Внимание можно определить как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленной задачи. Оно выражается в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые в данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или Произвольный характер. Когда мы занимаемся деятельностью без волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить пределенную
работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер.
По мнению С.Л. Рубинштейна, непроизвольно е внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанав-ливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойство действующих на него раздражителей, их интенсивность и новизна, эмоциональность, связь с интересами и потребностями приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием. Это первичная форма внимания. Оно является непроизвольным продуктом интереса. Его часто называют пассивным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Причины возникновения непроизвольного внимания: связанная с характером внешнего раздражителя( увлечены каким-то делом, внезапно рядом раздается громкий стук в дверь. Это невольно привлечет ваше внимание). Всякое достаточносильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий запах - невольно привлекает внимание. Значимую роль играет относительная сила
|
Раздражителя контраст между раздражителями,а также длительность раздражителя, его величина и форма, его
новизна, необычность.. Вторая группа связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, имеющимся у него потребностям.Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному
реагировать на разговор о пшце. Третья группа связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает на себя внимание(идя по улице,
милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник - красоту старинного здания.)
Та к же вызывают непроизвольное внимание эмоции и чувства, которые вызывает тот или иной воздействующий на нас раздражитель. То, что является для нас интересным, эмоционально привлекательным, что вызывает чувства, является причиной непроизвольного внимания.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем что оно управляется сознательной целью.
В теории С.Л. Рубинштейна произвольное внимание характеризуется следующими чертам: -имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе не привлекает, поэтому носит всегда опосредованный характер.Во-вторых обычно представляется как активное. Произвольное внимание направляем мы сами. Втретьих, в произвольном внимании самым существенным является сознательное регулирование психической деятельности.
|
Произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны,произвольное внимание переходит в непроизвольное. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает' для нас непосредственный интерес,произвольное внимание переходит в непроиз-вольное.
Существует послепроизволъное внимание. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек ≪входит≫ в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Ученик берется за задачу потому,что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается,школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя крешению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато,правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача
становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник увлекается ею, она захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.