Учения о естественном праве занимают особое место. Подобно классическим учениям XVII – XVIII вв., современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно такому пониманию, законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.
Вместе с тем современное видение естественного права отличается от предшествующих трактовок. Прежде всего изменился взгляд на человека как носителя естественных прав. Если в прошлом он рассматривался изолированно, то теперь – как участник многообразных связей. И теперь в перечень прав дополнительно включают социально-экономические права, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (право наций на самоопределение).
Естественное право не рассматривается как совокупность незыблемых, установленных разумом предписаний. Появились идеи «естественного права с изменяющимся содержанием», нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Иначе говоря, современные естественно-правовые воззрения сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. В начале века такой подход именовали «возрожденным естественным правом», понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, прерванных в середине XIX века юридическим позитивизмом и формально-догматической юриспруденцией.
Одним из видных разработчиков теории естественного права в XX веке был французский философ Жак Маритен (1882-1973). Его концепция построена на идеях неотомизма, соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями социальной обусловленности политики.
|
Источником естественного закона, как установленные божественным разумом «универсальные нормы права и долга», согласно его концепции, является Бог. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. И, следовательно, верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. И поэтому «Декларация прав человека» никогда не будет исчерпывающей и окончательной».
Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью. Это естественные права в строгом значении слова. Политические права (права гражданина): право народа устанавливать конституцию и определять форму правления, право на участие в политической жизни, право на объединение в партии, свобода дискуссий, равенство перед законом и судом.
Эти права определяются законодательством, но косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение. В противном случае они нелегитимны.
|
Социальные права человека (права трудящихся): право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение.
Учение Маритена способствовало разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Сформулировалось мнение о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права.