Что же касается лицемеров, то, как известно, они начали оправдываться перед пророком (мир ему и благословение Аллаха), а он принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. Относительно них было ниспослано худшее из того, что может быть ниспослано о людях: “Когда вы вернетесь к ним, они будут клясться Аллахом, чтобы вы отвернулись от них. Отвернитесь же от них, ибо они - нечисть. Их пристанищем будет Геенна. Таково воздаяние за то, они приобретали” [145]. Их пристанищем будет худшее из мест пребывания! Они переселятся из мирской жизни прямо в Геенну! Просим у Всевышнего Аллаха спасения от этого!
Затем Всевышний Аллах сказал: “Они станут вам клясться, чтобы вы остались довольны ими. Но даже если вы останетесь довольны ими, Аллах все равно не будет доволен людьми нечестивыми” [146]. Если даже все люди будут довольны ими, Всевышний Аллах не будет доволен. Посему довольство людей им ничем не поможет! Если Всевышний Аллах будет доволен тобой, Он сделает так, чтоб и люди были довольны тобой. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах испытывает любовь к рабу, Он обращается к Джибрилю и говорит: “Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты”, после чего Джибриль начинает любить его, и Джибриль обращается к обитателям небес со словами: “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы”, и обитатели небес начинают любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле» [147]. Как сказал Всевышний Аллах: “Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью” [148].
|
Если же человек ищет довольства людей, гневя при этом Аллаха, то все в итоге обернется для него тем, что и Аллах, и люди разгневаются на него. Поэтому, когда Му‘ауийа (да будет доволен им Аллах) стал халифом, ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) написала ему письмо: «Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто ищет довольства Аллаха, даже если при этом недовольны люди, того Аллах избавит от людей. А кто ищет довольства людей, гневя при этом Аллаха, то разгневается на него Аллах и сделает так, чтоб люди были недовольны им”» [149]. И сколько же тех, кто ищет довольства людей, гневя при этом Творца!
В этом аяте также предостережение от нечестия! Каждое проявление нечестия убавляет довольство Всевышнего Аллаха этим человеком. У нечестия много видов и много уровней. Например, непочтительное отношение к родителям является нечестием, разрыв родственных связей является нечестием, обман людей является нечестием, нарушение договоров является нечестием, ложь является нечестием, и так каждое ослушание является нечестием.
Что касается малых прегрешений, то они стираются посредством тех благодеяний, которые совершаются человеком. Всевышний Аллах сказал: “Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния” [150]. Что же касается больших грехов, то их стирает только покаяние (тауба).
Как бы то ни было, нечестие является причиной того, что человек лишается довольства Всевышнего Аллаха. А покорность, наоборот, является причиной получения довольства Его. Посему, придерживайся покорности, если желаешь довольства Господа! Если же ты желаешь довольства людей, то ты все равно должен добиться довольства Всевышнего.
|
22 — Передается от Абу Нуджайда Имрана бин аль-Хусайна аль-Хуза’и, что, однажды, к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явилась одна женщина из племени джухайна, забеременевшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: «“О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания, так подвергни же меня (этому наказанию)!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал к себе её опекуна и сказал (ему): “Обращайся с ней хорошо, а когда она родит, приведи её ко мне”. (Этот человек так) и сделал, (а когда после родов он привёл её), пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал соответствующее распоряжение и одежду на ней крепко затянули, потом по его приказу её подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву. После этого ‘Умар спросил его: “О посланник Аллаха, ты молишься по ней (несмотря на то, что) она совершила прелюбодеяние?!” (В ответ ему пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой семьдесят (человек) из числа жителей Медины, будь оно поделено меж ними! Неужели ты считаешь, (что она могла сделать нечто) более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха Всемогущего и Великого?!”
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел хадис со слов ‘Имрана ибн Хусайна о женщине, забеременевшей в результате прелюбодеяния. Эта женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала ему: “О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания, так подвергни же меня (этому наказанию)!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал к себе её опекуна и сказал (ему): “Обращайся с ней хорошо, а когда она родит, приведи её ко мне”. Этот человек так и сделал, а когда после родов он привёл её, пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал соответствующее распоряжение и одежду на ней крепко затянули, потом по его приказу её подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву. Одежду крепко затянули для того, чтобы во время побивания камнями эта одежда не спала, в результате чего открылись бы те места, которые не должны видеть чужие мужчины. После этого ‘Умар спросил его: “О посланник Аллаха, ты молишься по ней (несмотря на то, что) она совершила прелюбодеяние?!” А прелюбодеяние является большим грехом! В ответ ему пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой семьдесят (человек) из числа жителей Медины, будь оно поделено меж ними! Неужели ты считаешь, (что она могла сделать нечто) более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха Всемогущего и Великого?!”
|
Пользы из хадиса:
1 — Если человек, состоящий (или состоявший) в законном браке, совершил прелюбодеяние, то его должны побить камнями (раджм). В Книге Всевышнего Аллаха был аят о побивании камнями, мусульмане читали его, учили его наизусть и применяли его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побивал камнями, и праведные халифы после него также побивали камнями. Но затем Всевышний Аллаха по Своей мудрости отменил чтение этого аята в Коране, но само постановление о побивании (раджм) осталось в исламской общине. Такой человек забивается камнями, пока не умрет.
Это — мудрость Всевышнего Аллаха! Прелюбодея, например, не убивают мечом. Его закидывают камнями, дабы он вкусил наказание и испытал боль. Этот человек вкусил запретное наслаждение, посему, чтобы искупить грех, он должен испытать боль. При совершении прелюбодеяния все тело прелюбодея вкушает запретное наслаждение, поэтому по мудрости Всевышнего Аллаха все его тело должно испытать страдание.
Поэтому, ученые говорят, что нельзя закидывать большими камнями, так как они сразу убьют человека. Также нельзя закидывать и слишком маленькими камнями, так как человек будет долго умирать и долго мучиться. Нужно закидывать средними камешками, чтобы человек вкусил боль и умер.
2 — Хадис указывает на то, что человек может сознаться в совершении прелюбодеяния, дабы очиститься от этого греха, получив шариатское наказание. Если человек признался в совершении прелюбодеяния перед правителем или его заместителем, тогда он не заслуживает упрека. Если же человек рассказывает о своем прелюбодеянии простым людям, то он просто напросто позорит себя. Такой человек не относится к тем, кому будет прощено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание, примером чего могут служить действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха» [151].
А что лучше: пойти к шариатскому судье и сознаться в совершении прелюбодеяния, чтобы получить наказание или же скрыть свой грех? Если человек покаялся искренним покаянием, сожалеет о своем грехе, знает, что никогда больше не повторит ничего подобного, то ему лучше не идти никуда и не рассказывать о своем грехе. Пусть это останется между ним и Всевышним Аллахом! Всевышний Аллах принимает покаяние тех, кто покаялся! Если же человек боится, что вернется к этому греху, то лучше для него пойти к правителю или к судье, чтобы получить наказание.
23 — Передается от ибн ‘Аббаса и Анаса бин Малика, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы заимел человек целую долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две, и никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается» [152].
24 — Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний, слава Ему, улыбнётся двоим, один из которых убьёт другого, (после чего) оба они войдут в рай. Этот станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, (а) потом Аллах простит убившего, он примет ислам и погибнет в сражении за веру» [153].
Эти два хадиса посвящены вопросам покаяния (таубы). Всевышний Аллах принимает покаяние человека, каким бы великим не был грех. Всевышний Аллах сказал: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный» [154].
Что касается первого хадиса, то в нем сообщается о том, что человек не насытится имуществом. Даже если бы заимел человек целую долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две. И никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли. Когда человек умрет, будет похоронен, оставит все мирское, лишь тогда насытится. Но, несмотря на все это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждает людей покаяться. И это потому, что человек, имеющий такую алчность, как правило, не обращает внимания на запреты. А лечением этой болезни является покаяние перед Всевышним Аллахом.
Что касается второго хадиса, то он начинается со слов: «Аллах Всевышний, слава Ему, улыбнётся двоим...». Эти два человека ненавидели друг друга в этой мирской жизни, и дошло до того, что один убил другого. А затем Всевышний Аллах обратил эту вражду в любовь. В этом указание на то, что неверный, когда-то убивавший мусульман, может покаяться, и Всевышний Аллах простит ему его грехи. Ведь, Ислам стирает все, что было до него!
باب الصَّبر
3-ья глава
«Глава о терпении (сабр)».
Сказал имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах): «Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы и запасайтесь терпением» [155]. Всевышний также сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых! [156] » Всевышний также сказал: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета »[157]. Всевышний также сказал: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» [158]. Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах - с терпеливыми» [159]. Всевышний также сказал: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение» [160]. Имеется также много других аятов, в которых содержатся веления о необходимости хранить терпение и разъясняется его достоинство».
Языковое значение слова «الصبر » — /сабр/ — это удерживание. Что касается шариатского значения слова «الصبر » — /сабр/, то это удерживание своей души в трех вещах. Во-первых, сдерживание своей души в подчинении Аллаху. Во-вторых, удерживание своей души от совершения запретного. В-третьих, терпение относительно предопределения Всевышнего Аллаха. Эти три вида терпения (сабра) упомянули ученые.
1 — Терпение в подчинении Аллаху — подчинение Всевышнему Аллаху является тяжелым для человеческой души, трудным для человека. Иногда подчинение Всевышнему Аллаху может быть тяжелым и с материальной стороны, например, выплата закята или совершение хаджа. Поэтому, при подчинении Аллаху могут возникнуть душевные и телесные трудности, посему человек нуждается в терпении (сабре). Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением и несите службу на заставах» [161].
2 — Терпение в отстранении от запретного — то есть удерживание своей души от того, что запретил Всевышний Аллах, так как душа постоянно повелевает человеку совершить что-то плохое, призывает его ко злу. Человек должен заставить себя терпеть, должен удержать свою душу ото лжи, мошенничества, поедания чужого имущества без права, ростовщичества, прелюбодеяния, распития спиртного, воровства и так далее.
3 — Терпение относительно предопределения Аллаха — особенно, если это предопределенное причиняет человеку страдания. Предопределенное бывает двух видов: то, что нравится человеку и то, что приносит ему страдания. Если Всевышний Аллах предопределит человеку то, что ему нравится, то человек должен благодарить Всевышнего Аллаха. Благодарность (шукр) является одним из видов поклонения! Также предопределенное может причинять человеку страдания. Человек может быть испытан потерей имущества, или потерей кого-то из своей семьи, или же испытан обществом, в котором он живет. Существует много разных испытаний, которые требуют от человека проявления терпения (сабра). Человек должен удерживать свое сердце, свой язык и свое тело от проявления недовольства. Человек, которого постигло несчастье, находится в одном из четырех состояний: он либо гневается, либо терпит, либо проявляет довольство, либо благодарит
Что касается недовольства (гнева), то оно проявляется либо сердцем, либо языком, либо органами. Что касается недовольства сердцем, то человек может испытывать гнев и злобу по отношению ко Всевышнему Аллаху. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от подобного! Этот человек думает, будто бы Всевышний Аллах причинил ему зло. Что касается недовольства языком, то под этим понимается истерика, ругань периода времени, в котором произошли те или иные события. Что касается недовольства органами, то, например, человек бьет себя по лицу, рвет на себе волосы или одежды, и тому подобное.
Проявляя такое недовольство, человек лишается вознаграждения, более того это несчастье, постигшее его, все равно никуда не уходит, и более всего прочего, он еще заработали грех. У такого человека вместо одного несчастья появилось целых два. Во-первых, несчастье в религии, так как он посмел проявить недовольство, а во-вторых, несчастье в мирском, так как произошло то, что причинило ему страдания.
Что касается состояния терпения (сабра), то оно заключается в удержании своей души от недовольства. То есть, с человеком что-то случилось, ему неприятно это событие, оно не любимо ему, однако он проявляет терпение! Он не гневит Всевышнего Аллаха ни своим языком, ни своими органами. В его сердце нет никаких претензий к Аллаху, хотя само произошедшее может и неприятно ему.
Что касается состояния довольства (рида), то человек спокойно относится к тому, что с ним происходит, и полностью доволен этим, как будто бы с ним ничего не случилось.
Что касается состояния благодарности (шукр), то человек благодарит Всевышнего Аллаха за то, что с ним происходит. Видя что-то неприятное, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда говорил: «Хвала Аллаху в любой ситуации!» [162]
Человек благодарит Всевышнего Аллаха за то вознаграждение, которое Всевышний Аллах дарует человеку за перенесенное несчастье. Несомненно, это вознаграждение больше, чем величина испытания.
Рассказывается об одной праведной женщине, что, однажды, что-то случилось с её пальцем, а она восхвалила Всевышнего Аллаха за случившееся. И тогда её спросили: «Как ты восхваляешь Аллаха, в то время как с тобой случилось несчастье?» На что она ответила: «Сладость вознаграждения, о котором я вспомнила, заставила меня забыть о горечи терпения».
Затем автор книги (да смилуется над ним Аллах) привел аяты, в которых сообщается о терпении и достоинстве того, кто терпит. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, - быть может, вы преуспеете» [163].
Всевышний Аллах приказывает людям то, что требуется от верующих людей. Во-первых, верующие должны терпеть, то есть удерживать себя от совершения грехов. Во-вторых, они должны запасаться терпением в подчинении Всевышнему Аллаху. Что касается несения служб на заставах, то под этим имеется в виду совершение большого количества благих деяний и постоянства в этом. А в-четвертых, им приказана богобоязненность (такуа), которая охватывает все вышеперечисленное.
Общеизвестно, что удерживание себя от совершения грехов может быть лишь тогда, когда душа зовет человека к этому. Что же касается человека, душа которого не зовет его к греху, то о таком не говорят, что он проявляет терпение (сабр). Если же душа призывает тебя к грехам, то проявляй терпение и сдерживай свою душу!
Также терпение необходимо в вопросах подчинения Всевышнему Аллаху, так как подчинение содержит в себе две вещи. Во-первых, совершение действия, которое возложено на человека. Во-вторых, тяжесть этого для души. Ведь, подчинение Аллаху является тяжелым для души, которая постоянно призывает совершать дурное.
Что касается слов Всевышнего «...несите службу на заставах», то под этим имеется в виду большое количество совершаемого блага и постоянство в этом. Поэтому, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Полное совершение омовения, невзирая на неприятное, множество шагов по направлению к мечетям и ожидание следующей молитвы после предыдущей будет для вас равносильно несению службы на заставах» [164].
Что касается богобоязненности (такуа), то она охватывает все то, о чем мы упомянули. Ведь, богобоязненность (такуа) — это совершение всего, что спасает человека от наказания Всевышнего Аллаха. К богобоязненности (такуа) относится и выполнение приказанного, и отстранение от запретного.
Всевышний Аллах упомянул эти четыре качества, как причину для успеха, сказав в конце аята: «...быть может, вы преуспеете». Успех (الفلاح) включает в себя две вещи: получение желаемого и избавление от нежелательного. Кто будет бояться Всевышнего Аллаха, тот обязательно получит желаемое и избавится от нежелательного!
Также Всевышний Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых!» [165]
В этом аяте Всевышний Аллах пообещал испытать человека чем-то из того, что Он упомянул.
«...незначительным страхом» — страх будет незначительным, так как полный всеохватывающий страх губителен для человека. Страх (الخوف) — это потеря чувства безопасности. Страх хуже, чем голод! Именно поэтому, страх в аяте упомянут прежде голода. Ведь, когда человек голоден, он может пойти и найти что-нибудь, пусть даже и кору дерева. Однако, человек, испытывающий страх, не может успокоиться ни у себя дома, ни на улице. А самое большее, чего мы должны бояться, это наши грехи, поскольку они являются причиной всякого зла.
Что касается голода, то он включает в себя два смысла. Во-первых, Всевышний Аллах может наслать на человека такую болезнь, что тот будет много кушать, но не сможет насытиться. Это имело место среди людей. Во-вторых, Всевышний Аллах может наслать засуху, в результате чего среди людей начнется голод.
«...потерей имущества» — то есть падением экономики государства, в результате чего люди испытывают бедность, государство влезает в долги.
«...потерей людей» — то есть смертью, распространением смертельных недугов, что очень часто встречается. В одном из городов на территории Неджда было такое, что, если болезнь входила в какой-то дом, от нее умирала вся семья. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от этого! Болезнь входила в дом, где жило десять человек, и они умирали друг за другом. Это и есть потеря людей, о которой сказано в аяте.
«...потерей плодов» — то есть нехваткой продовольствия.
И люди реагируют на эти испытания по-разному: кто-то выражает недовольство, кто-то терпит, кто-то доволен Аллахом, кто-то благодарит Его.
Также Всевышний Аллах сказал: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» [166].
«...безо всякого счета» — величина вознаграждения за терпение (сабр) не имеет границ! Это указывает на то, что вознаграждение за терпение будет великим, настолько великим, что человек даже не в силах себе это представить. Оно не исчисляется цифрами, а о его величине знает только Всевышний Аллах. Об этом вознаграждении не сказано, что оно будет десятикратным, или же семисоткратным, однако сказано, что оно будет безграничным. Посему в этом аяте явное побуждение к проявлению терпения (сабра).
Всевышний также сказал: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» [167].
Если человек терпел обиды людей и прощал им их скверные поступки, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость! Люди могут причинять человеку обиды по разным причинам, среди которых его подчинение Аллаху, усердие на Его пути, призыв к одобряемому, порицание порицаемого, и так далее. Тому, кого обижали по этим причинам, будет дано двойное вознаграждение. Во-первых, вознаграждение за те обиды, которые они претерпел, а во-вторых, вознаграждение за терпение в подчинении Аллаху, из-за которого его обижали.
Этот аят побуждает терпеть обиды, которые причиняют люди, и прощать их. Однако, знай, что прощение того, кто тебя обидел, не всегда является похвальным. Всевышний Аллах связал прощение с исправлением, сказав: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» [168]. Если же дело не исправится, то не нужно прощать человека!
Например, есть какой-то злодей, который всех обижает. Такого не следует прощать, так как твое прощение только добавит его злодеяний. Напротив, нужно взыскать с него за злодеяние должным образом, дабы он исправился. А если же речь идет о человеке, который никогда больше не сделает тебе плохого, если ты его простишь, то такого лучше простить. Ведь, Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» [169].
Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах - с терпеливыми» [170].
Всевышний Аллах приказал обращаться за помощью к терпению, так как, если человек проявит терпение и будет ждать помощи от Аллаха, его дела будут облегчены. Если тебя постигнет нечто, что требует терпения, то терпи! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знай, что помощь после терпения, радость после скорби, а облегчение после тяготы» [171].
Что же касается намаза, то он помогает как в делах религии, так и в мирских делах. Даже передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), испытывая какую-либо трудность, сразу устремлялся к молитве[172]. Всевышний Аллах сообщил о том, что молитва запрещает совершать человеку мерзости и порицаемые поступки. Если человек будет обращаться за помощью к намазу, то Всевышний Аллах облегчит ему его дела. Ведь, молитва — это связь меж рабом и его Господом. В молитве человек стоит перед Аллахом, беседует с Ним, взывает к Нему, приближается к Нему и так далее. Все это становится причиной помощи от Всевышнего Аллаха!
«Воистину, Аллах - с терпеливыми» — речь идет об особом сопутствии (ма‘ийа) Всевышнего Аллаха. Сопутствие (ма‘ийа) Всевышнего Аллаха бывает двух видов.
а) Всеобщее сопутствие — оно охватывает все создания без исключения. Оно упоминается в словах Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» [173]. А также: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше - Он всегда с ними, где бы они ни были» [174].
Это сопутствие Всевышнего Аллаха заключается в том, что Всевышний Аллах охватил все творения Своей властью, знает о них и слышит их беседы.
б) Особое сопутствие — под ним понимается помощь и поддержка Всевышнего Аллаха. Это сопутствие касается только посланников и их последователей. Оно не касается каждого творения. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» [175]. Также в разбираемом нами аяте сказано: «Воистину, Аллах - с терпеливыми».
Однако ни всеобщее сопутствие, ни особое сопутствие не указывают на то, что Всевышний Аллах находится с людьми Своей сущностью. Всевышний Аллах Своей сущностью выше семи небес над Своим Троном! В этом нет противоречия, так как даже в нашей жизни что-то может быть с тобой, но в то же время в высоте. Арабы говорят: «Мы путешествуем, а луна с нами», хотя луна на самом деле над ними. Что же тогда сказать о Всевышнем Аллахе?! Он превыше всякой вещи, возвысился над Своим Троном. Но вместе с этим Всевышний Аллах охватывает каждую вещь Своей мощью, Своей властью, Своим знанием, Своим слухом, Своим зрением.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах - с терпеливыми». Этот аят указывает на то, что Всевышний Аллах помогает терпеливым, поддерживает их и охраняет.
Всевышний также сказал: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» [176].
«...до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение» — некоторые люди со слабым знанием, читая этот аят, полагают, что Всевышний Аллах не знает о вещах, пока те не наступят. Это неправильное понимание! Всевышний Аллах знает о каждой вещи до того, как она случится. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» [177]. Кто заявляет, что Всевышний Аллах не знает о вещи до её наступления, тот объявляет ложью этот аят и ему подобные.
Однако, знание, о котором сказано в словах Всевышнего: «...до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение», — это знание, за которым следует вознаграждение или наказание. Всевышний Аллах не наказывает и не вознаграждает в соответствии со знанием о вещах до их наступления. Однако, когда раб уже совершает деяние, тогда становится явным то, чего он заслуживает: вознаграждения или наказания. Именно этот смысл заключен в словах: «...до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение». Имеется в виду такое знание, за которым следует вознаграждение.
Некоторые ученые также сказали, что в словах: «...до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение», имеется в виду выявление знания Всевышнего Аллаха. Ведь, знание Всевышнего Аллаха о вещах до их наступления, это знание о будущем. А здесь имеется в виду знание Аллаха о вещи после того, как она произошла. И есть разница между этими двумя видами знания.
«....тех из вас, кто сражается» — то есть тех, кто отдает все свои силы для того, чтобы слово Всевышнего Аллаха было превыше всего. И тут подразумевается и усердие в распространении знания, и усердие в сражении. Обе эти группы усердствуют на пути Всевышнего Аллаха.