В — Стояние над человеком. 5 глава




И после этого юноша стал исцелять слепых и прокаженных, излечивая людей также и от других недугов. О (нем) услышал один из приближенных царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал: «Все это будет твоим, если ты исцелишь меня». (В ответ ему юноша сказал): «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху, и Он исцелит тебя». И он уверовал в Аллаха Всевышнего, и Аллах Всевышний исцелил его, а потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. (Царь) спросил его: «Кто вернул тебе зрение?» Он ответил: «Мой Господь». Царь спросил: «Разве есть у тебя (еще какой-то) господин кроме меня?» Он сказал: «Мой Господь и твой Господь - Аллах». Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю, который сказал: «О, сынок, дошло до меня, что ты достиг в своем колдовстве (таких высот, что можешь) исцелять слепых и прокаженных и делать (многое другое)». (На это юноша) сказал: «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний». Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.

Затем к нему привели этого монаха, которому было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но он отказался. Тогда (царь велел принести) пилу, ее приставили к середине головы (монаха), и он распилил ее так, что одна половина упала (на землю). После этого (к царю) привели его приближенного, которому (также) было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но и он отказался. Тогда он приставил пилу к середине его головы и пилил ее, пока одна половина ее не упала (на землю). После этого (к царю) привели юношу, и ему (также) было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но и он отказался. Тогда (царь) отдал его своим слугам и сказал: «Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигните вершины, отпустите его, если он отречется от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз!» Они отвели его туда и поднялись на гору, где он воскликнул: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!», - и тогда гора пришла в движение, они скатились вниз, и (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» (Юноша) сказал: «Аллах Всевышний избавил меня от них!» Тогда (царь) отдал его (другим) своим слугам и сказал: «Отведите его к (морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречется от своей религии, то отпустите его, а если нет, бросьте в (воду)!» И они доставили его, куда им было велено, где юноша сказал: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!» - после чего корабль перевернулся и (слуги царя) утонули, а (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» (Юноша ответил): «Аллах Всевышний избавил меня от них!», а потом сказал царю: «Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю!» (Царь) спросил: «Что же это?» (Юноша) ответил: «Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи ее на середину лука и скажи: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь (все это)».

И (царь) собрал людей на одной возвышенности, привязал (юношу) к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил ее на середину лука, сказал: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - и пустил стрелу, поразившую (юношу) в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали: «Мы уверовали в Господа этого юноши!» После этого к царю явились (его приближенные, которые) сказали ему: «Что скажешь ты о том, чего остерегался? Клянемся Аллахом, с тобой случилось то, чего ты боялся, ибо люди уверовали!» И тогда царь велел вырыть рвы у (городских) ворот, и их вырыли и разожгли в них огонь, а потом (царь) сказал: «Бросайте в огонь каждого, кто не отречется от своей религии!» (или: и такому говорили: «Бросайся!») И (слуги) выполняли (его повеление), пока (к огню) не подошла женщина со своим сыном. Она остановилась (перед огнем, не желая) оказаться там, и тогда мальчик сказал ей: «О, матушка, терпи, ибо, поистине, (религия) твоя истинна!» [203]

 

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел этот хадис, повествующий об удивительной истории, в главе о терпении. В хадисе говорится о том, что один из царей в прежние времена имел при себе монаха, который являлся его приближенным. Царь использовал этого монаха в целях достижения выгоды, даже если это противоречило религии. Этого царя заботило только получение личной выгоды. Он являлся тираном, заставляющим людей поклоняться себе, как говорится в конце этого хадиса.

Состарившись, он сказал царю: «Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству», - и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил. Для обучения требовался именно юноша, так как в молодости человеку легче обучаться. Изучаемое человеком в молодости, остается навсегда и не забывается. У молодого человека есть много преимуществ.

Во-первых, как правило, юноша быстрее запоминает, чем человек преклонного возраста. У юноши нет бытовых проблем, которые отвлекали бы его от учебы.

Во-вторых, знание, заученное в юности, остается навсегда. Поэтому народная мудрость гласит: «Заученное в юности подобно выгравированному на камне».

В-третьих, если человек приучит себя к знанию в молодости, то это станет для него обыкновением в течении всей последующей жизни.

Колдун находился в преклонном возрасте и имел жизненный опыт, поэтому, зная эти тонкости, он потребовал себе в ученики именно юношу. Ему нашли такого юношу и колдун стал обучать его тому, что сам знал. Однако… Аллах Всевышний пожелал этому юноше блага!

В один из дней этот юноша проходил мимо жилища монаха. Когда юноша услышал слова монаха, они ему понравились. Ведь, монах был тем, кто поклонялся Аллаху и говорил только благие речи! Монахами тогда называли тех людей, которые посвящали большую часть своего времени поклонению Аллаху.

Когда юноша выходил из дома, он постоянно наведывался к монаху, по причине чего опаздывал к колдуну, а колдун стал бить этого юношу. Юноша пожаловался на это монаху, который сказал: «Если ты будешь бояться колдуна, говори: «Меня задержали дома», - а если будешь бояться своих близких, то говори: «Меня задержал колдун».

Юноша так и поступил. Он приходил к монаху и слушал его, а затем отправлялся к колдуну, а когда тот начал ругать его за опоздание, юноша оправдывался тем, что его задержали дома. Когда же юноша приходил домой, то оправдывался тем, что его задержал колдун.

И вот однажды, юноша неожиданно столкнулся с огромным зверем, однако в хадисе не говорится о том, что это был за зверь. Говорится только о том, что это был огромный зверь, который не давал людям пройти по дороге. В этот момент юноша лишил проверить, кто находится на истине: колдун или монах. После этого он схватил камень и воскликнул: «О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)!» И он бросил камень в зверя и убил его, а люди получили возможность ходить по этой дороге.

После этого события юноша понял, что дело монаха лучше, чем дело колдуна. В этом нет сомнения, так как колдун является либо несправедливым преступником, либо неверующим многобожником. Если колдун прибегает за помощью к шайтанам, ищет к ним приближения, взывает к ним, то он является неверующим многобожником. Если же он не использует в колдовстве шайтанов, а, например, готовит всякие зелья, то он является несправедливым преступником. Что же касается монаха, то, если он поклонялся Аллаху на основе знания, то являлся идущим по прямому пути.

Затем юноша пришел к монаху, обо всем рассказал и тот сказал ему: «О, сынок, сегодня ты уже превзошел меня [204], ибо я вижу, чего ты достиг, и поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня».

А затем к чудесам этого юноши добавилось то, что он стал исцелять слепых и прокаженных, излечивая людей также и от других недугов. Юноша взывал к Аллаху, прося для людей исцеления, и те выздоравливали. Это – чудо (карамат), которое даровал ему Аллах!

Необходимо отметить, что действия юноши отличались от действий Исы, сына Марйам, который исцелял больных, прикасаясь к ним своей рукою. Что же касается юноши, то он просто взывал к Аллаху, а Аллах Всевышний отвечал на его мольбы.

Монах поведал юноше о том, что тот обязательно будет испытан, и попросил ничего не говорить о монахе.

Затем о юноше услышал один из приближенных царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал: «Все это будет твоим, если ты исцелишь меня». В ответ ему юноша сказал: «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху, и Он исцелит тебя». Посмотри же на его веру! Он не был обольщен самим собой и не заявлял, что исцеляет больных. Он сказал: «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний». Это немного напоминает историю, которая случилась с шейх уль-Ислямом ибн Теймийей (да помилует его Аллах). Однажды, к нему привели человека, которого поразил джинн, и шейх уль-Ислям начал читать над ним Коран, однако джинн не вышел. Шейх уль-Ислям начал бить этого человека по шее так сильно, что даже заболела его рука. Тогда джинн, находившийся в человеке, заговорил, сказав: «Я выхожу из уважения к шейху». Однако шейх уль-Ислям (да помилует его Аллах) сказал: «Не выходи из-за уважения ко мне, выходи, покорившись Аллаху и Его посланнику!» Шейх уль-Ислям не стал приписывать эту милость к себе, а указал на то, что данная милость целиком и полностью принадлежит Аллаху! Суть в том, что обладатели знания и веры не приписывают милости к себе, относя их только к Аллаху Всевышнему.

Советник царя уверовал в Аллаха Всевышнего, и Аллах Всевышний исцелил его. А потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. Царь спросил его: «Кто вернул тебе зрение?» Он ответил: «Мой Господь». Царь спросил: «Разве есть у тебя еще какой-то господь кроме меня?» Он сказал: «Мой Господь и твой Господь - Аллах». Тогда царь велел схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю. Царь сказал: «О, сынок, дошло до меня, что ты достиг в своем колдовстве таких высот, что можешь исцелять слепых и прокаженных и делать многое другое». На это юноша сказал: «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний». Тогда царь велел схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.

Этот царь был тираном, да убережет нас Аллах от подобного! Когда к нему привели этого монаха, монаху было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но он отказался. Тогда подчиненные царя принесли пилу и распилили этого монаха на две части. Но даже это не отвратило монаха от религии. Он предпочел такую смерть, нежели отказ от своей религии! Затем привели приближенного этого царя, который был слепым, а затем уверовал в Аллаха. С ним поступили точно так же, как с монахом, но это не отвратило его от своей религии. В этом указание на то, что человек обязан проявлять терпение.

Однако здесь возникает вопрос: обязан ли человек проявлять терпение, когда ему угрожает смерть, или же он может произнести слова неверия, будучи принужденным к этому?

Этот вопрос нуждается в разъяснении. Если это связано только лично с самим человеком, то он имеет право выбора. Если он желает, то может произнести слова неверия, будучи принужденным, при том, что сердце его должно находиться на вере. Если же пожелает, то может отказаться от произношения этих слов и быть убитым. Это касается только той ситуации, когда дело касается только самого человека.

Если же дело связано с религией, то есть, например, речь идет о произношении слов неверия перед толпами людей, то человеку запрещено произносить их. Он обязан терпеть, даже если будет убит. В пример можно привести имама Ахмада ибн Ханбаля (да помилует его Аллах), который был подвержен великому и всем известному испытанию. Его принуждали сказать, что Коран сотворен и не является словом Аллаха, на что он ответил отказом, и был наказан и подвергнут страшным мучениям. Дошло до того, что его посадили на осла и возили по рынкам, побивая плетьми так сильно, что он терял сознание. Однако каждый раз, приходя в себя, он говорил: «Коран – это Слова моего Господа, и они не являются сотворенными!»

Он не позволил себе произнести слова неверия, даже находясь под принуждением, так как все люди ждали именно его слов. Если бы он сказал, что Коран сотворен, то люди бы начали говорить то же самое, и религия бы испортилась. Однако он, да будет доволен им Аллах, сделал свою душу выкупом ради религии, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха. А конец был за имамом Ахмадом, хвала Аллаху! Умер правитель, который притеснял имама, умер после него другой правитель, а затем пришел праведный правитель, который почтил имама Ахмада великим почетом. Имам Ахмад не умер, пока Аллах не обрадовал его тем, что он смог произнести истину во всеуслышание, а люди произнесли эту истину вместе с ним. В этом указание на то, что конец всегда за терпеливыми!

Так вот, далее в хадисе говорится о том, что после смерти монаха юношу вновь привели к царю и потребовали, чтоб он отвернулся от своей религии и стал исповедовать религию царя. А религия царя была религией многобожия, так как царь призывал людей поклоняться себе. Юноша отказался отвернуться от своей религии, после чего царь отдал его в руки своих слуг и приказал: «Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигните вершины, отпустите его, если он отречется от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз!» Когда они добрались до вершины горы, вновь предложили юноше отказаться от своей религии, однако он не стал делать этого, так как вера (иман) уже прочно утвердилась в его сердце. Когда же они попытались сбросить его с горы, он сказал: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!» Тогда гора пришла в движение и все люди (кроме юноши) упали вниз и погибли. Что же касается юноши, то он вернулся к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» Юноша сказал: «Аллах Всевышний избавил меня от них!»

После этого царь передал юношу другим слугам и приказал: «Отведите его к (морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречется от своей религии, то отпустите его, а если нет, бросьте в (воду)!» И они доставили его, куда им было велено, где юноша сказал: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!» - после чего корабль перевернулся, слуги царя утонули, а юноша снова явился к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» Юноша ответил: «Аллах Всевышний избавил меня от них!»

Затем юноша сказал царю: «Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю!» Царь спросил: «Что же это?» Юноша ответил: «Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи ее на середину лука и скажи: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь все это».

И царь собрал людей на одной возвышенности, привязал юношу к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил ее на середину лука, сказал: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - и пустил стрелу, поразившую юношу в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали: «Мы уверовали в Господа этого юноши!»

 

 

Из этого хадиса можно извлечь много полезных выводов:

1 — Указание на силу веры юноши, который не отказался от религии, несмотря на все эти испытания.

2 — В хадисе указание на одно из знамений Аллаха, а именно то, что Он почтил этого юношу тем, что отвечал на его мольбы.

3 — Поистине, Аллах Всевышний отвечает нуждающемуся, когда тот обращается к Нему. Если человек взывает к Господу в самой тяжелой ситуации, веря в то, что получит ответ, Всевышний Аллах отвечает ему. Всевышний Аллах отвечает в таких ситуациях даже на зов неверующего, хотя тот все равно вернется к неверию[205].

4 — Человеку дозволено жертвовать собой, если в результате этого будет достигнута всеобщая польза для мусульман. Однако то, что делают в наше время некоторые люди, одевая пояса смертников и взрывая себя среди неверующих, является самоубийством! Пусть Аллах убережет нас от подобного! Ведь, тот, кто убивает самого себя, навечно войдет в Огонь[206]! В этом самоубийстве нет никакой пользы для Ислама. Этот самоубийца убивает не только себя, но и забирает вместе с собой десятки и сотни людей, не принося никакой пользы Исламу. Люди не принимают Ислам (после этих взрывов), в отличие от истории этого юноши. И такой самоубийца не является шахидом!

 

31 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: — Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил мимо какой-то женщины, которая стояла у могилы и плакала, (остановился) и сказал (ей): «Бойся Аллаха и храни терпение». Женщина, не знавшая его в лицо, воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Потом ей сказали: «Это же был Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!», - и тогда она пришла к дверям (дома) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, однако не обнаружила там привратников. Она сказала ему: «Я не узнала тебя!», - он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении» [207].

В версии Муслима сообщается, что Анас сказал: «...оплакивавшей своего сына...».

 

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо женщины, которая стояла у могилы и оплакивала своего погибшего ребенка. Она очень сильно любила своего ребенка, поэтому не вытерпела и направилась к его могиле, чтобы поплакать. Увидев её, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойся Аллаха и храни терпение». Женщина, не знавшая его в лицо, воскликнула: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!» Такая реакция указывает на то, что горе было действительно очень сильным, поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ушел, ничего не сказав.

Потом ей сказали: «Это же был Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!», - и тогда она пожалела и пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Она сказала ему: «Я не узнала тебя!», - он же сказал ей: «Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении».

Терпение (сабр), за которое человек получит награду, это то терпение, которое проявляется при первом потрясении, то есть именно в тот момент, когда человека постигло несчастье.

Что же касается терпения, которое проявляется потом, то оно подобно спокойствию, которое наблюдается даже у животных[208].

Истинное терпение (сабр) заключается в том, что человек начинает терпеть и надеяться на награду Аллаха при первом потрясении. А лучше, если он скажет: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. О, Аллах, вознагради меня в несчастии моем, и дай мне взамен нечто лучшее».

Пользы из хадиса:

1 — Указание на благие нравы пророка (мир ему и благословение Аллаха) в том, как он призывал к истине и к добру. Увидев женщину, плачущую у могилы, он повелел ей бояться Аллаха и терпеть. Когда она ответила: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе», - он не стал мстить за себя, не стал ругать ее или применять силу. Он понимал, что ее постигла такая печаль, в результате которой она не могла владеть собой.

Кто-то может спросить: «А дозволено ли женщине посещать могилы?»

Нет, это запрещено в отношении женщин. Более того, данный поступок относится к большим грехам. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклял Аллах женщин, посещающих могилы, и тех людей, кто сделали из могил места поклонения и украсили их светильниками» [209].

Однако, эта женщина не вышла ради посещения могилы, а вышла только по причине разлуки с ребенком и сильной печали. Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принял ее оправдание и не стал ругать.

2 — Человек оправдывается по невежеству. Женщина сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Оставь меня!» - а ведь он призывал ее к добру, к богобоязненности и терпению. Однако, она не знала о том, что это пророк (мир ему и благословение Аллаха), и поэтому он принял её оправдания.

3 — Ответственный за дела мусульман не должен ставить привратников у своих дверей, то есть запрещать людям, у которых есть какая-либо нужда, входить к нему в дом. Исключением является тот случай, когда человек боится большого наплыва людей и беспорядка.

4 — Терпение, которое является похвальным, это терпение, которое проявляется при первом потрясении. Пусть человек терпит и надеется на награду Аллаха, зная, что Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок.

5 — Плач у могилы противоречит терпению, поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойся Аллаха и храни терпение».

Некоторые люди, у которых умер близкий человек, постоянно приходят на его могилу, чтобы поплакать. Такой поступок противоречит терпению! Если ты действительно желаешь принести пользу своему близкому человеку, то проси у Аллаха за него, находясь в своем доме. Нет нужды в том, чтобы ходить на его могилу.

 

32 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: — Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» [210].

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передает этот хадис от Аллаха Всевышнего. Ученые, да смилуется над ними Аллах, называют подобные хадисы хадисами «аль-къудси».

«…которого он любил…» — например, сын, брат, дядя, отец, мать, товарищ, и так далее. Если Аллах Всевышний забирает такого близкого, а человек терпит, надеясь на награду, то воздаянием для него будет Рай!

В этом хадисе указание на достоинство терпения при смерти близкого человека. Поистине, если в такой ситуации ты проявишь терпение, надеясь на награду, Всевышний Аллах воздаст тебе Раем.

В хадисе также содержится указание на милость Всевышнего Аллаха и Его щедрость к рабам. Ты и твой близкий находитесь во власти Аллаха, но вместе с этим, если он забирает у тебя этого близкого, а ты терпишь, надеясь на награду, тебя ждет великое воздаяние!

В хадисе также указание на то, что у Всевышнего Аллаха есть атрибуты действия. Как сказано в хадисе: «…если заберу Я того из людей…». Нет сомнения в том, что Аллах Всевышний делает то, что пожелает. Мы должны знать, что все действия Аллаха Всевышнего, являются благом! Ни в коем случае нельзя приписывать Аллаху зло.

Например, Всевышний Аллах может предопределить человеку то, что ему неприятно. Для человека это будет считаться злом. Но это зло касается самого предопределенного, но никак не предопределения Аллаха, ибо Аллах Всевышний предопределяет только в соответствии с великой мудростью. Эта мудрость может касаться либо самого человека, либо остальных людей.

Например, Аллах Всевышний предопределит человеку какое-то горе, а человек проявит терпение, надеясь на награду. В таком случае это горе обернется для человека благом. Может быть и такое, что Аллах Всевышний предопределил человеку какое-то горе, но это горе побудило человека вернуться к Аллаху. Ведь, если человек постоянно находится во благе, он может забыть благодарить Того, Кто одарил его этими благами. Если же человека постигает несчастье, он вспоминает о Господе. В этом заключается великая польза для человека!

Может быть и такое, что определенное событие является злом для конкретного человека, но для остальных в нем заключено благо. Например, у человека есть хижина из глины, а Всевышний Аллах послал обильный и долгий ливень, в результате которого хижина не выдержала и разрушилась. Для владельца дома это является несчастьем, но для остальных жителей страны это является огромным благом[211]. Да и для самого владельца дома зло здесь является относительным. Быть может, он в результате этого события вспомнит об Аллахе и обратится к Нему за помощью. В результате этого он получит пользу большую, чем вред от разрушения дома.

 

33 — Передают со слов ‘Айшы, да будет доволен ею Аллах, что однажды она задала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вопрос о чуме, и он сообщил ей, что чума является мучением, которое Аллах Всевышний насылает на кого пожелает, и что Аллах Всевышний сделал ее милостью для верующих, и поэтому любой раб (Аллаха), который останется в своем городе, если там разразится чума, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, (так как) он знает, что не постигнет его ничто, кроме предопределенного ему Аллахом, получит такую же награду, как и павший за веру [212].

 

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел хадис со слов ‘Айшы, да будет доволен ею Аллах, которая спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о чуме. Он сообщил ей о том, что чума является наказанием, которое Аллах Всевышний посылает на кого пожелает из Своих рабов. Однако, если эта чума распространяется на земле верующих, то они терпят, надеясь на награду Аллаха и зная, что не постигнет их ничто, кроме предопределенного Аллахом, в результате чего получают такую же награду, какую получает павший за веру (шахид). Поэтому, сообщается со слов ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите о том, что на какой-то земле разразилась чума, то не отправляйтесь в эту землю, а если чума дойдет до тех земель, где вы находитесь, то не уходите оттуда, убегая от нее» [213].

Если земля разразилась на какой-либо земле, нам не следует в нее отправляться, так как этим самым мы бросим свои души на гибель. Однако, если чума разразилась на наших землях, нам не следует уезжать из этих земель, убегая от чумы. Ведь, твой побег от предопределения Аллаха не сможет избавить тебя от уже предопределенного. Вспомни же историю, которую поведал нам Аллах о людях, которые покинули свои дома, боясь смерти. Всевышний Аллах сказал им всем: «Умрите!», - а затем воскресил их, дабы показать, что невозможно убежать от предопределения Аллаха[214].

В хадисе ‘Айшы, да будет доволен ею Аллах, указание на достоинство терпения и надежды на награду Аллаха. Поистине, если человек проявит терпение, когда на его земле бушует чума, а затем погибнет от неё, то ему запишется награда, подобная награде павшего за веру. Ведь, когда чума бушует в определенной местности, её жители начинают бояться и жизнь становится дорогой для них. Поэтому, если человек проявит терпение и останется на этой земле, надеясь на награду Аллаха, а затем умрет от чумы, ему запишется награда, подобная награде павшего за веру. Это является одной из милостей Аллаха Всевышнего!

 

 

34 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что он слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: — Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего, лишив его двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит Рай» [215]. Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза.

 

В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) передает от своего Господа, Который сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего, лишив его двух его любимых…». То есть: двух любимых глаз, в результате чего человек ослепнет. Если человек в такой ситуации проявит терпение, то Аллах воздаст ему Раем! Рай намного лучше мирской жизни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Место в раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть» [216]. Этот метр в Раю лучше мира этого со всем тем, что в нем есть! И это потому, что Последняя жизнь никогда не прекратится, в отличие от этого мира, который безвозвратно исчезнет. Посему маленькое местечко в Раю лучше мира этого со всем тем, что в нем есть.

 

 

35 — Сообщается, что ‘Ата ибн Аби Рабах сказал: — (Однажды) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал мне: «Не указать ли тебе на женщину из числа обитателей Рая?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Эта чернокожая женщина (в свое время) пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала: «У меня бывают приступы эпилепсии и (из-за этого) я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня». (В ответ ей) он сказал: «Если хочешь терпи, и тогда тебя (ожидает) Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: «Я буду терпеть», - а потом (добавила): «Поистине я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась», - и он обратился к Аллаху с мольбой за нее» [217].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: