Царскосельский лицей в 1828 г. подчинили главному директору Пажеского и кадетских корпусов Н. И. Демидову.
А в 1835 г. — Главному управлению военно-учебных заведений.
В мае 1835 г. был утвержден его новый Устав [Егоров, 1993–1995; 2012. С. 89]. А В 1844 году он был переименован в Александровский лицей.
В результате этих преобразований российские лицеи (кроме
Царскосельского) «потеряли прежде объединявшую их задачу
предоставлять общеобразовательную подготовку к гражданской службе.
Соответственно и привилегии лицеев в отношении про-
изводства выпускников в царствование Николая I были отменены» [Андреев, 2012. С. 416].
Другой вид привилегированных средних учебных заведений,
постепенно ликвидированный в ходе реформ Николая I, — это
благородные пансионы для детей дворян при уже существующих гимназиях.
Как правило, такие учебные заведения обустраивались при губернских гимназиях.
Их учебные планы лишь дополняли основной гимназический курс.
Пансионы давали возможность дворянам и чиновникам без значительных издержек обеспечивать образование своим детям.
Они содержались на счет сумм, собираемых с воспитанников, добровольных приношений от дворянства.
В преамбуле Высочайшего указа от 29 марта 1830 г. «О пре-
образовании благородных пансионов при Санкт-Петербургском
и Московском университетах в гимназии» говорилось, что «благородные пансионы <...> в нынешнем их составе и с дарованными им в 1818 г. правами и преимуществами несовместны с новым порядком вещей и причиняют вред основательному учению благородного юношества в университетах»
[Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. Ч. I. С. 675].
В 1830 г. благородные пансионы при столичных университетах были преобразованы в гимназии.
|
К концу 1840-х годов в России осталось лишь 47 благородных пансионов при гимназиях.
Одной из форм организации государственной подготовки специалистов для различных ведомств явились бесплатные
училища для детей чиновников.
Их деятельность регламентировал особый Устав училищ для детей канцелярских служителей от 16 февраля 1828 года.
В них к установленному учебному плану, соответствующему гимназическому курсу, добавлялись геодезия, формы производства дел и судебного порядка с практическими упражнениями.
Воспитанники, окончившие полный курс училища, могли
продолжить обучение в университете или поступить в гражданскую службу, где они получали места канцелярских служителей высшего разряда.
Такие школы открывались в ведомствах Удельном, Почтовом, Путей сообщения, Горном, Министерстве внутренних дел, Министерстве юстиции и др.
В сфере начального образования официально разрешили
открывать частные учебные заведения по установленному правительством Положению о домашних наставниках и учителях (1834 г.).
Если прежде никакого контроля за частным образованием не было, то теперь за деятельностью домашних школ был
установлен контроль губернского училищного начальства, а работающие в них учителя и наставники считались государственными служащими и получали чины, начиная с XIV класса.
Много внимания уделялось обучению крестьянских детей.
Во второй четверти XIX в. ввиду недостатка финансирования
от казны для новых учебных заведений открывать и содержать
школы было разрешено различным ведомствам.
|
Судя по Таблицам учебных заведений всех ведомств Российской империи за 1834 г., начальные училища создавали 16 ведомств, среди них
Министерство народного просвещения, Министерство двора,
Военное ведомство, Министерство финансов [Таблицы учебных заведений... С. 100–103].
В декабре 1830 г. вышло в свет Положение «О волостных училищах казенных поселян».
Учебные заведения данного типа открывались при волостных правлениях для «распространения первоначальных нужных сведений между казенными поселянами и приготовления из числа их способных волостных и сельских писарей» (ст. 2) [Сборник постановлений и инструкций по Министерству народного просвещения. Т. II. Ч. I. Стб. 323–328].
В виде опыта Департамент государственных имуществ распорядился организовать такие школы в Санкт-Петербургской и Псковской губерниях с последующим распространением по всей России.
Например, в Олонецкой губернии такие школы были открыты в 1833 г.
В 1836 г. Святейший Синод составил «Правила для первоначального обучения поселенских, в том числе и раскольничьих,
детей», которые первоначально предназначались лишь для Олонецкой губернии, но затем «с высочайшего соизволения распространены и на другие епархии, где есть раскольники»
[Рождественский, 1902. С. 283].
Отныне священникам было вменено
в обязанность безвозмездно обучать русской грамоте крестьянских детей.
С 1841 г. Министерство государственных имуществ, Горное
ведомство, Министерство внутренних дел, Удельное ведомство
также стали заниматься организацией сельских приходских учи-
лищ.
|
Школы в казенных селениях учреждались на основании общего учебного Устава 1828 г., учителями в них были приходские священники.
Финансирующие создание и деятельность тех или иных училищ ведомства, естественно, контролировали их работу.
Результатом наделения многих ведомств правом открывать учебные заведения стали проблемы в управлении ими: одно и то же училище нередко контролировали два, а то и три ведомства.
Учебная же часть находилась под надзором губернской дирекции училищ.
Особенно серьезные трудности при обозрении училищ разно-
го подчинения испытывали проверяющие на местах.
Например, в Олонецкой губернии в ноябре 1845 г. смотритель Петрозаводкого уезда Г. С. Епифанов «во избежание могущих встретиться недоразумений»1 по обозрению Александрозаводского училища, относящегося к ведению Олонецких горных заводов, обратился с письменной просьбой к директору училищ М. И. Троицкому.
Он, в частности, просил выяснить у горного начальника Олонецких
заводов, «в какой мере подлежит означенное училище в ведение
штатного смотрителя»2.
Горный начальник ответил, что согласно ст. 3 Устава 1828 г. «Александрозаводское училище не должно входить в срочные рапорта о состоянии подведомственного мною училища,1. равно и в годичные»3. Национальный архив Республики Карелия. Ф. 17. Оп. 6. Д. 8/9. Л. 568. 2 Там же. Л. 569.
Смотритель Г. С. Епифанов по указанию директора осмотр заводского училища все-таки провел, и в годовом рапорте по дирекции данные о нем были отмечены.
На это «своеволие» М. И. Троицкому было указано, а попечитель учебного округа Г. П. Волконский сделал ему нарекание и потребовал письменного объяснения причин произошедшего.
Министерство государственных имуществ в своих циркулярных предписаниях по созданию школ в сельской местности разграничило функции управления ими и контроля их деятельности.
Органам Министерства народного просвещения предоставлялось право наблюдать за учебной частью и предоставлять отчеты о состоянии школ.
Губернские директора народных училищ
и штатные смотрители обязаны было осматривать эти училища и о результатах осмотров доносить в местную палату государственных имуществ и в окружные правления соответственно.
Духовное ведомство должно было заботиться об «избрании достойных наставников из местных священников, дьяконов и причетников или из окончивших курс воспитанников семинарии»
[Воронов, 1855. С. 230].
Министерство государственных имуществ занималось хозяйственной частью школ.
Их содержание и обеспечение, т. е. вся материальная сторона учебного дела, находились в ведении волостных голов и окружных начальников, которым вменялось в обязанность «внушать крестьянам пользу и важность учреждения сельских училищ и всемерно стараться склонять их к отдаче детей в оные»4.
Местные палаты государственных имуществ должны были уведомлять директоров народных училищ об открытии каждого приходского училища и в конце учебного года доставлять им ведомости о численности учителей и учащихся.
Тем не менее недоразумений и разногласий между ведомствами, курирующими народные училища, избегать не удавалось.
В основном споры возникали по поводу надзора за школами.
В 1850 г. Министерство государственных имуществ направило
в Святейший Синод предложение расширить полномочия Духовного ведомства в организации школьного дела в сельской местности.
В частности, передать ему заведование учебной частью
приходских училищ, которое учреждения Духовного ведомства
исполняли бы, основываясь на религиозно-нравственном образе учащихся, а также надзор за преподаванием учебных предметов и за успехами учащихся.
В ответ на это предложение по поручению Святейшего Синода архиепископ Казанский Григорий составил проект нового Положения, которое сохраняло за епархиальными архиереями только право назначать приходских священников, диаконов и семинаристов на учительские должности и награждать их за службу.
В ведении Министерства государственных имуществ по данному Положению находилась постройка, наем училищных домов и снабжение школ учебными принадлежностями.
Вопросы открытия и закрытия училищ ведомства
должны были решать совместно.
4 Российский государственный исторический архив. Ф. 383.
Там же. Оп. 6. Д. 5094
Министерство данный проект
не утвердило и предложило Святейшему Синоду его доработать
и четко разграничить функции ведомств.
Прийти к соглашению сторонам так и не удалось [Раев, 1860. С. 150–153].
Несомненно, двойное ведомственное подчинение мешало
работе училищ: значительно увеличивалось количество проверок, а вместе с ними и делопроизводственной работы для учителей, смотрителей и директоров.
Масельско-Паданское училище Повенецкого уезда Олонецкой губернии за вторую половину 1837 г. инспектировали ревизор из министерства государственных имуществ г. Санкт Петербурга, благочинный священник Повенецкого прихода, смотритель уездных училищ, а вместе с ними волостное и уездное начальство.
Все они не только проверяли работу учителя, но и проводили испытания учащихся.
Циркуляр Министерства народного просвещения 1847 г. подтвердил правомочность директоров, уездных смотрителей, благочинных священников осматривать училища Министерства государственных имуществ [Калинина, 2011. С. 237].
Результатом реформ правления Николая I стало, в частности,
возложение на школу задач не только обучения, но и воспитания
подрастающего поколения в духе уваровской триады «Православие, самодержавие, народность»,
формирования нравственных устоев, добропорядочности, любви к Отечеству, уважения к начальству.
Как отмечал С. С. Уваров, «без надлежащей постановки воспитания простого народа вся система просвещения — здание на песке» [Хотеенков, Чернета, 1996. С. 148].
Учебные уставы, положения, инструкции николаевского времени содержали указания по усилению воспитательной работы в учебных заведениях.
Например, в Уставе училищ для детей канцелярских служителей (1828 г.) записано, что «начальство училища обращает особое беспрерывное внимание на главную и общую цель воспитания:
сохранение и утверждение хорошей нравственности между учащимися» (ст. 74) [Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 162].
Особая оговорка о главной обязанности педагогического персонала сделана и в Уставе гимназий и училищ уездных и приходских (1828 г.):
эта обязанность состоит в том, чтобы «объяснять ученикам святые истины христианской веры и правила добродетели» [Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 1102].
Реформирование первоначально не затронуло структуру
управления учебными заведениями и контроля их деятельности:
министр народного просвещения — попечитель учебного округа — университет — дирекция народных училищ на местах.
Но со временем по инициативе Министерства народного просвещения порядок управления средними и низшими училищами был изменен.
2 июня 1835 г. было издано новое Положение об управлении
учебными округами, по которому учебные заведения на местах
были изъяты из ведения университета и поступили под непосредственное управление попечителей.
Положение устанавливало, что попечители округов «получают донесения от директо-ров училищ и гимназий и дают им разрешения или представляют свое заключение на утверждение министру народного просвещения» [Положение об учебных округах... С. 13].
Таким образом, с 1835 г. губернские дирекции училищ полностью перешли в ведение попечителя учебного округа.
Однако связь учебных заведений на местах с университетом
не прерывалась.
Положение предусматривало проведение про-
фессорами или адъюнктами университета обозрений учебных
заведений подведомственного учебного округа по личному приглашению попечителя, если такая поездка не мешала основной деятельности преподавателей.
Кроме того, § 12 Положения гласил, что попечитель испрашивает мнение университетского совета по усовершенствованию преподавания наук, об утверждении дополнительных курсов и методических пособий для средних
и низших училищ.
Ректор университета являлся членом совета
при попечителе, который решал вопросы непосредственной организации учебного дела на местах (§ 19).
Во второй четверти XIX в. увеличился круг людей, осуществлявших надзор за школами, учебное ведомство контролировали директор и инспектор гимназии, уездные и почетные смотрители, попечители и благочинные.
Устав 1828 г. значительно расширил сферу деятельности губернского директора народных училищ по управлению, надзору и контролю за дирекцией.
Статья 166 определяла, что директор является «хозяином гимназии и начальных всех казенных училищ, в губернии находящихся; его надзору подчинены пансионы и другие частные учебные заведения губернии» [Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 1113].
Контролировать деятельность гимназий и пансионов директору помогал инспектор гимназии.
По представлению директора училищ инспекторов назначал университет (до 1835 г.) и утверждал попечитель учебного округа.
Инспектор являлся вторым по значимости чиновником в учебном ведомстве после начальника дирекции.
В отсутствие директора инспектор «вступал во все его
права и обязанности» (ст. 196) [Там же. С. 1116].
Надзор над приходскими, уездными и частными училищами в уезде осуществляли благочинный и штатный уездный смотритель, который был полностью подотчетен директору училищ.
Статья 94 Устава 1828 г.
Е. А. Калинина.
Калинина Елена Александровна
кандидат исторических наук, научный сотрудник Петрозаводского государственного университета. Адрес: 185910, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина,
33. E-mail: kalinka46@yandex.ru
24 декабря 1830 г. О ВОЛОСТНЫХ УЧИЛИЩАХ КАЗЕННЫХ ПОСЕЛЯН
С Высочайшаго Его Императорскаго Величества соизволенія, составив
проект Положенія о заведеніи по волостям училищ для казенных поселян,
на первый случай в губерніях С.-Петербургской и Псковской, Министр Финансов вносил оный на разсмотрѣніе Государственнаго Совѣта, изъясняя, что
расход на содержаніе тѣх училищ полагается отнести на счет частных земских
повинностей казенных поселян упомянутых губерній, и что таковой сбор, как
невошедшій в существующія на текущее трехлѣтіе смѣты по земской повинности, а с тѣм вмѣстѣ и открытіе оных училищ он, Министр Финансов, находит удобнѣйшим отложить до новаго для той повинности трехлѣтія, которое наступит по С.-Петербургской губерніи с 1831, а по Псковской с 1832 года.
К сему он присовокупил, что сумму четыреста рублей, положенную в штатѣ на наем дома и сторожа для каждаго училища и на учебныя пособія, можно собрать вполнѣ токмо на один первый год для первоначальнаго обзаведенія, а в послѣдствіи сократить сбор на сей предмет до двух сот рублей.
Представленіе сіе, а равно и Положеніе о волостных училищах, утверждено мнѣніем Государственнаго Совѣта, на которое Высочайшее соизволеніе
послѣдовало в 24-й день Декабря.
ПОЛОЖЕНІЕ О ВОЛОСТНЫХ УЧИЛИЩАХ КАЗЕННЫХ ПОСЕЛЯН
Цѣль учрежденія и состав
§ 1. Особенная цѣль учрежденія при волостных правленіях училищ есть
распространеніе первоначальных нужных свѣдѣній между казенными поселя-
нами и приготовленіе из числа их способных волостных и сельских писарей.
§ 2. Училища открываются на первый раз при всѣх волостных правленіях
губерній С.-Петербургской и Псковской и состоят в главном вѣдомствѣ Вице-
Губернатора, под ближайшим надзором Окружнаго Коммисара и волостнаго
Головы. Штатным Смотрителям уѣздных училищ поручается над волостными
училищами надзор по учебной и нравственной части, и по сим предметам
Окружные Коммисары и волостные Головы обязаны содѣйствовать им, не
дѣлая отнюдь ничего в отмѣну их распоряженій. Что же касается до хозяйствен-
ной части сих училищ, то училищные чиновники Министерства Народнаго
Просвѣщенія не должны мѣшаться в оную.
§ 3. Если в том селеніи, гдѣ волостное правленіе, не имѣется приходской
церкви, то училище учреждается в ближайшем к правленію казенном селеніи
его вѣдомства, гдѣ таковыя находятся.
§ 4. В учители сих училищ назначаются кандидаты Вице-Губернатором из
людей всякаго состоянія, но не иначе, как доказавших на испытаніи в уѣздном
училищѣ, что имѣют нужныя для сего познанія и способность обучать. При
сем Вице-Губернатор освѣдомляется о их нравственных качествах, стараясь
удостовѣриться заблаговременно, что они без вреда для учащихся могут быть
допущены к исправленію должности учителей; преимущественно же для сего
должны быть назначаемы, в случаѣ согласія, приходскіе священники и другіе
церковнослужители. Вице-Губернатор, избрав кандидатов, сообщает о них
Губернскому Директору училищ, который, ежели не найдет к сему законнаго
препятствія, предписывает Штатному Смотрителю училищ о их опредѣленіи.
§ 5. В сіи училища могут быть допускаемы дѣти принадлежащих к волости
казенных поселян мужескаго пола, но не моложе восьми лѣт; от вступающих
не требуется никакой платы и никаких предварительных свѣдѣній.
Предметы и порядок ученія
§ 6. В сих училищах обучаются:
1) Закону Божію по краткому катихизису.
2) Чтенію печатных книг и рукописей.
3) Чистописанію.
4) Четырем первым дѣйствіям Арифметики.
§ 7. В сих училищах обученіе начинается по окончаніи полевых работ и про-
должается до начала оных в слѣдующем году. Точнѣйшее опредѣленіе времени
для открытія и закрытія класса назначается Вице-Губернатором. При сем на-
блюдается, чтобы ученіе продолжалось ежегодно не менѣе пяти или по край-
ней мѣрѣ четырех мѣсяцев; о времени, назначенном для открытія и закрытія
училища, должны быть увѣдомляемы Штатные Смотрители и Губернскіе
Директоры училищ.
§ 8. Обученіе в сих училищах бывает ежедневно по четыре часа, кромѣ дней
воскресных и праздничных. Распредѣленіе сих учебных часов в теченіе утра или
цѣлаго дня зависит от учителей, но с согласія Вице-Губернатора. О послѣдствіях
сего распоряженія Окружный Коммисар увѣдомляет Штатнаго Смотрителя.
§ 9. Занятія в классѣ начинаются и оканчиваются молитвою; учитель приказывает одному из учеников по очереди читать оную вслух, и наблюдает, чтобы прочіе слушали со вниманіем и благоговѣніем.
§ 10. Обучающіе могут, с согласія обществ, иногда во время полевых работ
собирать учеников для повторенія выученнаго.
§ 11. Ученики, желающіе повторить пройденный ими учебный курс, принимаются снова в училище.
§ 12. Волостное училище имѣет одобренныя Министерством Народнаго
Просвѣщенія книги, таблицы и прочія учебныя пособія, соотвѣтствующія
введенному в оном способу обученія. Сверх того, при каждом по мѣрѣ возможности составляется небольшое собраніе нравоучительных и других полезных книг, соотвѣтствующих понятію людей нижняго состоянія.
§ 13. Обязанности учителей в отношеніи к преподаванію и вообще по учеб-
ной части означены подробно в изданном в 1789 году и нынѣ дополненном
руководствѣ учителей.
Слѣдуя установленному в оном порядку, учитель должен
всегда принимать в соображеніе как возраст, так и степень понятія учащихся,
изъясняться простым и вразумительным для каждаго образом, имѣя наибольшее попеченіе о малоуспѣвающих; отличать прилежных, в поощреніе прочим.
§ 14. Учители должны также не терять ни в каком случаѣ из виду главной,
т.е. нравственной цѣли воспитанія.
Объясняя ученикам своим святыя истины христіанской вѣры и правила добродѣтели, они должны стараться, чтобы ввѣренныя им дѣти не только без затрудненія понимали их наставленія, но и привыкали чувствовать всю важность оных и важность своих настоящих и будущих обязанностей к Богу, к себѣ, к ближним и постановленным над ними властям.
Надежнѣйшее средство успѣха есть привязанность учащихся к наставнику;
он легко может пріобрѣсти ее, дѣйствуя на них не одними угрозами
и страхом, а болѣе кротким, ласковым убѣжденіем и поучительным примѣром,
удерживая их с отеческою нѣжностью от проступков и заблужденій, разрѣшая
их сомнѣнія, замѣчая в них и одобряя всѣ похвальныя побужденія:
состраданіе к несчастію,
любовь к справедливости,
ревность к ученію, к трудам своего званія
и вообще к полезной дѣятельности.
§ 15. Как, не смотря на всѣ старанія, иногда нельзя обходиться без строгих и даже тѣлесных наказаній, то учитель может в случаѣ нужды употреблять и сіи
мѣры исправленія, но не иначе, как истощив уже всѣ другія: увѣщаніе, выговоры, запрещенія участвовать в играх и так далѣе.
Выговор не должен заключать в себѣ никаких бранных выраженій; учитель ограничивается показаніем ученику, сколь поступок его предосудителен и какія может имѣть вредныя послѣдствія.
§ 16. В отношеніи к нравственной цѣли воспитанія, учители обязаны особенно пещись о тѣх учениках, коих считают менѣе надежными.
§ 17. Они стараются пріучать ввѣренных им дѣтей к опрятности, к порядку,
к наблюденію всѣх приличій, освѣдомляясь о их поступках и внѣ училища.
§ 18. Учители имѣют общій список всѣх учеников... и означают в оном свои
замѣчанія о их поведеніи, прилежности и успѣхах.
Хозяйственное управленіе училищ при волостных правленіях.
§ 19. Училища сіи содержатся на счет частных земских повинностей казенных поселян.
§ 20. Суммы на жалованье учителям, покупку книг и других учебных пособій
и вообще на содержаніе училища, опредѣляются штатом.
§ 21. Сумма, опредѣленная на содержаніе училища, отпускается из Уѣзднаго
Казначейства в волостныя правленія за каждую треть года вперед и хранится в оных с прочими суммами на общем основаніи.