского. С разрешения князя он набрал отряд (2000-2500 ч.) для обороны от татар.

Прибывшие в июне 1594 на Базавлуцкую Сечь послы Лясота (Австрийский) и Василий Никифорович (Российский) выступили на раде, призывая казаков на войну против бусурман. В это же время здесь побывали и посланцы Наливайка, предложившие запорожцамм в подарок табун коней и союз в борьбе с татарами. Но пока казаки собирались, большая турецкая армия прорвалась через Молдавию в Галичину и далее в Венгрию. Отряд Наливайко немного потрепал татар в Молдавии, но затем потерял все трофеи и половину войска и отступил в Подолию. Осенью Наливайковцы напали на Брацлавские “рочки” (съезд шляхты) и перебили их участников. Началось открытое восстание. На юге Брацлавщины собрались основные казацкие группировки: “реестровцы” во главе с Я.Оришовским, запорожцы с Г.Лободою и “козацька збиранина” С.Наливайка. Вопреки польским уговорам соединенное войско двинулось в Молдавию. Князь Аарон быстро поддался казакам и дал присягу австрийскому Цесарю. Ограбив окрестности Ясс, казаки вернулись, захватили Бар и расположились на отдых, рассылая универсалы с призывом кантипольскому восстанию.

В 1595г. запорожцы Лободы снова ходили в Молдавию, осаждали Тягиню, Килию, Белгород, но безуспешно. Наливайко тем временем баламутил Белую Русь, взял Слуцк, Бобруйск, Могилев. Длительное пребывание казаков “на волости”, сопровождавшееся уничтожением шляхты, способствовало массовому “оказачиванию”. Крестьяне и мещане громили панские имения и объявляли себя «вольными людьми» - казаками. Были взяты Черкассы, Канев, Брацлав. В конце концов, Польское правительство, оккупировав Молдавию, подписало с турками мир, и освободившееся шляхетское войско повернуло против казаков. 28 февраля 1596г. польский коронный гетьман Е.Жолкевский атаковал наливайковцев у села Мациевичи, заставив его отступить в Дикое поле. В апреле возле Белой Церкви наконец произошло объединение запорожцев и наливайковцев, но слишком поздно. Карательное войско нанесло повстанцам тяжелые потери, заставляя отступать все дальше на восток.

Казаки отошли за Днепр, поставив табор в Переяславе. Здесь сосредоточилось 10-12 тыс. чел, но преимущественно это были обозные - женщины, дети, раненые, боеспособных казаков насчитывалось не более 3000. Обострились внутренние противоречия - на бесконечных радах решали, что делать: сдаться, или воевать до последнего, или отступать в Московские пределы. В конце концов решили уйти в Россию, но дойти успели только до Лубен, где были окружены польско-литовскими войсками. На очередной раде Лобода, обвиненный в тайном сговоре с поляками, был свергнут и казнен, гетманом став Криштоф Крсмпский. По итогам новых переговоров Наливайко был схвачен и выдан, однако и это нс помогло. Воспользовавшись прекращением боевых действий, польские жолнеры вероломно напали на табор и истребили почти всех. Вырваться удалось только отряду Кремпского, который ушел в Запороги.

После резни на Солонице воможность мирного решения казацкого вопроса в Речи Посполитой упала до нуля. Решением сейма реестр был ликвидирован, казачество поставлено вне закона. Невзирая на это в Запорожье быстро формировались новые отряды во главе с новыми «гетманами»: Криштоф Нечковский, Гнат Василевич, Тихон Байбуза, Федор Полоус.

Нуждавшееся в военной силе казаков правительство Польши недолго держало «баницию» (запрет) на реестр. Уже в 1600 году для ведения войны со шведами был набран новый, увеличенный до 2 тыс. казацкий отряд во главе с Самуилом Кишкой. Правда, никаких особых подвигов в Прибалтике казаки не совершили, ибо привычная степная борьба набегами по татарскому обычаю не подходила для ведения боевых действий против регулярной европейской армии. Недовольство казаков неподходящими условиями, обычными для Речи Посполитой задержками с выплатой жалованья и потерями привели к тому, что после гибели Кишки в 1603 году от случайной пули казаки бросили фронт и потянулись назад в Поднепровье, по дороге ограбив белорусские города Полоцк, Витебск, Могилев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: