ТВОРЧЕСКОЕ и критическое МЫШЛЕНИЕ




Творчество в узком смысле понимается как человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее

не существовавшее, имеющее общественно-историческую ценность. В более широком: смысле (и особенно распространенном в

психологии), творчество (творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты - знания, решения, способы действия, материальные продукты и пр.

Одним из первых, кто попытался ответить на вопрос о том, что такое творческое мышление, был американский ученый Джой

Гилфорд. Согласно его точке зрения уровень развития ≪творческости≫, креативности, определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Оригинальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллекту-альной новизне. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование. Образная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. Можно отметить определение творческого мышления, которое предложили Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон:

≪Творческое мышление - это мышление результатом которого является открытие принципиально нового или усоверше-нствованного решения той или иной задачи≫.. Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи;

Первое. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это

обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек

стремится применить его в первую очередь.

Второе. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике. -

Третье. Возникновение стереотипа мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.

Четвертое. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного ≪Я≫. В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

Пятое. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Шестое. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако

соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к мышлению._

Препятствиями творческого мышления могут выступать: конформизм, цензура, ригидность, желание найти

ответ немедленно.

Конформизм - желание быть похожим на другого – основной барьер для творческого мышления.

Цензура, в особенности внутренняя цензура Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на

окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.

Ригидность. - затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки Часто приобретается в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания,

принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию необдуманных, неадекватньк

решений.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Как правило, творческое решение является помехой для критического и наоборот. Цель критического мышления –тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п.

Препятствия на пути критического мышления- опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать, значит быть невежливым. Тесно связан с этим такой барьер как боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие - переоценку

собственных идей. неумение думать критически - это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: