Сложность его познания в неписаной форме. Естественный закон он рассматривает как неписаный закон.
Существование неписанного закона признавали и многие другие мыслители:
· греческие философы;
· римские стоики и Цицерон;
· Августин, Фома Аквинский, Гуго Гроцкий;
· апостол Павел.
Другая сложность заключается в том, что естественное право так же изменчиво, как и человек. «Ангел, который своим ангельским способом познал бы человеческую сущность и все возможные ситуации человеческого существования, знал бы и естественное право в его бесконечности и протяженности. Мы не знаем».
Естественное право с гносеологической точки зрения - это не концептуально познанное естественное право, а лишь динамические схемы естественного права, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека.
Методика познания естественного права
Познается через склонности человеческой природы (как и Фома Аквинский). Эти склонности и направляют разум к осознанию предписаний естественного права. Следовательно, естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно может познаваться лишь через конгениальность (совпадение по духу или по образу мыслей).
Динамические схемы естественного права
Для того чтобы познать естественное право необходимо подключить:
· моральное сознание добродетельного человека;
· мистическое сознание созерцателя;
· поэтическое сознание художника.
Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права:
· люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и запрещений;
· лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем убить какое-либо животное;
|
· «семейная группа должна подчиняться неким установленным образцам поведения»;
· сексуальные отношения должны быть подчинены определенным ограничениям;
· «мы обязаны видеть Невидимое».
Теория прав человека
Теория юридического позитивизма не способна обосновать существования прав самих по себе. Решать проблему прав человека нужно опираясь на концепцию естественных прав. Маритен участвовал в разработке Всеобщей Декларации прав человека 1948 года.
Классификация прав человека
индивидуальные (исходят из естественного права)
· право на жизнь;
· право на стремление к счастью;
· право на религиозную свободу.
гражданские (исходят из позитивного права)
· право объединяться в политические партии;
· избирательное право.
трудовые (санкционированы позитивным правом при полном соответствии естественному)
· право на труд;
· право на объединение в профсоюзы;
· право на справедливую заработанную плату.
Влияние идей Маритена
Философия прав человека, развитая французским философом, — один из значимых идейных источников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разработке которой Маритен принимал непосредственное участие.
Философия культуры Маритена получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О прогрессе народов» (1967) ссылается на работы Маритена.
Философия права и прав человека Маритена — возрождение теории естественного права в XX в.
[1] Релятивизм- нет истины, есть мнения. Абсолютизация относительности познания.
[2] Сомнение в разуме и истине.
|
[3] Отрицание возможности объективного знания о мире.
[4] За неё приговорили к смерти, а затем изгнали из Афин, была сожжена. «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать: и неясность, и краткость чел жизни».
[5] Платон несколько раз посещал Сицилию по приглашению тирана Дионисия Младшего, в попытках реализовать этот проект. Неудачно.
[6] Полибий назовёт это охлократией- власть толпы. Крайняя, извращённая форма демократии. Правит демагогия.
[7] Первый-добродетели справедливости.
[8] Политбюро ЦК КПСС.
[9] Другие формы общения- семья, община. Семья- низшая. Иерархия. Каждая низшая форма содержит возможности низшей формы.
[10] Правят демагоги
[11] «Нельзя считать демократическим устройством такое, в котором чернь может делать то, что хочет и мыслит для себя».
[12] Время отделяющее отца от сына- 33 года(сейчас- 25)
[13] Поздние исследователи говорят, что это неверная аналогия, ведь в Сенате были и плебеи.
[14] О времена! О нравы!
[15] «Первое правило справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей».
[16] Обязательно вызубрить
[17] «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое'преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».
|
[18] Филарх- выборное должн лицо. Освобождены от труда, но должны сами трудиться, дабы быть примером. В каждом городе 6000 патриархальных семей. Филархов избирают каждые 30 семей=> 200
[19] Протофиларх- избираются ежегодно, но не меняют их зря. Каждые 3дня на совещания к Князю. Решают дела общественные и прекращают частные споры. 1 на 300 семей. Руководит деят 10 филархов. Освобождены от труда дабы заниматься науками.
[20] Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен.
[21] отрицание Троицы; истинный Христос еще не пришел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом.
[22] Tres faciunt collegium- трое составляют сообщество
[23] Это не есть правление лучших. Может появиться коррупция, если у них нет уважения окружающих, добродетели, образования.
[24] Король или тиран. Он против того, что тиран- правитель действующий всегда вопреки желаниям народа, ведь тогда и Моисей- тиран.
[25] Другая форма- сеньориальная монархия- власть распространяется на тела и имущество подданых, а их земли превращаются в домениальные вотчины.