Концепции плюралистической демократии




 

Фундаментом этой теории является положение о том, что государство будет демократическим лишь при наличии множества организаций, автономных групп, участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма связано с усложнением социальной структуры, появлением многопартийности. Начало положили идеологи социализма. По их мнению, в условиях парламентской демократии непривилегированные слои не могут защитить интересы. Это могли бы сделать альтернативные организации – профсоюзы, кооперации и прочее.

С обоснованием плюралистической демократии выступил английский лейборист Гарольд Ласки (1893-1950). Он сформулировал понятия «плюралистическая теория государства» и «политический плюрализм».

Современный тип государства зародился в эпоху Реформации, когда, одержав победу над церковью, светские правители сосредоточили в своих руках всю власть. Затем государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающая интересы частных собственников. Это моностическое государство.

Представительные учреждения (Парламент, органы местного самоуправления) дела не меняют – они в общей системе обслуживают интересы имущих. При демократии избирательное право – пустой звук. Народ бессилен против централизованной власти. Вывод: «капитализм не совместим со свободой».

Свобода утверждается при новом общественном строе: промышленная демократия. В нем частная собственность сохранится, но функции управления будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти придет плюралистическое государство, в котором систему учреждений, построенных по территориальному признаку, дополнят органы представительства профессиональных интересов – производственные ассоциации (корпорация железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры. Таким образом, политическая власть рассеется, произойдет дисперсия (рассеивание) государственного суверенитета. Возникнет федеративная структура общества.

Ласки не соглашался с концепцией правового государства. Для того, чтобы стать правовым государством, необходимо, чтобы оно обеспечивало такие естественные права как право на прожиточный минимум, достаточный досуг

.До тридцатых годов он видел мирные пути перехода к промышленной демократии, а после, когда убедился в годы Второй мировой войны, что господство буржуазии опирается на военную мощь, то свергнуть его можно только насильственно.

Несколько иную трактовку идеи политического плюрализма предлагали неолиберальные доктрины. Наиболее ранняя из них – институционализм.

Неолибералы, призывая к вмешательству государства в экономику, предвидели, что оно может создавать для одних групп, предпринимателей «режим наибольшего благоприятствования». Избежать этого можно путем нейтрализации власти государства социальными институтами.

Основоположником теории институционализма был профессор Тулузского университета Морис Ориу (1856-1929).

Ориу рассматривал общество как совокупность институтов (социальных механизмов). Институт возникает в результате объединения людей в интересах совместных действий и они проникаются сознанием своего единства. Итак, отличительной чертой института является направляющая идея. По Ориу институт – это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммерческое предприятие основано на идее спекуляции, госпиталь – сострадания, государство – покровительства гражданского общества, защиты частной собственности. Со временем институт приобретает устойчивый характер и переживает своих создателей.

Он выделяет два типа институтов: корпоративные (торговые общества, ассоциации, государсцво, профсоюзы, церковь) и вещные (правовые нормы). Различие в том, что первые инкорпорированы в коллективы, а вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любой организации. Институты призваны играть роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия. Поэтому то государство и должно вмешиваться в хозяйственную деятельность, но «политическими методами».

Таким образом, государство, оставаясь нейтральным институтом, посреднической силой, направляет и контролирует экономическую жизнь общества. И место государства среди других институтов – первое среди равных.

Теория институционализма способствовала утверждению в либеральной идеологии представления о политике как сложном процессе с множеством участников.

         
   
 
 
   
 
 
 

 


Дальнейшее развитие теории плюралистической демократии было связано с уточнением места и роли различных социальных формирований, классификации партий. В последние годы XX века принципы плюрализма распространились и на исполнительную власть, организуемую на многопартийной основе, то есть коалиционное правительство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: