Учебные и вспомогательные пособия и заведения.




167. При университетах состоят разные учебные пособия, заведения и собрания, коих число и состав определяется особым распоряжением министерства народного просвещения по мере способов, кои к образованию их представиться могут.

Таковы суть:

1) Библиотека.

2) Астрономическая обсерватория.

3) Физический кабинет.

4) Химическая и вместе фармацевтическая лаборатория.

5) Минералогический кабинет. 6) Ботанический кабинет.

7) Ботанический сад.

8) Зоологический кабинет.

9) Технологический кабинет и собрание машин и моделей для прикладной математики.

10) Собрание архитектурных моделей.

11) Музей изящных искусств и древностей.

12) Собрание для рисовальной школы.

13) Анатомический театр и собрание препаратов.

14) Зоотомический театр и собрание препаратов.

15) Фармакологическое собрание.

16) Собрание хирургических инструментов.

17) Собрание акушерских инструментов.

18) Медицинский клинический институт.

19) Хирургический клинический институт.

20) Повивальный институт.

21) Практическое ветеринарное заведение.

22) Манеж.

168. Библиотекарь, из сторонних чиновников, избираемый попечителем и утверждаемый министром, имеет помощника, определяемого попечителем.

169. Прочие собрания и заведения состоят в ведении преподавателей, к предметам коих принадлежат оные. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 10. Отделение 1. СПб., 1836. № 8337. С. 841-855

[1] Врачебное веществословие – медицинская химия.[2] В этой статье говорилось об обязанности попечителя учитывать мнение университетского совета "во всех училищных делах, требующих ученых соображений: о введении новых курсов, одобрении учебников и др.[3] Кафедра (здесь) – чтение лекций по дисциплине, предусмотренной Университетским уставом.[4] Пуд равнялся 16,4 кг.

 

В результате Реформы светского образования оно стало

Сословным

Крестьянам закрыли доступ к высшему и среднему образованию

За исключением профессий технических и сельскохозяйственных.

Система светского образования стала национально ориентированной и упорядоченной.

В разы выросло колличество высших учебных заведений существенно улучшилось качество образования уровень финансирования светского образования вырос на двести процентов и более.

Менее значительно, но также возрасло колличество губернских Гимназий

Был постепенно ликвидирован вид образовательных учреждений дворянский Пансион Пансионы преобразовали в Гимназии.

Часть Лицеев стали специальными узкопрофильными учебными заведениями.

Царскосельский лицей с 1835 года был передан в ведомство Военного Министерства.

Появились учебные заведения для нового неофициального сословия Гражданской Бюрократии (официально в табели о рангах ее не было но неофициально и фактически это было одно из ключевых сословий на котором держалась вся Российская Империя).

А чтобы эти господа могли жить спокойно и после окончания государственной службы для них ввели с 1 января 1828 года даже государственные пенсии при этом упорядочив всю пенсионную систему Российской Империи средняя пенсия была 300 рублей минимальная 100 рублей серьезные деньги для того времени. ( 1837;1841) годы.


[1][1] Евангелие от Матфея, 6, 10.

[2][2] Имеется в виду второе из писем Е.Д.Пановой к П.Я.Чаадаеву, по-видимому 1829 г. См. об этих письмах и их текст в Приложениях.

[3][3] Сокращенный текст Евангелия от Иоанна, 17.11. Современный полный перевод: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

[4][4] Речь идет о теории катастроф Кювье, о котором Чаадаев писал также в письме к И.Д.Якушкину (Письма. № 75).

[5][5] См.: Цицерон. Об ораторском искусстве, XXXV, 120.

[6][6] С переводом этого места возникает трудность. Чаадаев употребил здесь глагол «retrouveront», т.е. «вновь найти», «вновь обрести», и мы так и переводим его. Гершензон и Шаховской переводят этот глагол просто «обрести» (СП II. С. 113), хотя во французском тексте приведен именно названный глагол и для русского слова, употребленного ими, существует глагол «trouveront». Но задача здесь не просто лингвистическая, а семантическая.

Почему Чаадаев пишет «обрести себя вновь», если, по его мнению, Россия никогда прежде (в истории) не находила себе места в совокупном человечестве?

Небезынтересно отметить также, что в тексте ФП I,напечатанном в «Телескопе», этой строки вообще нет (СП II. С. 9).

[7][7] Друиды – жрецы у кельтов.

[8][8] Скальды – средневековые норвежские и исландские поэты.

[9][9] Барды – певцы древних кельтских племен.

[10][10] Имеется в виду Петр I.

[11][11] Имеется в виду Александр I.

[12][12] Имеется в виду заграничный поход русской армии 1813 – 1814 гг.

[13][13] Имеется в виду восстание декабристов.

Здесь восстановлен текст «осуждения» декабристов, который был смягчен в изданиях Гагарина – Гершензона по сравнению с тем, что содержалось в оригинале, которым располагал Гагарин. В письме к «Александру Ивановичу» (вероятно, Герцену) от l7 июля 1860 г. Гагарин сообщал, что текст ФП I он получил от Н.И.Тургенева.

«Я по требованию Николая Ивановича, – писал Гагарин, – вычеркнул «дурные идеи и роковые ошибки» и напечатал» (ГБЛ М 8526 24 – старый шифр, 1940) – далее следует текст, переведенный Гершензоном так: «идеи и стремления» (СП II. С. 117; Д.И.Шаховской перевел приведенные Гагариным слова несколько иначе, чем Гагарин: «дурные идеи и гибельные заблуждения», как и напечатано в нашем издании). Следует также отметить, что в оригинальном тексте и в варианте Тургенева – Гагарина.

Там напечатано, что мы «принесли домой» «одне дурные понятия, гибельные заблуждения, которые отодвинули нас назад еще на полстолетия» (СП II. С. 13) – о бедственных последствиях речи нет.

[14][14] Символ веры – краткое изложение христианских догматов; сформулирован на Никейском вселенском Соборе 325 г. и видоизменен в 362 и 374 годах. Добавления к этому символу веры, сделанные к VII в. н.э. (гл. обр, filioque), послужили одним из поводов к «схизме». Чаадаев будет обсуждать проблему «filioque» и в дальнейшем, особенно в переписке с кн. Е.А.Долгоруковой (Письма. № 171 ипримеч. 4 к нему; № 172и примеч. 4 – 9).

[15][15] Речь идет о книге В.М.Головнина «Записки о приключениях в плену у японцев» (ч. 1 – 3, СПб., 1816), содержащей богатейшие материалы о Японии. Труд Головнина, несмотря на перенесенные им во время трехлетнего плена лишения, отличался беспристрастием и искренним стремлением к сближению русского и японского народов. За короткий срок книга была переведена на все европейские языки. В 1825 г. был издан первый японский перевод. Бесхитростный рассказ «Монтаня у японцев» (Батюшков К.Н. Соч., СПб., 1887. Т. III. С. 423) пользовался значительным успехом в русском обществе 1820-х годов. Указание Руло (Rouleau. P. 58), что Чаадаев имел в виду русского государственного деятеля, посетившего по поручению правительства Японию в 1804 – 1805 гг. с целью установления торговых отношений между двумя странами, Н.П.Резанова, неверно.

[16][16] Речь идет о поэме Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1580; рус. пер. 1900).

[17][17] Имеется в виду английская буржуазная революция 1640 г.

В переводе «Телескопа» были внесены отсутствующие в авторском тексте имена «Карл I и Кромвель» (см. СП I. С. 17), о чем была сделана помета в отобранном у Чаадаева авторизованном списке ФП I.

[18][18] Чаадаев подразумевает здесь дебаты вокруг принятия Билля о правах (1829), уравнивавшего в правах католиков и протестантов.

[19][19] Евангелие от Марка, 16, 15. Современный полный перевод: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари».

[20][20] Об этих словах Чаадаева см. разъяснения в Примеч. 23.

[21][21] Некрополис – город мертвых (греч.). Так Чаадаев называет здесь Москву.

[22][22] Эта датировка требует разъяснений. ФП VII датировано более ранней датой – 16 февраля того же года, и тогда получается, что оно написано ранее первого.

Но это не так, и этот факт свидетельствует лишь о том, что наиболее распространенный в печати вариант первого Письма с датировкой не является первоначальным.

Как видно из письма Чаадаева Цынскому, первое Письмо написано еще в 1828, быть может всамом начале 1820 г., но никак не в конце его (декабре): Чаадаев познакомился с Пановой «в 1827 году», а «на другой год… получил я письмо, на которое отвечал тем, которое напечатано в Телескопе» (Письма. № 88).

Что Чаадаев не медлил с ответом, видно из его слов вконце первого Письма (ФП I. С. 339): «Я взялся за перо в самый день получения письма (Пановой. – Ред.)».

Это и был исходный вариант ФП I, который не был датирован, известный нам как Тург1 и Тург2, а датирован декабрем 1829 более поздний.

Что ФП VII не было первым (как это выходит по датировке), видно также и на того, что оно содержит ссылки на предыдущие (на ФП V, где речь идет о Паскале, и на «другие письма» в подстрочных примечаниях).

Что же касается ссылки ФП I на некое более раннее сочинение, то она может означать ссылку позднего варианта, относящегося, по-видимому, к1835 г., на ФП VII. В нем нет буквально приведенного Чаадаевым в кавычках текста, но есть довольно близкие формулы и идентичные мысли (ср. ФП VII: «…ничего не понятно в тайне царства Христа…» и далее).

Изложение этих идей ФП VII в ФП I имеет тот смысл, что в последнем теория исторического процесса не развита и в изолированном от других писем чтении ФП I (каковым это чтение оказывалось при публикации только ФП I) была бы неясной читателю. О ходе работы Чаадаева над письмами см., кроме введения к этим примечаниям, заметку Д.И.Шаховского «П.Я.Чаадаев – автор «Философических писем»», предваряющую публикацию пяти из них (ЛН. С. 14 – 15).


* Печатается по: П.Я.ЧААДАЕВ. ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА (Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 1) Москва, изд-во «Наука»,1991

 

[i][1] Фотий. В интерпретации Чаадаева инициатива разрыва Восточной церкви с Западной принадлежит Фотию, что не совсем верно. Эта инициатива исходила от Рима, Фотий же стремился к установлению равного положения обеих церквей. Окончательный разрыв произошел при патриархе Михаиле Кируларии на Соборе 1054 г.

В данном случае Чаадаев следовал традиционной католической версии о деятельности Фотия как первопричины «схизмы» (разделения).

[ii][2] 1829.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: