Есть исключительная сфера действия позитивного права (государственное финансирование), также есть исключительная сфера действия интуитивного права. Россия, многочисленные народы которой находились на разных ступенях культурного развития, представлялась Петражицкому «царством интуитивного права по преимуществу». Кроме того, есть сфера параллельного действия позитивного и интуитивного права — семейные отношения.
Официальное и неофициальное право
Право официальное — это право, которое действует при поддержке государства. Право официальное включает в себя право позитивное, прежде всего законодательное право, хотя исторически статус официального права помимо законодательного имели: каноническое право, обычное право, экспертное право («ответы» римских юристов) и др.
Право официальное включает в себя также право интуитивное — аксиомы интуитивного права, которые пользуются поддержкой государства: «В разных частях русского законодательства встречаются прямые указания на справедливость, добрую совесть, как на масштабы для решения разных правовых вопросов».
Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения. К неофициальному праву относится право детское, семейное, племенное, крестьянское, городское, право мещанства, партийное право, право преступных групп и др.
Концепция политики права
Поскольку праву присущи формализм и стагнация, необходимо своевременно противодействовать этим тенденциям правовой жизни. А для этого, по мнению Петражицкого, необходимо разработать новую науку – науку политики права. Именно эта наука призвана обеспечить прогресс права.
|
В качестве суррогата несуществующей на то время науки политики права Петражицкий назвал философию естественного права.
Петражицкий сформулировал следующие задачи, стоящее перед наукой:
· изучать «средства постоянного сближения права и любви, облагораживания человеческого поведения в общественной жизни»;
· направлять «сознательное действие по направлению к совершенствованию права исходя из идеала любви».
Идеал любви к ближнему Петражицкий противопоставил идеалам гедонизма (удовольствие – цель жизни) и утилитаризма.
Влияние идей Петражицкого
Психологическая теория права Петражицкого оказала значительное влияние на правовые взгляды Г.Д. Гурвича, П.А. Сорокина, А.Ф. Керенского, М.А. Рейснера и др. В 20-е гг. XX в. правовед марксистского толка М.А. Рейснер писал, что в гражданском праве Советской России выражены буржуазные эмоции, в земельном кодексе — эмоции крестьян, а в конституции — пролетарские эмоции. Свою актуальность психологическая теория права Петражицкого не потеряла и в настоящее время.
Нормативистская теория права и государства Кельзена.
Ганс Кельзен (1881—1973) — австрийский юрист, основатель теории правового нормативизма, или «чистого учения о праве».
Эпоха. В начале XX в. сложились основные правовые концепции гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку логики юридических конструкций, приемов толкования и применения правовых норм. Наиболее развернутое изложение и обоснование юридический позитивизм получил в нормативистской теории Г. Кельзена.
|
Логическое основание политико-правового учения. Философия неокантианства, сторонники которой различали науки о сущем и науки о должном:
· первые изучали явления природы и общественной жизни, исходя из законов причинности;
· вторые — нормативный порядок человеческих отношений.
Правоведение Кельзен относил к наукам о должном, рассматривая его как нормативную социальную науку, задача которой заключается в описании и познании правовых норм (правил должного) и созданных ими отношений между людьми. Правоведение в таком понимании противопоставлялось Кельзеном социологии права как каузальной науке.
Основные работы:
· «Проблема суверенитета и теория международного права»
· «Общая теория государства»
· «Общество и природа: социологическое исследование»
· «Право Объединенных Наций»
· «Коммунистическая теория права»
· «Чистое учение о праве»
Содержание политико-правового учения.
«Чистота» правовой науки. Кельзен выступает за создание «чистой» правовой науки, очищенной от:
· влияния смежных наук, предметы изучения которых тесно связаны с правом: «Юриспруденция совершенно некритично «расширилась» за счет психологии и социологии, этики и политической теории»;
· от идеологических оценок: «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой».
Понятие права. Право как совокупность правовых норм. Кельзен так определял функции норм права:
· регулируют человеческое поведение;
|
· предусматривают возможность применения принуждения;
Право как иерархия правовых норм (пирамидальная теория права Кельзена), в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.
· Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма - Grundnorm. Она выражается следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция». Это «мысленное допущение», трансцедентально-логический постулат. Без Grundnorm нельзя утверждать, что нормы конституции производны от нормы более высокого уровня.
· Нормы конституции.
· Общие нормы, установленные в законодательном порядке или путем обычая.
· Индивидуальные нормы – административные акты и судебные решения, которые конкретизируют общие правовые нормы.
Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств. Кельзен признавал приоритет норм международного права по отношению к нормам национального права. Национальное право каждого отдельного государства должно соответствовать общей норме международного права: «Основные нормы различных национальных правопорядков основываются на общей норме международного правопорядка....Тогда единственно истинная основная норма, норма, которая не создается правовым процессом, а предполагается юридическим мышлением, есть основная норма международного права».
Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства.
Государство — это определенный срез системы законодательства:
· конституционного;
· административного;
· о судоустройстве.
Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство. Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок. Термин «правовое государство» — это плеоназм (речевое излишество).
Государство – это «система норм, действительных в определенном времени и пространстве».
Влияние идей Кельзена.
Концепция «иерархического правопорядка» Кельзена во многом отразила правовую реальность современных конституционных государств. «Чистое учение о праве» Кельзена не осталось незамеченным среди французских правоведов (например, Карре де Мальбер). «Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение и в Латинской Америке, где нашла многочисленных сторонников. Весомым является влияние Кельзена на австрийских правоведов (А. Меркль, А. Фердросс), последователей Венской школы права, основанной Кельзеном. Распространенная в настоящее время концепция примата международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, является существенным вкладом в теорию международного права.