В — Стояние над человеком. 1 глава




Что касается моей истории, когда я не пошёл вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в поход на Табук, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то, желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения, показывая, что намеревается предпринять) другой поход. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. И он разъяснил мусульманам суть дела, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было так много мусульман, что количество их не поддавалось счёту».

Ка’б продолжил: «Те немногие, кто не пожелал появиться, считали, что об этом никто не узнает, однако (это продолжалось лишь) до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а (деревья) давали приятную тень, которая притягивала меня. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с другими мусульманами готовился (к этому походу), я же начал выходить (из дома) по утрам, чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это, если захочу”. И я продолжал поступать таким образом, в то время как другие продолжали серьёзно (готовиться к выступлению). В конце концов посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) утром двинулся в путь вместе с (другими) мусульманами, а я так ничего и не сделал. Тогда я (снова) вышел утром и вернулся, ничего не сделав (для подготовки), и пока я находился в подобном положении (участники похода), которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О если бы мне удалось сделать это! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал подобных себе, если не считать тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А что сделал Ка’б бин Малик?” Один человек из племени бану салима сказал: “О, посланник Аллаха, задержали его две его одежды и его высокомерие”. Тогда Му’аз бин Джабаль сказал: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего не сказал и в этот момент он увидел в полуденном мареве какого-то человека в белых одеждах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Должно быть, это Абу Хайсама”, - и действительно, это был Абу Хайсама аль-Ансари, тот самый, которого лицемеры стали высмеивать за то, что он пожертвовал только один са’ фиников».

Ка’б продолжил: «А когда я узнал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже возвращается из Табука, меня охватила сильная скорбь и я стал придумывать ложные (оправдания), говоря (себе): “Как мне избежать его гнева завтра?”, - и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому из членов своей семьи. Когда же (люди) стали говорить, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находится уже совсем близко (от Медины, всё) ложное ушло от меня, я понял, что мне ни за что не спастись от (его гнева) с помощью лжи, и решил сказать правду.

Утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся (в Медину), а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно прежде всего приходил в мечеть, совершал молитву в два рак’ата, а потом (некоторое время) сидел там с людьми. И когда он сделал всё это, к нему явились люди, оставшиеся (в Медине), которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек, и он принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я, и когда я приветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди.” И тогда я подошёл (ближе) и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?”»

Ка’б продолжил: «Я сказал: “О посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то думаю, что смог бы избежать его гнева с помощью (ложных) оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это Аллах Всемогущий и Великий (приведёт) меня к благому исходу! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!”»

Ка’б продолжил: «Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Что касается этого, то он сказал правду. Вставай же (и жди), пока Аллах не примет о тебе решения”. И (после этого) ко мне устремились люди из племени бану салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, и ты оказался не в состоянии оправдаться перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так же, как это сделали другие оставшиеся, а ведь для (того, чтобы искупить твой грех) посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) достаточно было бы обращения к Аллаху с мольбой о твоём прощении!”»

Ка’б продолжил : «И клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня (так сильно, что в конце концов) мне захотелось вернуться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказать ему, что я говорил неправду, а потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?” Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”».

Ка’б продолжил: «Я спросил: “Кто же эти двое?” Они сказали: “(Это -) Мурара бин Раби’а аль-’Амири и Хиляль бин Умаййа аль-Вакифи”».

Ка’б продолжил: «(Сказав это), они назвали мне (имена) двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре, и я сказал: “Мне следует брать с них пример”. И после того, как они назвали мне (имена) этих двоих, я решил (ничего не менять). Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то изо всех оставшихся (в Медине) он запретил (людям) разговаривать только с нами тремя. И люди стали сторониться нас (или же он сказал: …и люди изменили своё отношение к нам…) и даже земля, (на которой я жил) стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал (прежде). В подобном положении мы провели пятьдесят дней. Что касается двух моих товарищей, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, я же был моложе и сильнее их и поэтому я выходил (из дома), принимал участие в молитвах вместе с (другими) мусульманами и ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной! И я подходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приветствуя его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивая себя: “Пошевелил ли он своими губами в ответ на моё приветствие или нет?” А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня.

(Однажды), когда я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны мусульман, я (вышел из дома и) шёл, (пока не добрался до) ограды сада Абу Катады, моего двоюродного брата, которого я любил больше всех людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, и клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, (скажи) известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует?” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, но он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше!” Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду».

«А проходя по рынку Медины (некоторое время спустя), я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка’бу бин Малику?” И люди указывали ему на меня до тех пор, пока он не подошёл ко мне, вручив послание от правителя из числа гассанидов. Я был писцом и прочёл это послание, и оказалось, что там (было написано следующее): “А затем: Поистине, дошло до нас, что твой друг стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!” Прочитав это послание, я сказал (себе): “И это тоже испытание”, - после чего подошёл к печи и разжёг им в ней огонь.

Откровение Аллаха всё не приходило, а когда прошло сорок дней из пятидесяти, ко мне неожиданно явился посланец от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велит тебе не приближаться к твоей жене!” Я спросил: “Я должен развестись с ней? Или мне надо поступить как-нибудь иначе?” Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) через посланца велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”.

А потом к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла жена Хиляля бин Умаййи, которая сказала ему: “О, посланник Аллаха, поистине, Хиляль бин Умаййа - беспомощный старик, так неужели же ты не хочешь, чтобы я служила ему?” Он сказал: “Нет, (ты можешь служить ему), но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе!” (На это) она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и клянусь Аллахом, с тех пор, как это началось и до сих пор он только и делает, что плачет!”

После этого один из членов моей семьи сказал мне: “Обратился бы и ты к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой разрешить твоей жене (прислуживать тебе), ведь он разрешил делать это жене Хиляля бин Умаййи”. (В ответ) я сказал: “Не стану я обращаться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с такой просьбой, ибо не знаю, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скажет на это, ведь я ещё молод!”

И я оставался в подобном положении ещё десять ночей, так что когда они истекли, прошло уже пятьдесят ночей с тех пор, как людям было запрещено разговаривать с нами. А после того, как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах Всевышний, и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль’ и кричавшего оттуда во весь голос: “О Ка’б бин Малик, радуйся!” (Услышав это), я склонился в земном поклоне, так как понял, что пришло облегчение. (И действительно, оказалось, что) во время утренней молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объявил (людям) о том, что Аллах Всемогущий и Великий принял наше покаяние, после чего люди поспешили донести до нас эту радостную весть. (Некоторые из них) направились к двум моим товарищам, а ко мне поскакал всадник. Но ко мне поспешил также и (другой человек) из племени аслям, который взобрался на гору и голос которого оказался быстрее коня. А когда тот человек, голос которого я услышал, сам пришёл ко мне с этой радостной вестью, я снял с себя обе свои одежды и надел их на него в знак благодарности за это. Клянусь Аллахом, в то время у меня ничего другого из одежды не было, и поэтому я одолжил две одежды, надел их и отправился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем, (что Аллах принял моё) покаяние и говоря мне: “Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!”

Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сидевшего там в окружении людей. Что же касается Тальхи бин ‘Убайдаллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров, кроме него, не встал, и Ка’б никогда не забудет этого Тальхе!»

Ка’б продолжил: «А после того, как я приветствовал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!”, - и лицо его при этом сияло от радости. Я спросил: “Это от тебя, о посланник Аллаха, или же от Аллаха?”, - (на что) он ответил: “Нет, это - от Всемогущего и Великого Аллаха!” Когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобным кусочку луны, о чём всем нам было известно. Сев перед ним, я сказал: “О, посланник Аллаха, в (знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято) я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Его!” (На это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара”. И я сказал также: “О, посланник Аллаха, поистине, Аллах спас меня только благодаря (тому, что я сказал) правду, и (в знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято) я до самой смерти не буду говорить ничего, кроме правды!”

И клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал бы кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне, и клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого и в дальнейшем!

 

 

И Аллах Всевышний ниспослал (такие аяты): “Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он - Сострадательный, Милосердный. Аллах простил троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми” [114].

Клянусь Аллахом, после того, как Аллах указал мне путь к исламу, наибольшим благодеянием, которое Он оказал мне, стало то, что я был правдив с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и не солгал ему, (поскольку в таком случае) я бы погиб, как погибли те, которые солгали, ведь, поистине, ниспослав откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что говорил Он о ком бы то ни было. Аллах Всевышний сказал: “Когда вы вернетесь к ним, они будут клясться Аллахом, чтобы вы отвернулись от них. Отвернитесь же от них, ибо они - нечисть. Их пристанищем будет Геенна. Таково воздаяние за то, они приобретали. Они станут вам клясться, чтобы вы остались довольны ими. Но даже если вы останетесь довольны ими, Аллах все равно не будет доволен людьми нечестивыми” [115].

Мы трое были оставлены в отличие от тех, клятвы которых принял посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) откладывал (решение) нашего дела до тех пор, пока Сам Аллах Всевышний не вынес Своего решения об этом, и об этом Аллах Всевышний сказал: «Аллах простил троих, которым было отсрочено до тех пор» [116]. (Имеющееся в этом аяте) упоминание о том, что мы были оставлены, касается не того, что мы остались (в Медине и не приняли участия) в походе, а того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял» [117].

В другой версии (этого хадиса сообщается, что Ка’б сказал): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выступил в поход на Табук в четверг и он вообще любил отправляться в путь по четвергам».

В третьей версии (этого хадиса сообщается, что Ка’б сказал): «И пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращался из своих поездок только днём, а именно - утром (духа)» [118].

Это хадис Ка‘ба ибн Малика, повествующий о военном походе на Табук. Военный поход на Табук состоялся в девятом году хиджры.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) собрал отряд против римлян, которые были на религии христиан, так как до него дошла весть о том, что они собираются напасть на мусульман. Этот поход продолжался двадцать дней. Прибыв на место назначения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не встретил там врага, после чего отряд мусульман вернулся в Медину. Этот поход совпал со временем сильной жары, когда начали созревать плоды. Лицемеры возлюбили мирскую жизнь, потому и остались в Медине, не выйдя в поход. Что же касается искренних верующих, то они вышли вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха). Их не остановило ни дальнее расстояние, ни поспевшие плоды.

Ка‘б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) не вышел в поход, не имея на то никакой причины, хотя и был из числа искренних верующих. Он не пропускал ни одного военного похода, который организовал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил переселение (хиджру) на пути Всевышнего Аллаха. Он пропустил только битву при Бадре, когда помимо него не вышли еще многие сподвижники. Во время Бадра, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из Медины, не намереваясь вступать в бой, поэтому с ними выступило всего лишь около 310 человек. Они собирались всего лишь захватить караван курайшитов, который шел по пути из Шама в Мекку.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) собирался захватить этот караван, так как жители Мекки выгнали пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников из Мекки, лишив их жилищ и имущества. Именно поэтому, этот караван был дозволенным трофеем для пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это не является несправедливостью, так как они всего лишь пытались вернуть то, что принадлежало им.

В общем, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел в поход, взяв около 310 сподвижников. С ними было семьдесят верблюдов и два коня. У отряда не было с собой много оружия, да и количество людей было небольшим. Но Всевышний Аллах свел их с врагом там, где они не ждали этого, дабы случилось то, что пожелал Всевышний.

Услышав о планах пророка (мир ему и благословение Аллаха), глава каравана курайшитов Абу Суфйан изменил курс, повернув караван к Красному морю. Абу Суфйан отправил к курайшитам вестника, который призвал их защитить свой караван. Услышав это, курайшиты собрали отряд в количестве 900-1000 человек. Всевышний Аллах сказал об этом: “Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха” [119].

Курайшиты вышли в путь, но вскоре узнали о том, что караван спасен. После этого между ними возникло разногласие. Некоторые сказали: “Караван спасён, так зачем же нам сражаться?!” Однако, Абу Джахль возразил: “Клянусь Аллахом, мы не вернемся, а дойдем до Бадра, проведем там три ночи, будем резать верблюдов и пировать, дабы услышали о нас все арабы”.

Они сказали так, проявив заносчивость, высокомерие и самовосхваление. И действительно, хвала Аллаху, об этом услышали все арабы. Арабы начали обсуждать это поражение курайшитов, подобное которому не видели арабы. Два отряда встретились 17-го числа месяца Рамадана во 2-ом году хиджры. Тогда Всевышний Аллах обратился к ангелам: “Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы” [120]. Тогда было убито 70 курайшитов и взято в плен столько же. Многие из убитых были уважаемыми людьми среди курайшитов. Тела двадцати четырех курайшитов были брошены в колодец, после чего, посмотрев на эти тела, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Теперь) вы поняли, что обещанное Господом вашим — истина?” Кто-то спросил его: “Неужели ты обращаешься к мёртвым?” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, они слышат не хуже вас, но только не могут ответить” [121].

Всевышний Аллах помог Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал о дне битвы: “... в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре” [122]. В этот день Всевышний Аллах разделил ложь и истину. Посмотри же на могущество Всевышнего Аллаха! 310 человек одержали победу над тысячью воинов, хотя те были сильнее в снаряжении. В отряде пророка (мир ему и благословение Аллаха) было малое количество верблюдов и лошадей. Но, ведь, если Аллах одарит какой-то отряд победой, то никто не устоит перед этим отрядом. Всевышний Аллах сказал: “Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, - быть может, вы будете благодарны” [123]. Однако, после открытия Мекки, мусульмане в составе 12-ти тысяч человек выступили против племен Хауазин и Сакъиф, обольстившись своим количеством, и, говоря: “Мы обязательно победим сегодня, ведь, нас много”. Однако 3500 человек одержали верх над этими двенадцатью тысячами, которыми управлял сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). И это по причине того, что мусульмане обольстились, а Аллах показал им, что многочисленность ничем не помогает.

Всевышний Аллах сказал: “Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять” [124].

А знаете ли вы о том, что случилось с участниками битвы при Бадре?! Всевышний Аллах посмотрел на них и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам”. Это битва стала ключом ко всякому благу. И даже рассказывается о том, что Хатыб ибн Аби Бальта‘ (да будет доволен им Аллах) написал жителям Мекки письмо, в то время, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) собирался нападать на неё. Хатыб рассказал о намерении пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом письме. Хатыб послал это письмо с женщиной, которая направлялась в Мекку, однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом посредством откровения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал за этой женщиной ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) и еще одного из сподвижников, и они догнали ее у одного из садов. Они схватили ее и спросили о том, где письмо. Она ответила: “Нет при мне никакого письма”. Они сказали ей: «Клянусь Аллахом, мы не лжем и нам не солгали, посему говори: "Где письмо?"» Увидев серьезность их намерений, она решила отдать им письмо.

Хвала Аллаху за то, что письмо не дошло до курайшитов! В этом было проявление милости Всевышнего Аллаха к мусульман и к самому Хатыбу.

Когда письмо вернули к пророку (мир ему и благословение Аллаха), он спросил Хатыба: «Зачем ты это сделал?» Хатыб сказал: “Клянусь Аллахом, что ничего со мной не произошло, и я являюсь верующим в Аллаха и Его посланника, однако желал получить поддержку от народа, чтобы Аллах посредством них уберег мою семью и мое имущество. Ведь нет никого из твоих сподвижников, у кого бы там не было родственников, которые могли бы заступиться за их семьи и имущество”. На что ‘Умар сказал: “О посланник Аллаха! Поистине, он предал Аллаха и Его посланника, разреши мне отрубить ему голову!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Разве он не участник битвы при Бадре?! Ведь Аллах обратился к участникам битвы при Бадре и сказал: “Делайте что хотите, ибо вам прощено!”» [125] А Хатыб ибн Аби Бальта‘ (да будет доволен им Аллах) был участником битвы при Бадре.

Однако, здесь важно то, что Ка‘б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) не принимал участие в битве при Бадре. И это случилось потому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совсем не собирался вступать в бой. Затем в хадисе Ка‘б рассказал о ночи ‘Акабы в долине Мина, где сподвижники присягнули пророку (мир ему и благословение Аллаха). Ка‘б сказал: “И я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то, что что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью”.

Далее он (да будет доволен им Аллах) продолжил рассказывать: “Что касается моей истории, когда я не пошёл вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в поход на Табук, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход”. Он был в хорошем физическом состоянии и имел две верблюдицы, которых никогда не было до этого. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил сподвижникам о походе заранее, и этому было несколько причин. Во-первых, в это время была сильная жара и период созревания плодов. В подобной ситуации душа склоняется к лени и желает для себя благополучия. Во-вторых, от Медины до Табука лежит дальний путь, на котором людей ждет пустыня, камни, жажда и палящее солнце. В-третьих, их ожидало многочисленное римское войско. Именно поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал сподвижникам об этом военном походе. Мусульмане выступили в поход вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Среди оставшихся были лицемеры, но помимо них еще три сподвижника: Ка‘б ибн Малик, Мурара бин Раби’а и Хиляль бин Умаййа (да будет доволен ими Аллах). Они являлись искренними верующими, однако не вышли в поход по той причине, по которой пожелал Всевышний Аллах. А все прочие, оставшиеся в городе, в основном были лицемерами, погрязшими в своем лицемерии. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он уже выдвинулся в путь и достиг Табука, однако не встретил там врагов. Войско мусульман ждало римлян двадцать дней, а те не появились, и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил вернуться.

Ка‘б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) не выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а деревья давали приятную тень, которая притягивала его. В этом указание на то, что, если человек не торопится с праведными делами, то, скорее всего, он не сможет выполнить их. Всевышний Аллах сказал: “Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии” [126]. Поэтому, если человек узнает об истине, но оставляет её в первый раз, то во второй раз она сама обойдет его стороной. То же самое касается и терпения. Если человек не проявит терпения в первые моменты после беды, то он лишится награды за терпение (сабр). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, настоящее терпение проявляется при первом потрясении” [127].

Поэтому, о брат, торопись совершать праведные деяния! Дни бегут, и может быть так, что ты не сможешь больше их совершать. Быть может ты начнешь лениться, быть может шайтан и страсть одолеют тебя. Посему спеши!

Ка‘б продолжил рассказ: “И когда после отъезда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал подобных себе, если не считать тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний”. Не было ни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни Абу Бакра, ни ‘Умара, ни ‘Усмана, ни ‘Али, ни видных мухаджиров и ансаров. Были только те, кого обвинили в лицемерии, и те слабые, которых оправдал Всевышний Аллах.

Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он не вспоминал о Ка‘бе, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А где Ка’б бин Малик?” Один человек из племени бану салима сказал: “О, посланник Аллаха, задержали его две его одежды и его высокомерие”. Тогда Му’аз бин Джабаль заступился за Ка‘ба ибн Малика. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего не сказал ни первому, ни второму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: