Столетие великого взлета 3 глава




раньше сошествия Христа в преисподнюю по причине первородного греха*

В ходе диалога Бурхард дал отличное определение чистилища, обозначаемого пока что множественным числом- in purgatoriis: <Есть три рода Церквей, одна воинствует на земле, другая ожидает воздаяния в чистилище (чистилищах), другая торжествует с ангелами на Небесах>1. Знаменательное упоминание, в противовес забытому аду, о тройственной церкви, где церковь очищенных, определяемая как церковь ожидания, располагается между землей и небом. Текст содержит двоякое свидетельство: свидетельство прогресса чистилища и его пространственной концепции, а также существования в решительный момент альтернативной концепции, которая имела шансы восторжествовать: чистилище могло бы стать менее инфернальным. Это близко концепции Рауля Рыжего, мало известного автора XII века, который в своих <Гомелиях> (несомненно, конец столетия) в свою очередь говорил о душах, находящихся в чистилище (чистилищах): <Даже будучи временно наказуемы в чистилище (чистилищах), они, тем не менее, уже пребывают в определенной надежде на покой>2. Концепция чистилища как надежды - мы к ней еще вернемся.

HI Парижские разработки

Завершим главу двумя выдающимися парижскими мэтрами и канцлерами. В <Пяти книгах сентенций>, написанных до 1170 года, Петр из Пуатье (ум. 1205) ставил вопрос: <Если некто рассуждает таким образом: когда один из двух виновен одновременно в грехе смертном и в грехе вениальном, а другой - только в вениальном,

1 Conflictus Helveticus De Limbo Patrum, ed. F. Stegmuller in Melanges Joseph deChellinck, II, Gembloux, 1951, p. 723-744. Цитируемая фраза- на странице 737.

2 Homiliae de tempore* I, 43, PL, 155, 1484. Можно вместо мест (loca) подразумевать наказания (роепае). Я предпочитаю выражение /оса purgatoria, также встречающееся в то время, интерпретировать так in purgatoriis, что в любом случае отражает стремление к локализации.

I-S71

равном вениальному греху первого, то они будут караемы неравными наказаниями, поскольку один будет караем вечно, а другой только в чистилище (чистилищах) (in purgatoriis)* и любая очистительная кара (репа purgatoria) будет слабее любой вечной, и один не заслуживает большей кары за свой вениальный грех, чем другой: стало быть, по отношению к нему это будет несправедливо. Это заблуждение. Оба виновных в равном вениальном грехе, заслуживают одинаковой кары за свои грехи, но один будет наказан в этой жизни, а другой в очистительном огне (in igne purgatoria) -, а любое наказание на этом свете - меньше, чем любое наказание очищающим огнем (ignis purgatorii); стало быть, это будет несправедливо по отношению к другому>1.

Замечательный анализ/ накануне рождения чистилища он собрал весь словарь очистительной сферы, выделил связь между очищением и вениальным грехом, использовал пространственно ориентированное выражение in purgatoriis и продемонстрировал заботу, уже почти маниакальную, об учете покаяния и очищения, которая будет характерной для практики чистилища в XIII веке.

В недатированной проповеди о поминовении умерших Превостин из Кремоны, (ум. 1210) также использовал выражение in purgatoriis: <Поелику иные претерпевают очищение в чистилище (чистилищах), нам должно заниматься ими, ныне более недостойными, молясь за них, расточая жертвы и даяния>2. Налицо связь между учрежденным клюнийцами в предыдущем столетии поминовением 2 ноября и рождающимся чистилищем, скрепленная чистилищем литургическая цепь между живыми и мертвыми.

f PL, 211, 1064.

2 (См.: J. Longcre, CEuvres oratories de moot res parisiensau XII sieck, t II, Paris, 1975. p. 144. л. 16).

Глава 5

: место для очищения

В середине XII столетия огонь имел тенденцию не только напоминать место, но и пространственно воплощать очищение, предназначенное некоторым покойным. Однако этого было недостаточно, чтобы конкретизировать точное пространство загробного мира. Здесь мне придется, не перегружая излишними деталями, увлечь читателя в техническое исследование, которое необходимо в силу концентрации поиска на отдельных местах и кругах выработки христианского учения в XII веке.

Подходя к моменту появления чистилища как определенного места и, в грамматическом плане, существительного purgatorium (чистилище), я должен коснуться проблемы аутентичности текстов и проблемы датировки.

mm Между 1170 и 1180 годом: авторы и даты

В сущности, эрудиты в прошлом, а иной раз вплоть до сего дня, обманывались насчет текстов, ошибочно приписывавшихся церковным авторам, умершим до 1170 года, что заставляло верить в преждевременное рождение чистилища. Чуть ниже я буду говорить о двух текстах, приписывавшихся: один - святому Петру Дамиану, умершему в 1072 году, другой- святому Бернарду, умершему в 1153-м. Начну с выдержки из проповеди, которую до конца XIX века считали трудом Гильдеберта Лаварденского, епископа Манса, одного из главных представителей <поэтического ренессанса> земель по Луаре XII века, умершего в 1133 году.

Речь идет о проповеди по случаю освящения церкви на тему из псалма 122 (121):3: <Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно>. В сравнении, отразившем экстраординарный взлет архитектурного строительства в XI-XII веках, автор проповеди говорит:

При строительстве города сходятся три элемента. Во-первых, из карьера с помощью железных молотов и ломов великим трудом и потом людей добываются камни; затем, долотом, тесарём и шаблоном они обтесываются, выравниваются, обретают прямоугольную форму; и, в-третьих, укладываются на свое место рукой ремесленника. Точно так же при возведении Небесного Иерусалима должно различать три фазы: отделение, очищение и <местоположение>. Отделение бывает насильственным, очищение очистительным, местоположение вечным. В первой фазе человек пребывает в ужасе и печали; во второй - в терпении и ожидании; в третьей - во славе и ликовании. В первой фазе человек просеивается как зерно, во второй - подвергается пробе как серебро; в третьей - он помещается в сокровищницу...

Продолжение проповеди разъясняет этот, впрочем, достаточно прозрачный образ с помощью ряда библейских текстов, в том числе Первого послания Павла коринфянам (3:10-15). Первая фаза- это смерть, вторая - переход в чистилище, третья - вхождение в рай. Относительно второй фазы он уточняет, что именно те, кто поступает с деревом, сеном, соломой, проходят искупление в чистилище (in purgatorio). На сей раз слово <чистилище> присутствует в тексте как существительное. Чистилище существует, это первое из мест, куда поступают (временно) избранные, прежде чем отправиться в обетованный им рай. Поскольку автор проповеди упоминает здесь только о пути избранных, то проклятые, которые отправляются прямо в ад, остаются в стороне. Далее он раз-

1 PL, 171, col. 739sqq. Наиболее интересная часть этого отрывка в латинском оригинале выглядит следующим образом:<... Ad bunc modum in aedifica-tione coelestis Jerusalem tria considerantur, separation, positio. Scparatio est violenta; politic purgatoria, position aeterna. Primum est in augustia et afflic-tione; secundum, in patientia et exspectatione; tertium in gloria et cxsultatione. Per primum (cribratur) bomo sicut triticum; in secundo examinatur bomo sicut argent urn; in tertio reponitur in tbesaurum* (col. 740).

вивает очень важную идею. Согласно ему, литургический тридуум: канун Дня Всех Святых, День Всех Святых, поминовение умерших - соотносится с помощью небольшой хронологической акробатики с тремя фазами пути избранных покойных. Действительно, канун празднования, день поста, соответствует первой фазе, отделению, но требуется переставить порядок двух следующих дней, чтобы символика была соответствующей. Именно третий день, день поминовения умерших, соответствует чистилищу: <На третий день следует поминовение умерших, для того чтобы проходящие искупление в чистилище, обрели либо полное отпущение грехов либо смягчение наказания1. Снова появляется выражение <в чистилище> (in purgatorio). Венец всему - второй день, который является <торжественным днем, символом избытка радости>.

Эта проповедь, приписывавшаяся Гильдерберту Ла-варденскому> была в 1888 году восстановлена за ее подлинным автором, Петром Пожирателем, и недавние исследования подтвердили его авторство2. Петр Коместор,

1 (PL, 171, col 741).

2 Haureau in Recherches de theologie ancienne et medievale, Ш, 1932, p. 54-66. A. Landgraf in Recherches de theologie ancienne et medievale. III, 1932, p. 292-306, 341-372. A. Wflmart in Revue benedict inc, 47,1935, p. 12-51. M. M. Le-breton in Bulletin dinformation de Itnstitut de Recherche et dHistoire des lex-res, 2 (1953), p. 25-44. Шнейер в 1972 г. (см.: Repcrtorium, der lateinischen sertnones des Mittclalters fur die Zcit von 1150-1350, t IV, 641) признал за Петром Пожирателем авторство 85-й проповеди () из старого издания Божандра (1708). Авторство Гильдеберта еще раз отметил Минь (PL, 171, col. 739 sqq). Ф. Долбо любезно сравнил для нас два древнейших манускрипта, известных до сего дня. Он подтвердил авторство Петра Пожирателя и отрывок in purgatorio (Ms Angers 312 93030. f. 122 v° - оба конца XII в.). Но он обнаружил более древний манускрипт (Valenciennes, Biblioteque municipale 227 (218) f. 49), в котором отсутствует часть фразы in purgatorio polintur. Поразительно, что Иозсф Нтедика, в общем весьма сведущий, писал о Гильдеберте: <Он был, вероятно, первым, кто употребил слово purgatorium* (см.: UEvohition de la doctrine du purgatoire chez saint Augustin, Paris, 1966, p. 11, n. 17). О Петре Пожирателе см. также: I. Brady

или Мандукатор, иначе говоря, Пожиратель, поскольку, по словам современников, был большим охотником до чтения книг, являлся учеником Петра Ломбардского. Став ректором Парижской церкви, преподавал в школе Нотр-Дам после возвышения Ломбардского в епископат в 1159 году и умер, вероятнее всего, в 1178 или 1179 году. Он был одним из первых, если не первым, кто дал глоссу, комментарий к <Книге изречений> Ломбардского. Оставил богатое наследие. Его проповеди трудно датировать. Зато можно утверждать, что трактат <О таинствах> (), в котором также затрагивается вопрос о чистилище, был написан в 1165 - 1170 годах.

В нем Петр Пожиратель относительно покаяния отметил прежде всего, что очищение избранных осуществляется более или менее быстро в очистительном огне (in ignispurgatorio) в зависимости от тяжести грехов и покаяния, а также ссылался на Августина (<Энхиридион>, 69). Далее он отвечал на вопрос, может ли покаяние, которое не могло быть исполнено в этой жизни, быть совершено в ином мире. Бог, будучи милостив и справедлив, в силу своего милосердия прощает грешников, которые не должны караться слишком тяжкой карой, иначе говоря, карой вечной. Но принимая во внимание справедливость, он не оставляет греха безнаказанным. Последний должен быть наказан либо человеком, либо Богом. Но раскаяние сердца может быть столь сильным, что, даже если оно не завершилось покаянием на этом свете, умерший может быть пощажен очистительным огнем (immu-niseritab igne purgatorio). Зато тот, кто умер без покаяния, караем вечно. Другой вопрос: если по небрежению или неведению священника человеку назначено покаяние, несоразмерное тяжести его прегрешений, то достаточно ли ему исполнения этого покаяния, или Бог может после смерти назначить ему дополнительную кару в очистительном огне (in igne purgatorio)? Здесь снова, согласно Пожирателю, все зависит от степени раскаяния. Если оно достаточно велико, то может избавить от дополнительного наказания, но это зависит от оценки Бога. Следующий вопрос непосредственно касался чистилища: "Что такое очистительный огонь и кто должен проходить чеpes него?" (Quid est ignis purgatorius, et qui tint transituri per eutnf). Петр Пожиратель отвечал, что одни говорят, будто это огонь <материальный>, а не <простейший>, не тот огонь, для которого топливом является дерево, но огонь> существующий в подлунном мире, после дня судилища он исчезнет как и все преходящее. Для других этот огонь есть не что иное, как само наказание. Если его называют огнем, то только потому, что оно сурово и жгуче, как огонь. Но поскольку наказание может быть губительным и вечным, а в данном случае последнее не верно, то этот огонь называют очистительным, иначе говоря, не истребляющим, но очищающим через временное наказание, а не через вечную кару. В любом случае, добавлял Петр Пожиратель, каким бы ни был этот огонь, надо верить, что христиане, хотя и не все, пройдут через него. Речь идет о тех, кто не завершил покаяния в этой жизни. Но одни страдают больше других, некоторые избавляются от этого огня скорее, чем другие, в зависимости от тяжести прегрешений и покаяния и согласно силе раскаяния. Только совершенные избегают, как считается, огня очищения, ибо, несмотря на то, что никто не может быть без грехов вениальных, однако же усердие любви (fervor caritatis) способно уничтожить в них вениальные грехи1.

Возможны два объяснения этих текстов. Или текст первой проповеди был подретуширован переписчиками, редактировавшими манускрипты, или же Пожиратель вообще не говорил о чистилище, а употреблял традиционное выражение <в очистительном огне>: in igne purgatorio. Достаточно было добавить (или пропустить) короткое слово igne. В таком случае автор становился бы всего лишь еще одним свидетелем неизбежности возникновения чистилища и емуоставалась бы заслуга установления прямой связи близкого чистилища с литургией начала ноября. Но мне представляется более вероятным, что Петр Пожиратель действительно употребил существительное чистилище и, таким образом, стал если

1 Pierre Je Mangeur De Sacramentis, De penitentia, chap. 25-31, ed. R.M. Martin in Spicilcgium sacrum Lovaniense, XVII, appendice, Louvain, 1937, p. 81-82.

не изобретателем> то, до крайней мере, одним из первыл примени тел ей неологизма> связанного с развитием, по-моему, революционным, географии потустороннего. Два элемента- помимо древности манускриптов- могут подкрепить такую гипотезу. Петр Пожиратель занимал центральное место среди парижской интеллигенции. Ибо для меня нет сомнения, что чистилище родилось именно в этой среде- а точнее, в школе монастыря Нотр-Дам-ле-Лари. С другой стороны, Коместора называли <одним ив самых оригинальных умов> своего времени (Оро). Этот малоизученный и малоизвестный интеллектуал мог сыграть новаторскую роль в той области, где его учитель Петр Ломбардский ставил проблемы в формулировках, допускающих дальнейшее развитие. Согласно этой гипотезе, до НТО года употреблялось расхожее тогда выражение <очистительный огонь> и, развивая свои идеи между 1170 годом и годом кончины, он использовал неологизм, рождение которого приходится, таким образом, на десятилетие 1170-1180. Гипотеза вполне согласуется с другими свидетельствами, которые, не будучи абсолютно убедительными, шли в том же направлении. Прежде чем рассмотривать их, я хотел бы дополнить наше досье об идеях Коместора относительно промежуточного времени между смертью и воскресением, приведя текст, затрагивающий на сей раз вопрос о лоне Авраомовом.

Текст этот взят из самого известного труда Петра Пожирателя, которому он обязан прижизненной и посмертной, на все оставшееся Сред невековье, ела вой: <Схоластической истории>. В 103 главе <Схоластической истории> он воспроизвел и прокомментировал историю бедного Лазаря и скверного богача (Лук. 16). <Лазарь, - утверждал он, - был помещен в лоне Авраамовом. В сущности, оно находилось в верхней части инфернального места {in superiori marginc infernilocus), где есть немного света и нет никаких материальных наказаний. Именно там, вплоть до нисхождения Христа в преисподнюю, обретались души избранных. Место сие, из-за царящего там спокойствия, было названо лоном Аврамовым, подобно тому, как мы говорим о материнском лоне. И было дано ему имя Авраама, ибо он был первым путем веры {prima credent!)...>.

<Историческое> определение лона Авраамова, помещенного между временами патриархов и схождением Христа в преисподнюю. Подобно тому как Христос закрыл преисподнюю, люди Средневековья собирались закрыть лоно Авраамово, которое сохранилось в Новом Завете, Впредь, в сущности, промежуточные пространство и время будут заполнены только чистилищем, но поскольку ощущалась потребность в чем-то похожем на лоно Авраамово для дохристианских праведников и умерших некрещеными младенцев, то впредь прибежищем будут два дополнительных места потустороннего мира: лимб патриархов и лимб младенцев.

Вторым (а в хронологическом порядке, возможно, первым) теологом, который заговорил о чистилище как таковом, был О дон из У река на (именуемый также Эдом из Суассона)2. Он был одним из наиболее значительных наставников своего времени. Вслед за Ломбардским, учеником или, по мнению других, противником которого он был, он создал очень деятельную, пережившую его школу. Он придал решающий импульс вопросу (question характерному схоластическому жанру, доведенному им до завершенной формы <истинного диспута, где роли распределялись между двумя различными особами> (Ландграф). Одон из Урскана, будучи магистром школы Нотр-Дам-де-Пари, удалился в конце жизни в цистерци-анское аббатство Урскан (в Эн), где и умер в 1171 году. Его ученики издали его <Вопросы> в виде отдельных сочинений.

Именно в одном из этих сборников, вышедших под именем Одона из Урскана, мы встречаем чистилище в вопросе о <Душе в чистилище> (

1 PL, 198, col. 1589-1590.

2 Прояснить реальность мешает факт наличия ко второй попоит ic XII в. в Париже нескольких Одонов, или мэтров Одонов, один на них был ректором с 1164 no 1168 г. См.: М. М. Lebreton in Bulletin de Г Instil и i de Reeherches et d%Histoire des Jextcs, 3,1955, p. 33-54.

Душа, отделенная от тела, тотчас поступает в чистилище (intrat purgatorium statim); там она очищается, стало быть, извлекает пользу. Противоположное мнение: она претерпевает эту кару против своей воли, стало быть, пользы не извлекает.

Далее следовало несколько аргументов относительно возможности приобретения заслуг от претерпевания этой кары. Затем делался вывод:

Истинно, что некоторые души по отделении от тела тотчас вступают в очистительный огонь (statim intrant purgatorium quemdam ignem), но там очищаемы не все, лишь некоторые. Все, кто туда вступает, подвергаются каре. Тогда не лучше пи было именовать огонь сей карающим (punitorius), а не очищающим {purgatorius), но он приобрел самое благородное слово. Среди душ, которые вступают туда, одни очищаемы и караемы, другие - только караемы.

Очищаемы и караемы те, кто принес с собой дерево, сено и солому; иное дело те, кто вольно или невольно в конечном счете не покаялся в своих вениальных грехах или не исповедался в них, захваченный смертью врасплох. Только караемы те, кто после исповеди и покаяния во всех грехах умерли до исполнения покаяния, назначенного им священником; они не очищаются, ибо никакой грех им не прощен, по крайней мере, они не очищаются в широком смысле, ибо очищение есть синоним избавления от должной кары. <Быть очищенным> говорится в собственном смысле о ком-то, кому грех прощен; таким образом, средне добродетельные тотчас вступают в чистилище (hi ergo qui sunt mediocriter boni, statim intrant purgatorium).

Собеседник оживлял дискуссию постановкой следующего вопроса:

Если умирающему, раскаивающемуся во всех своих грехах, священник говорит: освобождаю тебя от всякой подобающей тебе кары, даже от той, которую ты должен претерпеть в чистилище (in purgatorio), то будет ли он, тем не менее, наказан в чистилище?

Ответ наставника:

Вот род вопроса, на который Бог ответил бы лучше (чем я). Я могу сказать единственно, что священник должен действовать разумно.

Далее следовала показательная фраза:

Поскольку огонь сей кара материальная, то находится он в некоем месте. Но где находится оное место, я оставляю сей вопрос без ответа1.

В данном тексте поражает разнородность словаря, если не идей. То речь идет о чистилище, то об очистительном огне. Утверждается локализованный, пространственный характер чистилища, либо указанием на него, либо сведением его к месту, где должен находиться огонь. И завершается все признанием неведения о локализации этого места.

Эти констатации подтверждают мнение А. М. Ландграфа: <Вопросы> той эпохи, в частности, те, что приписываются Одону из Урскана, являлись компиляцией <Вопросов> нескольких авторов с вымышленной, трудно проверяемой идентификацией2.

Резонно предложить следующее объяснение: <Вопросы>, приписываемые Одону из Урскана были составлены на основе записей лекций этого наставника, но форма (в том числе и словарь) их была пересмотрена, а некоторые идеи, не принадлежащие Одону, введены при редактировании, осуществленном, несомненно, между 1171-м,

1. ЭТИ опубликованы

2 A. M. Landgraf in Reeherches de theologie ancienne ct medicvalc, 6,1934, p. 368-393, а также 7, 1935, p. 113-128, На стр. 117 седьмого тома Ландграф высказывается о вопросах, изданных Питрой, и цитирует работы: М. Chossat

годом смерти Одона, и примерно 1190-м, возможно даже в десятилетие 1171-1180 годов. Там, где Одон вел речь еще только об очистительном огне, его ученики говорили уже о чистилище. Пространственная привязка места ПРИНИМАЛИСЬ как факт установленный> но локализация оставалась неопределенной. Выражение mediocriter boni (<средне добродетельные>), восходящее, несомненно, к Петру Ломбардскому, выявляет другую грань системы.

Фальсификатор чистилища

Пора рассмотреть два текста, которые, несомненно, поднимают больше всего проблем, особенно второй. Первый приписывался святому Петру Дамиану, знаменитому отшельнику и итальянскому кардиналу первой половины XI века, но это сомнительное авторство уже опровергалось историческими исследованиями1.

Вторым является проповедь, которая приписывалась святому Бернарду, умершему в 1153 году, и ученые, издавшие полное собрание трудов святого Бернарда, отец Жан Леклерк и Аири Роше подтвердили его авторство, указав При этом, что собрание, в котором находится этот текст, не позволяет говорить

0 его подлинности с той определенностью, какую дают другие собрания проповедей святого Бернарда. Я же убежден, что эта проповедь не принадлежит святому Бернарду2. Если предположить, что основа ее аутентич-

1 О. L Blum, St. Peter Damian: His Teaching on the Spiritual Life. Washington, 1947; /. Ryan

2 Уже Partohgie latinc приписывала эту проповедь Николаю Клерво-скому (PL, 184, 1055-1060) при том, что ее можно обнаружить под именем Петра Дамиана в этой патрологии в томе 144, 835-840. Это проповедь по случаю праздника св. Николая, который был одним из <патронов чистилища>. Проповедь, приписываемая св. Бернарду, включена в полное собрание его трудов, изданное Ж. Леклерком и А.-М. Роше (Opera, VI/1, р. 255-261). О проповедях De divcrsis, приписываемых св. Бернарду, и, в частности, о 42-й проповеди, см.: Н.-М. Rochals такжеа

на, значит, она претерпела формальные модификации, очевидно весьма значительные. Во-первых, мне пред* ставляется невозможным говорить о чистилище как о месте, обозначавшемся именем существительным раньше 1153 года. Во-вторых, совершенное выражение системы трехчастного пространственно определенного потустороннего мира, представленное в этом тексте; <Есть три места, обретаемых в качестве предназначения душами умерших в зависимости от соответствующих заслуг: ад, чистилище, небо>, - кажется мне еще более невероятным в первой половине XII века, когда господствовала, как мы видели, весьма значительная неопределенность относительно устройства того света.

Прежде чем формулировать гипотезы, рассмотрим тексты. Темой обеих проповедей является существование пяти сфер в естественном и сверхъестественном мире.

Первой является сфера dissimilitude* неподобия Богу, создавшему человека по своему образу и подобию, от которого человек отклонился через первородный грех. Этой сферой является земной мир.

Второй сферой выступает монастырский рай. <Воистину монастырь есть рай> - такова одна из многочисленных фраз, обнаруживающихся текстуально в обеих проповедях. Подобное возвеличивание монашеской жизни превращает монастырь в место блаженства уже на этой земле.

Третья - сфера искупления. Сама по себе она состоит из трех разных> в зависимости от заслуг покойных, мест. Их обозначение в обеих проповедях не совпадает, хотя речь идет об одних и тех же местах. В проповеди псевдо-Петра Дамиана речь идет о небе, местах инфернальных и местах очистительных (caelum* loca gehennalia* loca purgatoria), В проповеди псевдо-Бернарда, как мы уже видели, речь идет об аде, чистилище и небе (infernus, purgato-rium, caelum)* перечисляемых к тому же в ином порядке.

Четвертой оказывается сфера геенны. Можно поставить вопрос, чем эта сфера отличается от инфернальной части третьей сферы. Этому нет удовлетворительного объяснения ни в одной из проповедей. Тем не менее, по-видимому, объяснение должно сменять порядок от одной к другой проповеди. В проповеди псевдо-Петра Дамиана инфернальные места третьей сферы предназначены, по-видимому, для грешников, умерших в состоянии смертного греха, а четвертая инфернальная сфера является скорее обиталищем нечестивых. В проповеди псевдо-Бернарда, напротив, ад третьей сферы отведен для нечестивых, это сказано совершенно определенно, тогда как четвертая инфернальная сфера предназначена для дьявола и его (злых) ангелов, а также подобных ему людей, иначе говоря, преступных и порочных.

И наконец, пятая сфера есть сфера сверхнебесного рая, где блаженные лицезреют Святую Троицу, как говорит псевдо-Бернард, это есть град великого Царя, то же самое утверждает псевдо-Петр Дамиан.

При большом сходстве эти два текста вариативны. Дабы не наскучить читателю, приведу пример только одной, третьей сферы, в которой обретается наше чистилище.

Псевдо-Петр Дамиан

Итак, покинув мир и порядок жизни избранной (монастырь), перехожу в третью сферу, каковой является сфера искупления. Здесь отец милосердный испытует детей своих, тронутых порчей, как испытуют серебро; он ведет через огонь и воду, чтобы привести к успокоению (refrigerium, Пс. 66/65). Должно различать три места, в кои распределяются души в зависимости от различия их заслуг. На небо немедленно взлетают те, кто использовал телесное вместилище как узилище, сохраняющее человеческую сущность незапятнанной и чистой. Напротив, Псевдо-Бернард Третья сфера суть сфера искупления. Существует три места, в кои распределяются души в зависимости от различия в заслугах: ад, чистилище, небо. Те, что пребывают в аду, не могут обрести искупления, ибо в аду нет никакого искупления. Те, что пребывают в чистилище, ожидают искупления, но должны прежде претерпеть пытку либо жаром огня, либо суровостью холода, либо всякой иной жестокой карой. Те, что на Небесах, наслаждаются радостью лицезрения Бога, братья Христа по сути, сонаследники во славе, подобные в вечном блаженстве. Поелику первые те, кто до самой кончины творил деяния, достойные смерти, немилосердно отправляются в инфернальные места. Те, кто не относится ни к тем, ни к другим, но находится между ними, кто совершал смертные грехи и с приближением смерти покаялся, но не завершил покаяние, недостойные быть немедленно в радости, но равно недостойные гореть вечно, получают в удел свой места очистительные, где они бичуемы, но не до бессознательности (? insipientia), дабы по выходе оттуда переместиться в царство. За тех, кто на небесах, нет необходимости молиться, ибо они молятся за нас, а не мы за них. За тех, кто в аду, молитвы бесполезны, ибо закрыты для них врата милосердия и запретна для них надежда на спасение. Зато ради тех, кто исправляется в местах очистительных, надо неустанно молиться, помогать им через жертву (мессу) {sacrificio singular!), дабы Отец милосердный быстрее претворил их наказание в покаяние, их покаяние в прославление. Ступай за ними с сокровенным чувством любви и возьми с собой сострадание.

не заслуживают искупления, а третьи в искуплении не нуждаются, нам остается идти среди посредственных из сострадания, будучи в единении с ними в силу человеческой природы. Я вниду в оную сферу пи посмотрю на сие великое явление (Исх. 3:3), коим благой Отец, ради превознесения сынов своих, оставляет их в руках искусителя не для убиения, но ради очищения; не из гнева, но по милосердию; не для истребления, но ради наставления, чтобы впредь не были они сосудами гнева, готовыми тс погибели (Рим, 9:22--23), но сосудами милосердия, приготовленными к славе. Итак, восстану я, дабы помочь им: буду взывать моими стенаниями, умолять моими воздыханиями, заступничать моими молитвами, угождать жертвоприношением, (мессой) {sacrificio singulari) ради того, чтобы, на тот случай если Господь видит и судит (Исх. 5:21), обратил он тяготу в упокоение, страдание в славу, побои в венец. Сими обетами и им подобными покаяние их может быть сокращено, их тяготы завершены, их наказание упразднено. Проходи же, верующая душа, сферу искупления, и узри там происходящее и в промысле оном возьми с собой сострадание.

Несмотря на расхождения между этими двумя текстами, более всего поражает аналогичность структуры и мышления, подкрепляемая рядом идентичных выражений. Одним из главных отличий является использование понятия loca purgatoria (очистительные места) псевдо-Петром Дамианом и понятия purgatorium псевдо-Бернардом.

Тут можно было бы предположить, что авторы данных текстов пользовались одним и тем же источником либо один из них, скорее всего псевдо-Бернард, был знаком со вторым текстом и испытал его сильное влияние, Эту гипотезу я бы не стал поддерживать. Специалисты по Петру Дамиану уже выдвигали идею, что автором подложной проповеди Петра Дамиана мог быть Николай Клервоский, известный как <искусный фальсификатор> (, по выражению Ф. Дресслера). Николай, будучи секретарем святого Бернарда, как известно, фабриковал фальшивые тексты святого Бернарда. Девятнадцать проповедей, безосновательно приписываемых Петру Дамиану, находятся в оригинале в одном манускрипте Ватиканской библиотеки, где они соседствуют с проповедями святого Бернарда (или приписываемыми святому Бернарду). Разумеется, 42-я проповедь там отсутствует, но сосуществование этих двух собраний проповедей наводит на размышления. Я подозреваю, что автором обеих проповедей был Николай Клервоский, гениальный фальсификатор, стилизовавший одну из них под Петра Дамиана, другую - под святого Бернарда1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: