Запоминание. проблема произвольности запоминания.мнемическая направленность




Запоминание - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе

запоминания включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное запоминание и непроизвольное,механическое и смысловое, а также опосредованное и непосредственное.

Непроизвольное запоминание происходит без специальнопоставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, безпредварительного выбора материала, подлежащего закреплению, применению каких-либо приемов запоминания. Полнота, точность ипрочность непроизвольного запоминания зависят от целей и мотивов

выполняемой человеком деятельности и способов ее осуществления.Исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, чтозапоминание более продуктивно, если запоминаемый материал входитв содержание основной цели деятельности. Продуктивностьнепроизвольного запоминания зависит от умственной активности,самостоятельности в работе: материал, не требующий умственныхусилий, запоминается нередко значительно хуже и менее прочно.

При произвольном запоминании человек, побуждаемыйопределенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим, или ему предлагается. произвольное запоминание — это специальное мнемическое действие;его успешность зависит от особенностей мнемических целей. Произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Таким образом, мнемическая направленность играет решающую

роль в продуктивности запоминания. Главное, что характеризует конкретное содержание направленности, - это требования, которымдолжно удовлетворять запоминание, то есть что именно должно бьпъ достигнуто в итоге запоминания.

задачи и установки мнемической направленности:

- направленность на ту или иную полноту запоминания т.е. сплошное или выборочное запоминание.

- направленность на точность запоминания, т.е. выучить его наизусть.или - запоминание максимально ≪своими словами≫.

- направленность на запоминание последовательности того, что воздействует на нас

- направленность па прочность запоминания задача запомнить материал на продолжительный срок или сохранить материал в памяти в течение хотя бы только краткого времени

Лучше всего запоминаетсяь то, что возникало в качестве препятствия, затруднения в деятельности≫.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Выделяют

осмысленное и механическое запоминание. Механичесое- запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала. (заучивание статистических данных, исторических дат и т.д.) Основоймеханического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Осмысленное запоминание совершается при раскрытии различных логических,связей в запоминаемом материале при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку

запоминаемого материала и делает смысловое запоминание гораздо более продуктивным, чем механическое.

Осмысление материала достигается разными приемами, и,прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей игруппированием их в виде плана. выделение смысловых опорных пунктов

Непосредственное запоминание предполагает запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки. В отличие от него, опосредствованное - характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для запоминания,выполняющих затем роль ≪ключей≫ при воспроизведении материала

два фактора, влияющих на запоминание:особенности материала, подлежащего запоминанию (чем более осмысленна и значима для субъекта информация, тем лучше она запоминается) и контекст, в котором находится запоминаемый материал: исследования показали, что запоминание осуществляется лучше, если при восстановлении элементы материала находятся в том

же контексте, что и во время его заучивания. Важную роль в процессе запоминания играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающей в память информации. Различают два типа повторения:информация удерживается на уровне сознания в виде отдельных элементов, но долговременное запоминание становится возможным,только если осуществляется повторение второго типа, когда запоминаемые элементы активно включены в систему ассоциативных связей, образующих память. Установление связей между элементами запоминаемой информации и элементами,уже имеющимися в памяти (кодирование), - необходимое условие точного долговременного запоминания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: