Понятийное мышление — мьшшение, пользуясь которым человек,в процессе решения задачи обращается к понятиям,выполняет действие в уме, не имея дела с опытом,получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, характерно для научных теоретических исследований.
Образное мышление - материалом, которым здесь пользуется человек для решения задачи,являются не понятия, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются
люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. Решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов,их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С наглядно-действенного мышления начинается взаимодействие
с реальными объектами, определение их существенных свойств и отношений. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом обнаруживаются в процессе реального преобразования ситуации. Таким образом, определением ≪действенное≫ подчеркивается процесс реального преобразования ситуации.
В основе наглядно-образного мышления лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивной структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
|
Визуальное мышление представляет собой вид мышления, продуктом которого является порождение новых образов,
создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью по отношению к объектам отражения. Визуальное мьшшение продолжает и завершает процесс обобщенного отражения предметов и явлений, который был начат мышлением наглядно-действенным и наглядно-образным.
Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации
производства, тактических и стратегических закономерностей.
21 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫМЫШЛЕНИЯ
мышление совершается в соответствии с определенной логикой, поэтому в структуре мышления выделяют логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
|
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает их тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение часто является первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения.
Более глубокое познание с раскрытием внутренних связей, закономерностей и существенных свойств осуществляется видами мыслительных операций, - прежде всего анализом и синтезом.
Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, с
последующим их сравнением. Синтез - это соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему. Если анализ расчленяет проблему, то синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Абстракция - это выделение какой-либо стороны явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их
изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности, способы решения задач. Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Операцией обратной обобщению является конкретизация. Она проявляется в том, что из общего понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
|
Процессы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль по С.Л. Рубинштейну, является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Всякий мыслительный процесс выражается в
суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над
суждением. Рассуждение - это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Суждение -и сходный, и конечный пункт рассуждения. Рассуждение является обоснованием, когда,
исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует. Умозаключение — это серия логически связанных высказываний,из которых выводится новое знание. Определение понятий - это система суждений о некотором классе предметов, явлений, выделяющая их наиболее общие признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений,отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего,
а дедукция - вывод общего суждения из частных.