Понятие интеллекта.Модель интеллекта по Гилфорду




Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта, которые представлены в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже,когнитивистском и факторно-аналитическом подходах, в концепцияхинтеллекта, разработанных Дж. Гилфордом, Б.Г. Ананьевым и др.

Ж.Пиаже рассматриваются стадии развития интеллекта, которые одновременно выступают как структурные компоненты интеллекта. Стадии развития интеллекта привязаны к отдельному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития.

КОГНИТНВИСТСКИН подход основан на понимании интеллекта как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида.

В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы.

Г. Айзенка, существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

В факторно-аналитической теории Р. Кеттема выделяется два вида интеллекта: текущий, который существенно зависит от

наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный, в котором отражен прошлый опыт.

Факторно-аналитическая теория Ч. Спирмена – теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая

умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера.

Одной из наиболее известных и популярных сегодня является модель Дж. Гилфорда, который выделил три ≪измерения интеллекта≫: умственные операции; особенности материала, используемого в тестах; полученный интеллектуальный продукт. Заслугой Гилфорда является выделение ≪социального интеллекта≫ как совокупности интеллектуальны способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания людей. людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и

нестандартных решений) как основу креативности. Указанная способность противопоставляется способности к конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоенных алгоритмов

 

Понятие и функции речи

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе

определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. человек – общественное существо, его деятельность - бщественная деятельность и его сознание - общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной деятельности процесс сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Функция сознания - это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. По Рубинштейноу речь понимается как деятельность

общения посредством языка, как язык в действии. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение

слова. Значение слова, обобщенно отражающее предмет,включенный в реальные действенные общественные взаимоотношения

людей, определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. употребление слова в различных или изменяющихся контекстах приводит, в конце концов, к тому, что новое содержание не

надстраивается лишь над ним, а включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним вне данного контекста. С.Л. Рубинштейн особо выделяет

два положения, имеющих принципиальное значение.

1. ≪Речь, слово - не условный знак, его значение вне его; слово,речь имеют семантическое, смысловое содержание - значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета.Отношение слова как обозначающего к.обозначаемому им предмету -это познавательное отношение.

2. (Обозначающее отражение предмета в значении слова, как иотражение вообще, является не пассивным процессом

Слово возникает в общении и служит для общения≫

функции речи: речь как средство общения; как средство мышления, как носитель сознания; как носитель памяти; как средство управления поведением других людей; как средство регуляции собственного поведения человека Соответственно этим функциям речь является полиморфной деятельностью, то есть в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах:внешней, внутренней, монолога, диалога, исьменной, устной и т.д.

речь в жизни человека выполняет, прежде всего, специфическую обозначающую, а также коммуникативную функции. Слово потому и может служить для общения, что оно возникает вдейственном и сознательном общении. Вовлекая предмет вдеятельность, человек извлекает из него значение, оформляющееся в слове, которое, возникая в общении, служит для общения. Коммуникативная функция речи - использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. Эта функция включает в себя, в свою очередь, функцию речи как средства выражения и как средства воздействия.Речь как средство выражения (или эмоциональная функция).Эмоциональная функция речи принадлежит к генетически первичным ее функциям. Речь есть только там,где есть семантика, значение, меющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т.д. Стержнем или канвой смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений - наряду с жестом, мимикой и пр

Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций.Человек говорит для того, чтобы воздействовать. Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи, - в этом специфика речи в подлинном смысле слова.

Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и является действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является фактически в большей шш меньшей мере процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными

побуждениями. Для того, чтобы речь стала вполне осознанным действием,необходимо, прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу,которую должна разрешить его речь, то есть прежде всего ее основную цель.

Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу,которую поставил себе говорящий

 

Виды речи

Большинство исследователей психологии речи выделяют следующие виды речи: внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую, слышимую и видимую, речь жестов и др. С.Л.Рубинштейн, например, выделяет такие виды речи: речь жестов и звуковую речь; письменную и устную речь; внешнюю и внутреннюю речь.

Развитие мышления у человека существенно связано с развитием членораздельной звуковой речи.

Речь жестов. в звуковой речи современного человека жест играет некоторую роль. В виде, например, указательного жеста он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что недосказано или однозначно не

определено в контексте звуковой речи. В виде выразительного жеста он может придать особую экспрессию слову жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение. Чистая речь жестов является по преимуществу формой существования сенсомоторного, наглядно-действенного мышления

Письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Обычно письменная и устная речь выполняют разные функции.Устная речь, как правило, функционирует как речь разговорная в ситуации беседы. Письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем, как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. разговорная устная речь - ситуативная речь. В письменной речи всё должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь. Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной стороны, разговорной речью, речью-беседой, с другой - речью, ораторским выступлением, докладом,лекцией. Существуют также различные разновидности письменнойречи. Письмо будет по своему характеру, по стилю существенноотличаться от речи научного трактата; эпистолярный стиль - особый стиль;

К внешней речи относятся диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь - это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Монологическая речь - это развернутая и связная речь. Она предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция); требует тщательного отбора слов, оборотов. Внутренняя речь - скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику и значит социальна. мышление особенно тесно связано с внутренней речью.

Выделяют видимую ( обычная письменная речь, посредством сигналов (мигание прожектора, флажки). Слышимая речь – воспринимаемая с помощью слуха - звуковая разговорная, речь, передаваемая по радио и т.п. Осязательная речь - речь, воспринимаемая слепыми или глухонемыми при чтении по шрифту Брайля, ощупывания рукидругого человека, говорящего с помощью тактильной речи. эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение

между внешней и внутренней речью. Эта речь, направлена не на партнера по общению, а на себя, не рассчитана и не предполагает какой-либо реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: