А) Светское образование
Б) Духовное Образование
В) Техническое образование и прикладное образование
Г) Военное Образование
Реформа среднего и начального образования
в России при Николае I
Еще в правление Александра I, 15 мая 1824 г., министром народного просвещения был назначен А. С. Шишков, «человек
столько же непреклонных, сколько оригинальных убеждений
и взглядов на события своего времени и просвещения» [Демков,
1909. С. 57].
Его назначение справедливо связывают с изменением идеологических установок официальной политики,
которые затронули сферу образования, печати и надзора
за обществом, и с усилением влияния православия и церкви.
Тесный союз государственной и духовной власти рассматривался как особенность развития России.
В духе социальной доктрины официального православия «идеологи теории национальной самобытности союз православной церкви и верховной власти считали залогом политической стабильности страны» [Вишленкова, 2002. С. 123].
В июне 1824 г. новый министр в записке на имя Александра I
изложил принципы, которыми, по его мнению, следует руко-
водствоваться в деле народного просвещения:
«Истинное просвещение состоит в страхе Божьем, который есть начало премудрости: в утверждении себя в православной вере <...> Все сии стремления к обогащению себя всеми нужными сведениями должны основаны быть на кротости и смиренном разуме, чуждом возбужденных страстями буйных умствований»
[Шишков, 1863. С. 14].
11 сентября 1824 г. на заседании Главного правления училищ
А. С. Шишков произнес торжественную речь, где разъяснил принципы обучения и воспитания подрастающего поколения, которым отныне предполагалось следовать.
|
Министр отметил, что
«образование должно быть национальным, т. е. согласоваться с потребностями государства, в данном еще политическом
строе».
Он, в частности, сказал: «Если воспитываемое во множестве училищ юношество <...> не утвержденное в благоговении к Богу, в преданности Государю и Отечеству, заразится лжемудрыми умствованиями, то сколько впоследствии времени произойдет от того зла!»
[Сборник постановлений и инструкций
по Министерству народного просвещения. Т. I. Стб. 527–528].
Таким образом, важным признавалось не столько само по себе образование, сколько воспитание верности существующему строю.
Задачей образовательных учреждений всех уровней было провозглашено формирование нравственности, под которой понимались лояльность и приверженность монархии и официальной
церкви.
Полезность «наук, изощряющих ум, <...> без веры и без нравственности» была поставлена под сомнение.
А. С. Шишков считал необходимым строго соблюдать сословный принцип в школьном строительстве:
«Науки полезны только тогда, когда употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет.
<...> Наставлять земледельческого сына в риторике значило бы приуготовлять его быть худым и бесполезным и еще вредным господином» [Воронов, 1855. С. 271].
Поэтому, разъяснял министр, «приходские училища должны существовать у нас преимущественно для крестьян, уездные — для купечества, обер-
офицерских дворян, гимназии — преимущественно для дворян»
[Милюков, 1994. С. 294].
|
Обучение и воспитание учащихся должно было всецело находиться в руках государства.
В связи с общим изменением правительственной политики
усилилась сословность в организации системы школ.
Идея преемственности ступеней системы обучения сменилась принципами «законченного курса обучения» применительно к каждому уровню школы.
Неприятие правительством либеральных принципов школьного Устава 1804 г. стало очевидным уже в начале
1820-х годов, но юридическое оформление получило при Николае I.
Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование.
Новый император Николай 1 видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы Мысли «порочности» российской системы образования неоднократно высказывал и министр народного просвещения А С. Шишков, который исполнял эту должность в 1824-1828 гг.
Министр считал, что народное образование должно быть национальным Свои взгляды на образовательную политику А. С. Шишков целостно изложил на заседании Главного правления училищ.
Вот характерная выдержка из его доклада: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет.
Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей, принесло бы более вреда, нежели пользы.
|
Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином» (Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения. СПб., 1825. Кн. 1 С. 49).
Свои взгляды министр Шишков реализовывал также через Комитет устройства учебных заведений, который работал с 1826 по 1850 гг.
В новом Уставе 1828 г., а позднее было возведено в ранг основной государственной доктрины в уваровской формуле «Православие,самодержавие,народность».
В правление Николая I произошли значительные изменения
в организации среднего и начального образования.
Реформирование системы образования с самого начала отражало консервативные взгляды монарха.
Николай Павлович в первый же
год своего царствования, признав организацию воспитания
юношества важнейшим государственным делом, издал Высочайший рескрипт министру народного просвещения А. С. Шишкову об учреждении Комитета устройства учебных заведений и его задачах.
В состав комитета под председательством министра народного просвещения А. А. Шишкова в 1826-1828 гг. входили: