Потусторонние миры до чистилища 11 глава




1 См. великолепный труд). Ntedika, V Evocation de Vau-dela dans la print pour its marts. Etude de patristique et de Kturgie Unities (7 V*-VHP sMtkk Lou vain - Paris, 1971, особенно страницы 118-120.

2 См.: B. Capelle, <L'INTERCESSION in la dans p. Revue также: 257.А

в воскресных мессах и торжественных службах. Эта формула, рассматривавшаяся как простой жест по отношению к известным покойным, произносилась только в повседневных мессах.

Здесь необходимы два замечания. Они побуждают нас рассматривать генезис чистилища в общем религиозном контексте раннего Средневековья. Во-первых> как отметил Дамьен Сикар, в каролингскую эпоху ощущалась некоторая эволюция. В обрядах <Бог обычно представал теперь как судья. К его справедливости взывали почти так же, как и к его милосердию>. Упоминалось последнее судилище, умирающий <должен был быть очищен> отмыт от своих грехов и проступков>. Сознание грехов покойного, не проявлявшееся в старинной литургии, заявило о себе теперь в выражениях страха и <начале размышления о потустороннем мире>. Но этот потусторонний мир имел только два возможных направления: ад или рай. Каролингская литургия вносила не упование на чистилище: вместе с более хрупкой надеждой на рай она вводила возрастающий страх ада. Уже в VIII веке предложила молитву за усопшего, <дабы избегнул он места наказания в огне геенны, в пламени Тартара, и дабы достиг он обители живых>. Другой требник говорит: <Освободи его> Господи, от князей тьмы и мест казней, от всех страхов преисподних и сетей мучительных...>

Второе замечание: в течение всего раннего Средневековья литургия утверждала идею первого воскресения и, тем самым, помещала молитвы за умерших в мил-ленаристские рамки. Эту идею, основанную на Откровении Иоанна (20:6): <Блажен и свят имеющий участь в воскресении первом>, усиленно продвигали Ориген и святой Амброзии. Большинство требников представляют формулу: <Да имеет он участь в воскресении первом> (habeat partem in prima resurrectione).

Дамьен Сикар, основы ваясь на исследовании отца Бот-те, обозначил проблемы, поднимаемые верованием в первое воскресение: <Эта старинная литургическая формула имеет милленаристский привкус и позволяет предполагать, что в те времена, когда применялись наши галликанские и гелазианские обряды, оставалось сделать лишь шаг, чтобы вообразить после смерти промежуточное место первого воскресения, где было желательно и завидно царствовать тысячу лет вместе с Христом... Но нам хотелось бы, чтобы наши литургические тексты точнее указывали на то, что они понимают под этим промежуточным местом. Подобно ранним римским требникам, они его обозначают согласно Евангелию от Луки в выражениях, эквивалентных лону Аврамову, раю или Царству>. Дело идет к <верованию в промежуточное место отдохновения, в пленительный рай, где в сладостном свете душа, искупившая все грехи, ждет дня своего воскресения. Но ничто в этой концепции не позволяет предугадать этого очищения, этой кары за грехи, даже простительные, - всего, что мы связываем с нынешней идеей чистилища>1.

Мне кажется, что этим промежуточным местом отдохновения, разумеется, было лоно Авраамово или же луг, населенный душами в белых одеждах из <Видения Дритхельма> Беды. Им же был субботний отдых душ в ожидании восьмого дня, то есть воскресения, особенно часто упоминавшийся в монастырских документах2. Но так же как представление о чистилище потребует исчезновения августин-ской категории поп valde bonk <не совсем хороших>, ради сохранения только категории поп valde mail, или mcdiocriter boniermalk <не совсем плохих> или <посредственно добрых и злых>, так и место очищения настоятельно потребует исчезновения этого места квазирайского ожидания и в конце концов устранения лона Авраамова.

Поминовение умерших: Клюни

Христианская литургия касалась умерших помимо канона мессы и заупокойной молитвы. Римские сакраментарии свидетельствуют об обычае за-

1 D. Sicard, La Liturgie de la mort... y p. 412. О первом воскресении: D. В. Botte

2 j. Ledercq ^Documents sur la mort des moines> in Revue Mabillon, XIV, 1955, p. 167.

упокойных служб, которые, кроме дня погребения, совершались периодически в качестве поминовения. Но главное, книги записи умерших в их различных формах являются лучшими документами учета умерших. В каролингскую эпоху в некоторых монастырях в регистры заносили и живых, и мертвых, подлежащих упоминанию в каноне мессы. Они заняли место старинных диптихов, восковых табличек, где фигурировали имена приносящих пожертвования. Это были <книги жизни> (libri vitae)1. Затем умершие отделяются от живых. Монашеские общины начиная с VII века в Ирландии отмечали на свитках имена своих умерших и рассылали их для информации монастырям общины2. В дальнейшем появились, некрологи, списки покойных на полях календаря, зачитывавшиеся обычно на первой утренней службе; и обитуарии (церковные книги записи умерших), не предназначавшиеся обычно для чтения, но напоминавшие

0 ежегодных службах, завещанных некоторыми умершими, и деяниях милосердия (чаще всего о раздаче подаяний), связанных с ними. К. Шмид и Й. Воллах проследили их эволюцию с каролингской эпохи (IX-X века) до времен григорианской реформы (конец XI века). В частности, переход от общих поминаний к поминаниям индивидуальным. Каролингские libri memoriales содержат 15000-40000 имен. Клюнийские некрологи упоминают по 50-60 имен на каждый календарный день. С тех пор <литургическое поминовение было надежно гарантировано умершим, записанным поименно>. Время

1 См.: N. Huyghebaert in Deutscher Archiv fur Erforschung des Mittelalters* 35, 1969, p. 64-110.

2 См.: J. Dufour in Journal des savants, p. 237-254; J. Dufour in Cahiers de civilization medieval XX, 1977, p. 13-48.

индивидуальной1 смерти заносится впредь в книги записи умерших. Кроме того, К. Шмид и Й. Волах подчеркивают роль клюнийского ордена в этой эволюции. Как сказал В. Йорден, <в попечении об умерших есть кяю-нийская особенность>2.

Действительно, Клюни, повинуясь поддерживающему элитарную систему характеру относившихся к правящим группам союзов между умершими и живыми, раз в году торжественно распространяло литургическое внимание на всех покойных. В середине XI века, между 1024 и 1033 годом, Клюни установило поминовение умерших 2 ноября в связи с Днем Всех Святых> отмечавшимся накануне. Престиж ордена в христианском мире был настолько велик, что <праздник умерших> вскоре был принят повсюду. Эта дополнительная церемониальная связь между живыми и умершими подготавливала почву ДЛЯ рождения чистилища. Но Клюни готовило чистилище еще более целенаправленно. Вскоре после смерти аббата Од и л он а (1049) монах Йотсуальд в сочиненном им житии святого аббата сообщал следующий факт:

Господин епископ Ричард передал мне видение, о котором я некогда слышал, но не сохранил ни малейшего воспоминания. Однажды, сказал он, один руэргский монах возвращался из Иерусалима. Среди моря между Сицилией и Фсссалониками он попал в бурю, унесшую его корабль к скалистому островку, где жил отшельник, божий человек. Увидев, что море успокаивается, наш человек пустился с ним в разговоры. Божий человек спросил его, из какого он народа; он ответил, что аквитанец. Тогда божий человек захотел узнать, ведом ли ему монастырь, носящий имя Клюни, и аббат этого места Одилон. Он ответил: <Я знал его, и даже очень хорошо, но хотел бы понять, по-

1 К. Sen mid, J. Wollasch in Fmhmittelalterlichc Studien, I, 1967, p. 365-405.

2 W. Jorden, Das cluniazensische Totengedachtmswesen, Munster, 1930; J-L. Lemaitre <L'INSCRIPTION in la dans de Moyen au des p. les Age 153-167.

чему ты задаешь мне такой вопрос?> Тот в отвел <Я сейчас тебе о том поведаю, и заклинаю запомнить все, о чем ты услышишь. Недалеко от нас находятся места, которые по волеизъявлению Господа изрыгают с чудовищной силой испепеляющий огонь. Души грешников в течение определенного времени очищаются здесь через многие кары. Сонмище демонов приставлено постоянно возобновлять пытки: поддерживая муки изо дня в день, доставляя все более и более нестерпимые страдания. Часто слышал я стенания этих людей, их пылкие жалобы. Милосердие Божие, в сущности, дает душам сих осужденных избавление от мук посредством монашеских молитв и подаяний, розданных бедным в святых местах. В своих стенаниях они обращаются главным образом к монастырю Клюни и его аббату. Так же и я умоляю тебя ради Бога, если тебе посчастливится вернуться к своим, сделай так, чтобы в этом монастыре узнали все, что ты услышал из моих уст, и призывай монахов умножать молитвы, бдения и подаяния ради упокоения ввергнутых в мучения душ, ради того, чтобы таким образом стало больше радости на небе и чтобы дьявол был побежден и уязвлен>.

Вернувшись на родину, наш человек в точности передал свое поручение святому отцу аббату и братьям. Выслушав его, они с переполненным радости сердцем вознесли хвалу Господу, умножая молитвы за молитвами, подаяния за подаяниями, и упорно работая ради упокоения усопших. Святой отец аббат предложил всем монастырям, чтобы на следующий день после праздника Всех Святых, в первый день ноябрьских календ, повсюду отмечалась память всех верующих, дабы обеспечить упокоение их душам, чтобы мессы с псалмами и подаяниями совершались приватно и публично, подаяния раздавались бессчетно всем бедным: тем самым дьявольский враг получал претяжкие удары, терзаясь в своей геенне, а христианин лелеял надежду на божественное милосердие.

Несколько лет спустя знаменитый монах и итальянский кардинал Петр Дамиан в свою очередь написал житие Одилона, почти целиком скопировав <Житие Оди-лона> Йотсуальда, благодаря которому этот эпизод стал

Текст Йотсуальда см.: Patrologie tatinc, tome 142, colonnes 888-891; текст Петра Дамиана: tome 144, colonnes 925-944.

известным1. Яков Ворагинекий отозвался на это в <Золотой легенде> XIII века: <Святой Петр Дамиан сообщает, что святой Одилон, аббат Клюни, узнав, что возле одного вулкана на Сицилии часто слышали крики и завывания демонов, жалующихся, что души покойных вырывают из их рук посредством подаяний и молитв, приказал в своих монастырях после праздника Всех Святых устраивать поминовение умерших. Что впоследствии было одобрено всей Церковью>. Яков Ворагинский писал в середине XIII века, соответственно он интерпретировал эту историю с точки зрения чистилища, которое уже существовало. Но когда Йотсуальд и Петр Дамиан составляли <Житие Од и л она>, чистилище еще только нарождалось. Клюни обозначило существенную веху; было указано вполне определенное место: гора, изрыгающая огонь, и была создана обязательная литургическая практика: умершие, особенно те, кто нуждается в заступничестве, отныне получили свой день в церковном календаре.

НАЗАД

Обращений: Загрузок:

Часть вторая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: