В — Стояние над человеком. 4 глава




 

 

25 — Передается от Абу Малика аль-Хариса ибн ‘Асыма аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение - половина веры, (слова) “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой Весы, (слова) “Пречист Аллах и хвала Аллаху” /Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва - свет, милостыня /садака/ - доказательство, терпение - сияние, а Коран - аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит» [178].

 

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) упомянул хадис Абу Малика аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах). В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что терпение (сабр) является сиянием. Оно освещает человека тогда, когда вокруг него тьма. Если человек терпит, терпение освещает ему путь к истине! Поэтому, Всевышний Аллах сообщил, что терпение относится к тем вещам, к которым следует обращаться за помощью. Терпение освещает сердце человека! Именно поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Терпение - это сияние».

Что касается остальной части хадиса, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение - половина веры». И это потому, что суть веры (имана) заключается в двух вещах: очищение от чего-то и украшение чем-то.

Под очищением здесь имеется в виду очищение себя от многобожия (ширка) и нечестия (фискъа), проявление непричастности к многобожникам и нечестивцам. Это и есть очищение!

Что касается слов «Субхана-Ллахи» — Пречист Аллах, то в них содержится очищение Всевышнего Аллаха от того, что Ему не подобает, как, например, недостатки, подобия и так далее. Всевышний Аллах очищен от недостатков в Своих именах, в Своих атрибутах, в Своих действиях, в Своих решениях! Ты не найдешь среди Его имен такое имя, которое содержало бы в себе недостаток. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха - самые прекрасные имена» [179]. Также ты не найдешь среди Его атрибутов такой атрибут, который содержал бы в себе недостаток. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «А описание Аллаха - самое возвышенное» [180]. Также ты не найдешь среди Его действий такие, которые содержали бы в себе недостатки. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь» [181]. Также ты ненайдешь недостатка среди Его решений, как сказал Всевышний Аллах: «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?» [182]

Что касается слов “Хвала Аллаху”/Аль-хамду ли-Лляхи/, то Всевышний Аллах восхваляется во всех ситуациях! Когда с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) происходило что-то, что его радовало, он говорил: «Хвала Аллаху, по милости Которого свершаются благие деяния». А когда его постигало что-то иное, он говорил: «Хвала Аллаху в любой ситуации» [183].

«...молитва - свет...» — молитва освещает сердце раба, освещает его лицо, освещает его могилу, осветит его в Судный День. Поэтому, мы видим, что самые светлые лица у тех людей, которые больше всего молятся и более всего смиренны перед Аллахом. Молитва освещает сердце человека, в результате чего перед ним открываются двери познания Всевышнего Аллаха. Молитва также осветит и могилу человека, ибо она является опорой Ислама! Если стоит опора, то стоит и строение, а если нет, то и строение будет разрушено. Также молитва будет светом и в Судный День! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет бережно относиться к молитве, для того она станет светом, доказательством и спасением в Судный День. Кто же не будет беречь её, для того не будет в Судный День ни света, ни доказательства, ни спасения. Такой человек будет воскрешен с Фараоном, Хаманом, Къаруном и Убей ибн Халяфом» [184].

Молитва освещает человека во всех ситуациях, поэтому он должен бережно относиться к ней, должен стремиться совершать побольше молитв, чтобы увеличить свой свет, свое знание и свою веру.

 

«...терпение - сияние...» — под сиянием имеется в виду яркий свет, который дает тепло. Как сказал Всевышний Аллах: «Он - Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне - свет» [185]. В сиянии обязательно присутствует тепло, и в терпении точно так же. Поэтому есть разница между светом молитвы и сиянием терпения. Сияние терпения сопровождается жаром, так как в терпении присутствуют трудности, как для сердца, так и для тела.

 

«...милостыня /садака/ - доказательство...»“садакъа” — это пожертвование своего имущества с намерением приблизиться ко Всевышнему Аллаху. Сюда относится расходование на свою семью, на бедняков, на строительство мечети, и так далее. Поэтому, милостыня является доказательством веры раба! Человеческая душа любит имущество и жадно относится к нему. Если человек отдает свое имущество, которое ему очень любимо, ради Всевышнего Аллаха, значит, этот человек любит Всевышнего Аллаха сильнее, чем имущество. Поэтому, ты увидишь, что больше всех дают милостыню те люди, чья вера сильнее.

 

«...а Коран - аргумент за тебя или против тебя» — ибо Коран является крепкой вервью Всевышнего Аллаха! Коран будет аргументом за тебя, если ты посредством него установишь связь с Аллахом. Человек должен выполнять свои обязательства перед великим Кораном, то есть верить во все его сообщения, выполнять повеления, содержащиеся в Коране, сторониться запретов, возвеличивать и уважать этот Коран. Только в этом случае он будет доводом в твою пользу в День Суда.

А если будет наоборот, если человек унизит Коран, оставит его чтение, его понимание, и деяния в соответствии с ним, не будет жить в соответствии с ним, тогда Коран будет свидетельствовать против него в Судный День.

 

А в конце посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит”. Все люди начинают свое утро с каких-либо дел. И мы все являемся свидетелями этому. Всевышний Аллах сделал ночь временем отдыха, как Он сказал: «Он - Тот, Кто забирает ваши души ночью и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем» [186]. Сон является чем-то подобным смерти и во время него отдыхает тело человека, сам человек набирает силы для будущих дел и отдыхает от прошлых. А по утрам все люди берутся за какие-либо дела. Мусульмане направляются к благому, а неверующие направляются к дурному.

Мусульманин начинает свое утро с омовения, а очищение - это половина веры! Затем он совершает молитву, то есть начинает свой день с поклонения Всевышнему Аллаху. Мусульманин начинает свой день с единобожия (таухида). Когда он просыпается ото сна, поминает Всевышнего Аллаха, читая последние десять аятов из суры али ‘Имран (№ 3). Эти аяты начинаются со слов Всевышнего: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» [187]. Таково положение мусульманина! Он действительно продает свою душу, освобождая её.

А неверующий направляется утром для совершения таких деяний, в которых заключена его гибель. Он начинает день с ослушания Всевышнего Аллаха. Поэтому неверующий продает свою душу, губя её.

 

 

26 — Передается от Абу Са’ида Са’да бин Малика бин Синана аль-Худри, что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, потом они (снова) попросили у него (что-то), и он (снова) дал им, в конце концов раздав всё, что у него было. Потратив же всё, что ему принадлежало, он сказал: “Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого, (однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение” [188].

 

К нравам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) относилось то, что он отдавал всё, что у него просили. Он давал так, как дает тот, кто не боится бедности, хотя сам жил очень бедно, настолько бедно, что иногда даже привязывал камень к своему животу из-за сильного голода.

В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побудил людей к воздержанности и терпению, сказав: «...того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение». В этом хадисе указание на три дела.

Во-первых, обхождение своими силами. Кто будет довольствоваться тем, что у Аллаха, оставляя то, что в руках людей, того обогатит Всевышний Аллах. А кто просит у людей, испытывая в них нужду, сердце того всегда останется бедным. Богатым является тот, кто имеет богатое сердце!

Во-вторых, воздержанность. Под воздержанностью здесь имеется в виду воздержанность от того, что запретил Всевышний Аллах. Если человек следует за своими страстями там, где нужно проявить воздержанность, он губит себя. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от этого! Следуя за своими страстями, он может начать, к примеру, следовать за женщинами, а это приведет его к погибели. Глаза могут совершать прелюбодеяние, уши могут совершать прелюбодеяние, руки могут совершать прелюбодеяние, а затем половой орган может совершить прелюбодеяние. Это и есть мерзость! Пусть Всевышний Аллах убережет нас от этого! Если же человек будет стремиться к воздержанности, то Всевышний Аллах обережет его и его семью от этого греха.

В-третьих, терпение (сабр). Если человек будет стремиться проявлять терпение в своих нуждах и бедности, не прося ничего у людей, Всевышний Аллах дарует ему это терпение.

 

“...и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение” — самой лучшей милостью Всевышнего Аллаха является терпение (сабр). Если человек обладает терпением, он сможет перенести любые проблемы. Если с ним случится беда, он терпит, если шайтан побуждает его к запретному, он терпит, если шайтан побуждает его оставить приказы Всевышнего Аллаха, он терпит! Именно поэтому, терпение является самым лучшим даром от Всевышнего Аллаха человеку.

 

27 — Сообщается, что Абу Яхъя Сухайб ибн Синан (да будет доволен им Аллах) рассказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом” [189].

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел хадис от Сухайба ар-Руми, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом...”. А затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил в чем заключается это благо, сказав: “Если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом”. Таково положение верующего!

Каждому человеку предопределено либо нечто, радующее его, либо нечто, причиняющее ему страдание. И по отношению к этому предопределению люди делятся на две группы: верующие и неверующие. Для верующего все предопределенное непременно оборачивается благом. Когда его постигает горе, он проявляет терпение и ждет облегчения, надеясь на награду Аллаха, поэтому это горе становится благом для него. Если же с ним случится что-то радующее его, он благодарит Всевышнего Аллаха. Однако, благодарность (шукр) проявляется не только в словах. Благодарностью также является подчинение Всевышнему Аллаху. Верующий благодарит Аллаха, и в этом для него благо. Этим верующий обретает два блага: религиозное и мирское. Таково положение верующего!

Что касается неверующего, то он в плохом положении. Когда его постигает горе, он не терпит, более того начинает ругать время, жаловаться, или даже ругать Всевышнего Аллаха. Прибегаем к Аллаху за защитой от подобного положения! Если же его что-то радует, он не благодарит Всевышнего Аллаха, в результате чего это благо оборачивается наказанием.

Пользы из хадиса:

1 — Побуждение к вере, так как верующий постоянно находится во благе.

2 — Побуждение к проявлению терпения во время тяжелых ситуаций, ибо это является отличительной чертой верующих людей. Если во время трудностей, ты видишь в себе терпение и надежду на награду Аллаха, знай, что это является проявлением веры (имана). Если же ты видишь противоположное, то порицай свою душу и кайся перед Аллахом!

3 — Побуждение к благодарности (шукр) во время радостных событий. Если человек благодарит своего Господа за дарованные милости, эти милости увеличиваются! Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» [190].

 

28 — Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало совсем тяжко и он начал терять сознание, Фатима сказала: “О как мучается мой отец!”, - и тогда он сказал: “После этого дня твой отец уже не будет испытывать мук”. Когда же он умер, она сказала: “О отец мой, он ответил Господу, призвавшему его (к Себе)! О отец мой, (теперь) убежищем для него стали сады Фирдауса! О отец мой, мы извещаем Джибрила о его смерти!” А когда его предали земле, Фатима сказала: “О люди, разве довольны вы были, засыпая землёй посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!”» [191]

 

«Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало совсем тяжко и он начал терять сознание» — он начал терять сознание из-за тяжести болезни. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал боли, в два раза большие, чем у обычного человека, как он сам об этом сообщил. Мудрость этого заключалась в том, что посредством этого, он достиг высшей степени терпения (сабра). Ведь, у терпения есть наивысшая степень, которая достигается посредством преодоления испытаний от Аллаха.

Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало совсем тяжко и он начал терять сознание, Фатыма (да будет доволен ею Аллах) сказала: “О как мучается мой отец!” Она переживала за отца, потому сказала такие слова. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “После этого дня твой отец уже не будет испытывать мук”. Ведь, он (мир ему и благословение Аллаха) уже перейдет из мирской жизни к Наивысшему обществу! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О Аллах, присоедини меня к Наивысшему обществу! О Аллах, присоедини меня к Наивысшему обществу!» [192]

Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался, Фатыма (да будет доволен ею Аллах) начала плакать, однако это было не в такой форме, которая указывает на неприязнь к предопределению Всевышнего Аллаха.

Она говорила: «О отец мой, он ответил Господу, призвавшему его (к Себе)!» Власть над всякой вещью находится в Руке Всевышнего Аллаха, срок каждого творения в Руке Всевышнего Аллаха. Каждое творение непременно вернется к Нему!

«О отец мой, (теперь) убежищем для него стали сады Фирдауса!» — ведь, положение пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Раю выше, чем положение любого другого творения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Просите у Аллаха для меня “аль-василю”, которая является таким положением в раю, которое подобает занимать только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я» [193]. Нет сомнения в том, что местом пребывания пророка (мир ему и благословение Аллаха) будут Сады Фирдауса. Сады Фирдауса – это самая высокая степень в Раю! Потолком Фирдауса является Трон (’арш) Всевышнего Господа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) именно в этом Саду!

Затем пророка (мир ему и благословение Аллаха) погребли, а Фатыма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «О люди, разве довольны вы были, засыпая землёй посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!» Она сказала эти слова от сильной печали, зная, что сердца сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) также переполнены любовью к пророку (мир ему и благословение Аллаха).

В хадисе содержится указание на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел, как и все остальные люди, испытывал чувство голода и жажды, ему бывало холодно, бывало жарко. Все вещи, которые касаются человеческой природы, постигали пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он говорил: «Поистине, я всего лишь человек подобный вам, и я так же забываю, как забываете вы» [194].

Хадис опровергает ту группу людей, которая придает Всевышнему Аллаху в сотоварищи Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Они взывают к пророку (мир ему и благословение Аллаха), просят у него помощи, в то время как он мертв. Некоторые из них дошли до того, что не просят Аллаха Всевышнего, а просят Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Как будто бы, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является тем, кто отвечает на мольбы. Эти люди заблудились в религии и ослабел их разум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не владел вредом и пользой для себя, так что же сказать о других?!

Всевышний Аллах приказывает Своему пророку: «Скажи: "Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении"» [195].

Также Всевышний Аллах сказал ему: «Скажи: "Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь". Скажи: "Никто не защитит меня от Аллаха, и мне не найти убежища, кроме как у Него. Мне остается лишь доносить истину от Аллаха и Его послания"» [196].

Когда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Предостереги своих ближайших родственников» [197], — посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собрал родственников и обратился к ним, в частности, сказав Фатыме: «О, Фатыма, дочь Мухаммада, проси у меня из моего имущества сколько пожелаешь, но я ничем не смогу помочь тебе перед Аллахом!» [198] Если он не мог помочь своей дочери, то, что тогда сказать о других людях?!

 

 

29 — Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которого он любил, как и его отца, Абу Зайд Усама бин Зайд бин Хариса, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(В свое время) дочь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послала (к нему человека), чтобы сообщить ему о том, что ее сын находится при смерти, и позвать его к себе. Однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) отослал (этого человека обратно, велев ему) пожелать им мира и сказать: "Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха". Однако (через некоторое время) она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) встал со своего места и вместе с ним поднялись Са'д бин Убада, Му'аз бин Джабаль, Убайй бин Ка'б, Зайд бин Сабит и некоторые другие люди, да будет доволен ими Аллах. (В доме дочери) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передали мальчика, который уже начал хрипеть, а он прижал его к своей груди и глаза его наполнились слезами. (Увидев это,) Са'д сказал: "О посланник Аллаха, что это?" Он ответил: "Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов"».

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «...в сердца кого пожелал Он из числа рабов Своих, ведь, поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих» [199].

 

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) передал хадис со слов Абу Зейда Усамы сына Зейда ибн Харисы. Его отец Зейд ибн Хариса был вольноотпущенником пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он был рабом Хадиджы (да будет доволен ею Аллах), которая подарила его пророку (мир ему и благословение Аллаха), а он освободил его от рабства. Его называли любимцем посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Его сына Усаму также называли любимцем пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так вот, Усама рассказывал, что, однажды, одна из дочерей посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послала к нему (мир ему и благословение Аллаха) посланца. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отослал этого человека обратно, велев ему пожелать им мира и сказать: " Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха".

«… так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха» — то есть надеется на то, что Всевышний Аллах вознаградит её за проявленное терпение. Ведь, многие люди проявляют терпение, однако не надеются на награду Аллаха. Этим самым они теряют много добра.

«Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал» — это великие слова! Всякая вещь принадлежит Аллаху, и потому, если Он что-то у тебя забирает, то, ведь, Он – Владелец этой вещи. Также Он является Владельцем того, что тебе даровал. Как человек может гневаться, когда Аллах забирает то, чего хозяином Он Сам и является?! Посему, если Всевышний Аллах забрал у тебя нечто любимое, то тебе следует говорить: «Это принадлежит Аллаху! Он забирает, что пожелает, и дарует, что пожелает!»

Поэтому, когда человека постигает несчастье, желательно говорить: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». То есть, мы находимся во власти Всевышнего Аллаха, и Он делает с нами то, что пожелает. Даже то, что Всевышний Аллах даровал тебе, на самом деле не является твоей собственностью. Оно принадлежит Аллаху! Поэтому, ты можешь распоряжаться этой вещью только так, как Он тебе позволил. Наше владение имуществом ограничено. Например, если человек пожелает распорядиться имуществом так, как запрещено в шариате, мы скажем ему: «Остановись! Так нельзя, ведь, это имущество является имуществом Аллаха». Всевышний Аллах сказал: «…и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» [200]. Твое имущество на самом деле является имуществом Аллаха!

Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал». Как можно проявлять негодование, если Владелец забрал то, что является Его собственностью?! Всё это противоречит не только разуму, но и шариатским откровениям.

«… и для всего определил Он свой срок…» — каждая вещь имеет свой срок. Всевышний Аллах сказал: «Всякая вещь у Него имеет меру» [201]. То есть: меру во времени, меру в месте, меру в сущности, меру в описании, и так далее. Человек не может изменить тот срок, который ему предписан, не может его приблизить или отсрочить. Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины установлен срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» [202]. Если каждая вещь имеет свой срок, который нельзя ни отдалить, ни приблизить, то в чем тогда польза проявления негодования?! Ведь, даже если ты проявишь сильное негодование, все равно не сможешь ничего изменить!

Однако через некоторое время дочь снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, встал со своего места, и вместе с ним встала группа сподвижников. В доме дочери посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передали мальчика, который уже начал хрипеть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заплакал и из его глаз потекли слезы. Са’д ибн ’Убада, господин племени Хазрадж, который находился вместе с ним, спросил: «О, посланник Аллаха, что это?» На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов". То есть: я плачу из-за милосердия к этому ребенку, а не из-за того, что недоволен предопределением Всевышнего Аллаха.

Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих». В этом указание на то, что дозволено плакать из-за милости к тому, с кем случилось несчастье. Если ты увидишь человека, которого постигло несчастье либо в его разуме, либо в его теле, и заплачешь, это будет доказательством того, что Всевышний Аллах поместил в твое сердце милосердие. Если Всевышний Аллах поместил в сердце раба милость, то тот относится к милосердным, которых помилует Аллах. Просим Всевышнего Аллаха, чтоб Он помиловал нас и вас!

В этом хадисе содержится указание на то, что терпение (сабр) является обязательным, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…так пусть же она проявляет терпение…».

В этом хадисе также содержится указание на то, что эти слова являются самым лучшим выражением соболезнования. Имеются в виду слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок», - и так далее. Тот, кого постигло несчастье, услышав эти слова, вероятнее всего успокоится.

Необходимо отметить, что соболезнования в сущности не являются поздравлениями, как об этом сегодня думают в простонародье. Они накрывают столы, зажигают огни, зовут чтецов Корана, кормят гостей. Настоящие соболезнования заключаются в том, что ты укрепляешь человека в трудную минуту, направляешь его к терпению.

Бывает так, что у человека умер двоюродный брат, но его совершенно это не печалит. Поэтому ученые говорят: «Сунной является выражение соболезнований тому, кого постигло несчастье, а не всякому родственнику». Ведь, бывает такое, что человека нисколько не тревожит смерть своего родственника.

К сожалению, в наше время всё стало иначе, и соболезнования стали выражать даже тем родственникам, которых нисколько не тревожит смерть человека. Соболезнуют даже тому, кто готов радоваться из-за смерти своего родственника и бить в бубны (из-за большой радости). Например, человек является бедняком и у него постоянно конфликты со своим двоюродным братом. И вдруг двоюродный брат умер, оставив миллион дирхамов. Разве этот бедняк будет грустить по причине смерти этого двоюродного брата или же будет радоваться?! Он будет говорить: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от проблем с его стороны, да еще и оставил мне такое наследство!» Разве такому следует выражать соболезнования?!

 

 

30 — Передается от Сухайба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Был среди живших до вас один царь, у которого находился (в услужении) колдун. Состарившись, он сказал царю: «Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству», - и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил.

На пути (к дому колдуна юноше) встретился монах. Он сел рядом с ним, послушал, что он говорит, и это понравилось ему. И (после этого) каждый раз, как юноша направлялся к колдуну, он проходил мимо этого монаха, задерживаясь, чтобы посидеть с ним, а когда он приходил к колдуну, тот бил его. (Юноша) пожаловался на это монаху, который сказал: «Если ты будешь бояться колдуна, говори: «Меня задержали дома», - а если будешь бояться своих близких, то говори: «Меня задержал колдун».

И вот однажды, находясь в подобном положении, (юноша) неожиданно столкнулся с огромным зверем, который не давал людям (свободно ходить по этой дороге), и сказал: «Сегодня я узнаю, кто достойнее - колдун или монах». После этого он схватил камень и воскликнул: «О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)!» И он бросил (камень) в зверя и убил его, а люди (получили возможность) ходить (по этой дороге). Затем (юноша) пришел к монаху, (обо всем) рассказал и тот сказал ему: «О, сынок, сегодня ты уже превзошел меня, ибо я вижу, чего ты достиг, и поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: