Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек- архантроп ( питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных - на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для прочности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.
В Донбассе найдено несколько стойбищ древнейших людей. Все они располагаются в долинах рек недалеко от источников камня, из которого делали орудия труда. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Киров Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.
Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками современных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них Предназначалось для разделывания туш убитых животных. Палеоантропы умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.),
|
В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон. В 1968-1970 гг. донецкий археолог Д.С.Цвейбель исследовала стоянку этой эпохи в селе Белокузьминовка Константиновского района. Найдены нуклеусы, кремневые осколки, скребла и орудия с зубчатыми краями. Еще один памятник известен у поселка Курдюмовка недалеко от Артемовска. В древнем слое на глубине около 10 метров залегали кости древних бизонов и носорога, кремневые скребла и остроконечники.
|
Человек современного физического типа впервые сформировался ни Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens - человек разумный. Его называют также неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой - поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).
В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей поселка ине мог жить в одиночку.
В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на территории нашего края напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были различными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома - полуземлянки - из костей мамонтов.
Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых пластин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в наконечники и другие инструменты. При получении пластин образовывались призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов.
|
В балке Казенной у Амвросисвки обнаружил очень крупное скопление костей древних бизонов, а рядом с ним -стоянку эпохи позднего палеолита. На склоне балки в маленьком овражке сохранились кости тысячи животных. Вместе с останками бизонов найдены обломки наконечников, кремневые вкладыши и ножи. В нашем регионе следы пребывания охотников на мамонтов найдены у села Пришиб Славянского района, на севере Луганской области.
Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция - закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.
Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику -охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов.
В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой. По поверьям древних, красная охра символизировала очищение и возрождение после смерти. В Древности над Мариупольским могильником находилось длинное шалашеобразное сооружение. Могильник являлся родовой усыпальницей общины, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе. Подобные поздненеолитические могильники известны в порожистой части Днепра, где проживали родственные племена.
Энеолит (медно-каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания.
В конце энеолита впервые появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь. Такая насыпь называется курганом. Как правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Редко курганы содержат одно погребение, чаще их несколько - иногда до 25-30. Первые подкурганные энеолитические захоронения совершены в больших ямах и перекрыты сверху деревянным настилом. Погребенные густо посыпаны охрой. Таких погребений известно пока 20. В последующие периоды бронзового века (XXV-X вв. до н.э.) в донецких степях были насыпаны тысячи курганов. Сейчас их сохранилось около 6 тысяч. Научное исследование их началось более 100 лет назад. В начале XX в. выдающийся российский археолог В.А. Городцов провел раскопки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (часть современного Артемовского и Славянского районов).
В. А. Городцов заметил разницу в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России. По конструкции погребальных сооружений он назвал их древнеямной, катакомбной и срубной. Такое деление культур сохраняет свое значение и по сей день. Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах, катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру - подбой (она называется катакомбой), в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок.
В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни ерубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.