П. А. Ширинский -Шихматов правитель дел (канцелярский работник).




В последующие годы его председателями были министры народного просвещения К. А. Ливен (1828-1833) и С. С. Уваров (1833-1849).

После отставки Уварова новый председатель не был назначен.

За время своей деятельности Комитет разработал уставы и штаты гимназий, училищ уездных и приходских, лицеев, университетов и Главного педагогического института; правила для устройства белорусских учебных заведений и Положение о закавказских училищах.

Всего состоялось 139 заседаний Комитета: первое — 21 июня (3 июля) 1826 г., последнее — 24 мая (5 июня) 1842 г.,

переписка по Комитету продолжалась до 6 (18) мая 1844 г.

В период 1844-1850 гг. он фактически бездействовал.

Ввиду выполнения Комитетом своих задач и в связи с учреждением нового комитета для пересмотра постановлений и учреждений Министерства народного просвещения (1850-1856) под председательством Д. Н. Блудова

Комитет устройства учебных заведений был закрыт по высочайше утверждённому 13 марта 1850 г. всеподданнейшему докладу министра народного просвещения П. А. Ширинского-Шихматова.

Лит.: Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917. Т. 3. СПб., 2002; Каменев А. И. Военная школа России: уроки истории и стратегия развития. Гл. 6.Система военно-учебных заведений и руководства ими; То же [Электронный ресурс]. URL: https://militera.lib.ru/science/kamenev1/index.html; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902. СПб., 1902.

Перед Комитетом была поставлена цель «сличений и уравнения уставов учебных заведений и определения
курсов в оных»

 

[Полное собрание законов Российской империи.
Т. I. С. 460].

 

Комитету было предписано:

 

сличить все уставы учебных заведений империи, рассмотреть
преподаваемые курсы учений и воспретить всякие произвольные преподавания учений по произвольным книгам и тетрадям.


Все новые уставы для различных степеней учебных заведений
утверж дал лично император, «равно как избранные для них учебные способы».

 

Одним из первых предложений, прозвучавших
на заседаниях вновь созданного Комитета, было введение преподавания в учебных заведениях древних языков — греческого
и латинского.


В 1827 г. последовал Высочайший рескрипт на имя А. С. Шишкова о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян.

 

В нем император подчеркнул, что обучение
крепостных, дворовых и поселян в гимназиях не отвечает интересам государства:

 

«От сего происходит вред двоякий: с одной
стороны, сии молодые люди, получив первоначальное воспитание у помещиков или у родителей нерадивых, по большей части входят в училище уже с дурными навыками и заражают ими товарищей своих в классах, или чрез то препятствуют попечительным отцам семейств отдавать своих детей в сии заведения;

 

с другой же, отличнейшие из них, по прилежности и успехам, приучаются к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию»

[Полное собрание законов Российской
империи. Т II. С. 676].


Согласно монаршей воле Комитет устройства учебных заведений высказался против школьной политики, закрепленной в Уставе 1804 г., а именно против единой системы школ, в которой отдельные звенья служили подготовительными ступенями к последующим.

 

Было принято решение изменить условия приема
детей в учебные заведения страны: в гимназии отныне принимали людей свободных состояний, а помещичьи крепостные, поселяне и дворовые люди были допущены к обучению в приходских и уездных училищах сельскому хозяйству, садоводству и другим наукам, нужным для усовершенствования или распространения земледельческой, ремесленной и всякой иной промышленности.

Такими мерами правительство ограждало гимназии от выходцев из низших слоев общества: для них среднее образование признавалось бесполезным и составляющим лишнюю роскошь, поскольку «выводило их из круга первобытного состояния без выгоды для них и для государства» [Лалаев, 1896. С. 104].


Устав гимназий и училищ уездных и приходских, высочайше
утвержденный 8 декабря 1828 г., сохранил три ступени общеобразовательной школы:

 

1. приходские, Училища

2.уездные училища

3.гимназии,

причем он отрывал уездные училища от гимназий.

 

Уездные и приходские училища представляли собой низшие учебные заведения с законченным циклом обучения, считалось, что они давали «полный курс сведений, нужных для окончательного образования людям разных званий»

 

[Воронов, 1855. С. 3].

 

Согласно Уставу 1828 г. учреждение губернских гимназий имело целью «доставить способы приличного по званию их воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать учение в университетах, а готовящихся вступить в оные снабдить необходимыми для сего предварительными знаниями»

(ст. 134).

 

Статья 46 Устава устанавливала предназначение уездных училищ:

 

«Детям купцов, ремесленников и других городских обывателей вместе со средствами лучшего нравственного образования
доставить те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезны».

 

Цель учреждения приходских училищ определялась как «распространение первоначальных, более и менее всякому нужных сведений между людьми самых низших состояний»

[Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 1099].

Так правительство сделало шаг от бессословной школы с одной программой, провозглашенной в первой четверти XIX в., к сословной школе с разными учебными программами.

 

Как утверждал П. Н. Милюков, «александровскую
лестницу учебных заведений разняли на части, но из каждой части сделали совершенно особое, самостоятельное целое»

 

[Милюков, 1994. С. 293].


Положения Устава увеличивали срок обучения в гимназии
с 4 до 7 лет и определяли восемь предметов для учения:

 

1.Закон Божий;

2. русская грамматика;

3.языки — латинский, немецкий
французский;

4.математика;

5. география и статистика;

6. история;

7.физика;

8. чистописание, черчение и рисование.

 

 

Учебный курс уездных училищ становился 3-годичным и сокращался до семи предметов:

1.Закон Божий;

2.русский язык;

3. арифметика;

4. геометрия;

5.география;

6. история государства Российского всеобщая;

7.чистописание, черчение и рисование.

 

В этих школах по местным
потребностям с разрешения министра народного просвещения могли быть открыты дополнительные курсы «для обучения тем искусствам и наукам, коих знание наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности»

(ст. 58).

 

В приходских училищах курс обучения попрежнему
ограничивался одним классом и предусматривал изучение

1. Закона Божьего,

2. чтение по книгам церковной и гражданской печати,

3.чистописание

4. освоение четырех действий арифметики. (прибавление отнимание умножение деление).


Продолжительность обучения не была установлена.

 

На практике она зависела от способностей отдельных учащихся.

 

В одном из пунктов Устава разъяснялось, что «ученики, желающие повторить учебный курс, принимаются снова в училище»

[Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 1101].

 

В приходских училищах наравне с мальчиками могли обучаться и девочки.


Стремясь создать упорядоченную систему учебных заведений, поставить ее «на твердых и однообразных правилах», привести ее внутреннее устройство к более строгому порядку.

 

Николай I ликвидировал привилегированные средние учебные
заведения для детей дворян: лицеи и благородные пансионы
при гимназиях.

Примечания


Лицеи «как училища высших наук» были основаны при Александре I. Они занимали «среднее место» между университетами и гимназиями.

В первой половине XIX в. в России действова-
ли пять таких образовательных учреждений: Демидовский лицей
в Ярославле был открыт в 1805 г. на средства промышленника
П. Г. Демидова, Царскосельский лицей в Царском Селе — в 1811 г.,
Ришельевский лицей в Одессе — в 1817 г., Волынский (Кременецкий) в Кременце — в 1817 г.

 

На создание Гимназии высших наук
в Нежине князь И. А. Безбородко пожертвовал средства в 1805 г.,
однако работать она тогда так и не начала. Гимназия была открыта в 1820 г. внуком И. А. Безбородко, графом А. Г. Кушелевым-Безбородко, уже после смерти деда.


Лицеи не имели единого законодательства, регламентирующего их деятельность.

 

Они обязаны были действовать в рамках высочайше утвержденных Уставов и объединяли курс гимназии с изучением факультативных курсов по римскому праву, истории, философии, экономике и другим наукам.

 

По Уставу лицеи «совершенно равнялись» в правах и преимуществах с российскими университетами, а выпускники имели право поступить на государственную службу с чином с XIV до IX класса по Табели
о рангах — в зависимости от успехов

 

[Положение о Лицее; Устав Гимназии высших наук князя Безбородко;

Устав Ришельевского лицея;

Устав Ярославского училища высших наук].

 

Большое значение в этих учебных заведениях придавалось воспитанию учащихся.


В николаевское время положение лицеев не было регламентировано.

 

Члены Комитета устройства учебных заведений
(1826 г.) допускали существование лицеев, по словам М. М. Сперанского, «более для сохранения их и для извлечения из учиненных частными людьми жертвований возможной пользы, нежели по убеждению в существенной потребности их образования»

[Павлова, 1991. С. 97].

 

Тем не менее по Уставу 1828 г. для лицеев
уже не нашлось места в системе народного образования страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: