Восприятие пространства - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие
величины и формы предметов, их взаимного расположения. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемом органами внешних чувств.
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ
положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое п ространственным анализом. Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. Специальные
механизмы пространственной ориентировки - нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности:бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание и т.д
восприятие пространства - положения предмета в пространстве, еговеличины, контура, рельефа, так же как его покоя и движения, -совершается движущимся глазом, и мышечное чувство – в сочетании с зрительными ощущениями - играет в деятельности самого глаза существенную роль. Благодаря ему глаз
может наподобие руки ≪ощупывать≫ предмет. ≪Пространственное видение есть видение измерительное с самого начала своего развития≫, - пишет И.М.Сеченов. ≪Измерителями≫ служат ощущения, возникающие на основе
движения. Они помогают внести расчлененность и оформленность,которой восприятие неподвижного глаза не могло бы достичь
|
Восприятие формы предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак при ознакомлении с формой, это контур, он служит
разделительной гранью двух реальностей, то есть фигуры и фона. Движений глаза как бы вторично выделяют контур, и являются необходимым условием создания образа формы предмета. В осязательном восприятии.
чтобы определить наощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестетических ощущений
восприятие ≪плоскостной формы≫(отчетливое различение очертаний предмета, его границ) и≪глубинной формы≫ (формы реальных предметов действительности, существенную роль играют глз'бинные ощущения. Этим объясняется ряд зависимостей между формой предметов,отдаленностью, в которой они воспринимаются и их видимойвеличиной..
объекты, расположенные близко, кажутся меньше, и дальше. Находящиеся вдали, воспринимаются более плоскостно; поэтому кажутся иближе. чем ближе расположены объемные формы, тем сильнее глубинные ощущения и тем глубже кажутся воспринимаемые формы. При отдалении глубинные ощущения делаются слабее, и
воспринимаемая форма вблизи кажется вытянутой в глубину, а издали - несколько сплюснутой
Восприятие величины предмета. Величина предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза и
|
удаленностью от глаз наблюдателя. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью аккомодации и конвергенции. Аккомодация - приспособление глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях за счет изменения формы хрусталика при удалении и приближении предметов. Конвергенция-
сведение зрительных осей на фиксируемом предмете. Угол конвергенции используется как индикатор расстояния,
как своеобразный дальномер. Можно изменить угол с помощью призм, помещенных перед объектом.
Если угол конвергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается. Восприятие величины предмета определяется еще и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. поддержкой восприятия величин предметов служит знание о приблизительной величине предметов. Как только мы узнаем предмет,мы сразу воспринимаем его величину такой, какая она есть на самом деле.
В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу поскольку человек не просто воспринимает пространство он ориентируется в пространстве. добавочным механизмом для человека выступают понятия ≪правое≫ и ≪левое≫, с помощью которых человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства.
Восприятие времени - образное отражение длительности, скорости протекания и последовательности. в точной дифференцировке промежутков времени играют роль кинестетические и слуховые ощущения.
|
Элементарными формами являются процессы восприятия длительности, последовательности., в основе
которых лежат ритмические явления, известные под названием ≪биологических часов≫ – внутренние генетически запрограммированные ритмические механизмы, служащие для временного упорядочивания биологических функций и поведения (осн -ритм сердечной деятельности и метаболизм) восприятие продолжительности временных периодов зависит от интенсивности деятельности,и от эмоциональных состояний.. Более короткой кажется нам интересная и осмысленная деятельность. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно.
Второй уровень восприятия времени. опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды,
минуты, часы,. Точность опосредованного восприятия времени может заметно повышаться она может заметно обостряться благодаря упражнениям, в ходе которых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки
времени. Третий уровень восприятия времени. оценка длинных интервалов (время дня, время года и т.п.)
Восприятием движения называют отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве
Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе
умозаключения о движении объекта, помощью зрения мы можем получать информацию о движении
объектов двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения
Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек, утомленный или находящийся в состоянии опьянения. Восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удаления.