Нормативизм Ганса Кельзена




 

Нормативизм своими корнями уходит в формально-догматическую юриспруденцию XIX века. Он сложился на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме как реакция на распространение в западном правоведении социологических, психологических и других концепций.

Родоначальником нормативистской школы (иногда ее называли «венской») был австрийский юрист, позднее эмигрировавший в США, Ганс Кельзен (1881 – 1973). Самая известная его работа – «Чистая теория права» (1934).

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке: социология, психология, этика, политическая теория и другие. В основе такого подхода убеждение в том, что юридическая наука призвана заниматься не социальными и нравственными основаниями правовых установлений, а юридическим (нормативным) содержанием права.

При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, различающую все области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология) и науки о должном (этика, юриспруденция). В первой главным постулатом выступает принцип объективной причинности, во второй – принцип вменения.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов других областей познания. Кельзен подчеркивал, что чистая теория «не отрицает того, что содержание любого юридического порядка, … обусловлено историческими, экономическими, моральными, и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении». Чистая теория предполагает преодолеть также исключение из нее идеологических оценок; «чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой». Это первая постановка деидеологизации правоведения.

Право по Кельзену есть совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Здесь он подчеркивает его отличие от морали и религии. Право старше государства, оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешая людям совершать акты принуждения (месть) в одних случаях, и запретив – в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, т.е. органами власти.

Внутригосударственное право по Кельзену выступает замкнутой регулятивной системой в виде пирамиды, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что соответствует норме более высокой ступени. На вершине пирамиды – нормы конституции, далее «общие нормы», установленные законодательством или обычаем, нижняя ступень – индивидуальные нормы, создаваемые судом или администрацией при решении конкретных дел.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму – трансцендентально-логическое понятие («мысленное допущение»), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Она может быть представлена в виде высказывания: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку. Кельзен, аргументируя свою позицию, пришел к выводу, что любое государство является правовым. Но он их делил на демократические и недемократические. Демократическое государство там, где уважаются чужие взгляды и защищены права меньшинства.

В работах по международному праву Кельзен выдвинул проект установления мирового правопорядка на основе добровольного подчинения суверенных государств международной юрисдикции.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику. Под влиянием нормативизма правоведы больше стали уделять внимание противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства.

 

 

 
 

 

               
   
 
 
 
   
 
   
 
   
Здесь государство и прао отождествляются и поэтому каждое государство - правовое

 


С нормативизмом связано распространение идей верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: