Мышление является высшим познавательным психическим процессом, который представляет собой порождение нового знания,активную форму преобразования человеком действительности.всегда связано с наличием
проблемной ситуации, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление порождает результат, какого ни в действительности, ни у субъекта в данный момент времени не
существует. Суть опосредованного познания заключается в том,что мы можем выносить суждения о предметов и явлений без контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Мышление совершается в обобщениях, что является специфической характеристикой, позволяющей отличать мышление от сенсорных и перцептивных процессов. Человек познает действительность,воздействуя на нее. Действие – это первичная форма существования мышления. мышление как отдельный психический процесс не существует, присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятия, воображении, памяти, речи.
Мышление, по А.В. Петровскому, - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов. Формой существования понятия является слово. путь формирования понятий - это движение
от частного к общему, то есть через обобщение.
Один из подходов к природе мыслительной деятельности предложил А.В.Петровский, в его концепции речь идет о социальной природе мышления.:д ля мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познаванием, но и с языком.. Познание предполагает преемственность знаний, Это возможно в случае их закрепления, сохранения и передачи. фиксация результатов познания осуществляется с помощью языка - в книгах,журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления. Мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества.
|
Концепция С.Л. Рубинштейна предполагает рассмотрение психологической природы мыслительных процессов: мыслительный процесс является актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, мыслящий акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как неудача. Мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. Мыслит не ≪чистая≫ мысль, а живой человек. Поэтому в акт мысли включается и чувство. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения≫. Эмоции, однако, способны не только искажать,но и стимулировать мышление. Мышление совершается в виде операций,направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом.Разрешение задачи требует значительного волевого усилия. Мышление соотносит, каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на
|
разрешение которой направлен мыслительный процесс.Совершающиеся таким образом проверка, критика, характеризуют мышление как сознательный процесс.
Учение Л.С. Выготского определяет двигательную природу мыслительных процессов. Всякая мысль,связанная с движением, вызывает некоторое предварительное напряжение соответствующей мускулатуры, выражая
тенденцию реализоваться в движении. И если эта мысль и остается только мыслью, то в силу того, что движение не доведено до конца, оно пребывает в скрытой форме. Сильная мысль о каком-либо предстоящем действии произвольно обнаруживается в позе или жесте, как бы в предварительных усилиях, которые мы собираемся сделать. Что чем сильнее и напряженнее мысль,тем яснее и сложнее ее двигательная природа. Напряженно думающий человек не довольствуется словами, которые он произносит про себя. Он начинает шевелить губами, иногда переходит на шепот, а подчас начинает громко разговаривать сам с собой. Если предложить человеку
пройтись по доске, лежащей на полу, он пройдет спокойно,Но стоит вообразить, что доска лежит на высоте 10 метров число благополучных переходов по этой доске упадет до минимума. Разница в обоих случаях объясняется тем, что во втором случае у проходящего будет совершенно живое и отчетливое о возможности падения, которое действительно и реализуется в девяти случаях из десяти. Таким образом, система наших мыслей, считает Л.С. Выготский, как бы предварительно организует поведение. И если я сначала подумал, а потом сделал, то это означает что внутренние реакции мысли сначала подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было установлено и подготовлено в мысли. Таким образом, мысль выступает в роли
предварительного организатора нашего поведения.