Запоминание - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе
запоминания включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное запоминание и непроизвольное,механическое и смысловое, а также опосредованное и непосредственное.
Непроизвольное запоминание происходит без специальнопоставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, безпредварительного выбора материала, подлежащего закреплению, применению каких-либо приемов запоминания. Полнота, точность ипрочность непроизвольного запоминания зависят от целей и мотивов
выполняемой человеком деятельности и способов ее осуществления.Исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, чтозапоминание более продуктивно, если запоминаемый материал входитв содержание основной цели деятельности. Продуктивностьнепроизвольного запоминания зависит от умственной активности,самостоятельности в работе: материал, не требующий умственныхусилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.
При произвольном запоминании человек, побуждаемыйопределенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим, или ему предлагается. произвольное запоминание — это специальное мнемическое действие;его успешность зависит от особенностей мнемических целей. Произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Таким образом, мнемическая направленность играет решающую
роль в продуктивности запоминания. Главное, что характеризует конкретное содержание направленности, - это требования, которымдолжно удовлетворять запоминание, то есть что именно должно бьпъ достигнуто в итоге запоминания.
|
задачи и установки мнемической направленности:
- направленность на ту или иную полноту запоминания т.е. сплошное или выборочное запоминание.
- направленность на точность запоминания, т.е. выучить его наизусть.или - запоминание максимально ≪своими словами≫.
- направленность на запоминание последовательности того, что воздействует на нас
- направленность па прочность запоминания задача запомнить материал на продолжительный срок или сохранить материал в памяти в течение хотя бы только краткого времени
Лучше всего запоминаетсяь то, что возникало в качестве препятствия, затруднения в деятельности≫.
Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Выделяют
осмысленное и механическое запоминание. Механичесое- запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. (заучивание статистических данных, исторических дат и т.д.) Основоймеханического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Осмысленное запоминание совершается при раскрытии различных логических,связей в запоминаемом материале при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку
запоминаемого материала и делает смысловое запоминание гораздо более продуктивным, чем механическое.
|
Осмысление материала достигается разными приемами, и,прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей игруппированием их в виде плана. выделение смысловых опорных пунктов
Непосредственное запоминание предполагает запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки. В отличие от него, опосредствованное - характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для запоминания,выполняющих затем роль ≪ключей≫ при воспроизведении материала
два фактора, влияющих на запоминание:особенности материала, подлежащего запоминанию (чем более осмысленна и значима для субъекта информация, тем лучше она запоминается) и контекст, в котором находится запоминаемый материал: исследования показали, что запоминание осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том
же контексте, что и во время его заучивания. Важную роль в процессе запоминания играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающей в память информации. Различают два типа повторения:информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, но долговременное запоминание становится возможным,только если осуществляется повторение второго типа, когда запоминаемые элементы активно включены в систему ассоциативных связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами,уже имеющимися в памяти (кодирование), - необходимое условие точного долговременного запоминания.