Кукольный театр в детском саду




ББК 74.102 УДК 373 С65


Рецензенты;

Методист УМЛ дошкольного воспитания» доцент кафедры дошкольной педагогики МИПКРО СИ. Мерзлякова

Воспитатель-методист ДОУ N° 991 ВОУМКО О.С. Ермоленко Музыкальный руководитель ДОУ № 991 М.А. Ананьева

С65 Н.Ф. Сорокина

Играем в кукольный театр: Пособие для воспита­телей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. — М.: АРКТИ, 1999. — 160 с: илл. — (Развитие и воспитание дошкольника)

ISBN 5-89415-035-3

Книга о том, как создать в детском саду кукольный театр, изготовить кукол различных систем и научить детей управлять ими. Автором разработаны для каждой возрастной группы этюды, обучающие детей приемам кукловождения. Они помогут малышам освоить азы этого занятия. Пособие содержит большой практический материал по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить с детьми кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры, развивающие у детей способности к песенному, игровому и танцевальному творчеству.


а Н.Ф.

ISBN 5-89415-035-3


Глава L КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

Кукольный театр в детском саду

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с нами стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!

«Актеры» и «актрисы* в нем должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида — верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми. Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольными относятся марионетки и большие куклы.

Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. Сценарии спектаклей, способы изготовления «актеров» описаны в книге «Кукольный театр — дошкольникам»1.

С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредоточиваться. Способы изготовления теневого театра описаны в книге «Нам весело»2.

К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

1 Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. Кукольный театр — дошкольникам. —
М., Просвещение, 1982.

2 Ф.М. Орлова, Е.Н. Соковннна. Нам весело. — М., Просвещение, 1073.


Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

«Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную
возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых вы можете
сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру
пальца) нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и
одну поменьше для ребенка. /

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладевает ценными навыками общения. Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка»3.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона — они не должны быть большими. Технология и выкройки приведены в книге «Кружок изготовления игрушек-сувениров»4.

При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше и больше мышки, но меньше собаки) и фактуре материала (всех кукол для конкретного спектакля шьют либо из ткани, либо из поролона).

Забавных настольных актеров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Схемы вязания и выкройки даны в книге «Забавные поделки крючком и спицами»5.

Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу богородской игрушки. Со способами изготовления можно познакомиться по книге «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»6.

-Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. Варианты таких поделок описаны в статье Л. Кузнецовой «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров»7.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень — гапит. Но прежде, чем малыши



3 Д. Эйнон Творческая игра. — М., Педагогика-! * О. Молотобарова. Кружок изготовления нгруипк-сув^йЮ^В^ВВРОМщепие. 1990. 6 С. Тарасенко. Забавные поделки крючком К CjM|ttfjH^^B№**Ummc' 1992- 0 Н. Халезова. Народная пластика N ДЙОДМЩ^^^^^^^М*1 «*ЛУ- М., Просвещение, 1984. 7 Дошкольжое жоопкпипм!

 


Кукольный театр в детском саду

начнут работать на новой сцене, надо дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».

Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

Способы управления куклами с «живой рукой». Обучаем детей способам управления большими напольными куклами. Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависит от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм, огромную голову-маску, большие ладони, огромные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки изготавливают из поролона и обтягивают тканью. Чтобы ребенок, находившийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

§ 2. Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми

Занимаясь на протяжении ряда лет театрализованными играми, мы иногда наблюдали случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Спрашивали ребят, почему не принимают участия в общей игре? Они мотивировали отказ тем, что им это не интересно. Однако из опыта работы мы знаем, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. Как привлечь таких ребятишек к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, выучить их общаться со сверстниками и взрослыми?

Главное — создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка* стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь


Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

«Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладевает ценными навыками общения. Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка»3.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона — они не должны быть большими. Технология и выкройки приведены в книге «Кружок изготовления игрушек-сувениров»4.

При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше и больше мышки, но меньше собаки) и фактуре материала (всех кукол для конкретного спектакля шьют либо из ткани, либо из поролона).

Забавных настольных актеров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Схемы вязания и выкройки даны в книге «Забавные поделки крючком и спицами»5.

Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу богородской игрушки. Со способами изготовления можно познакомиться по книге «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»6.

Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. Варианты таких поделок описаны в статье Л. Кузнецовой «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров»7.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень — гапит. Но прежде, чем малыши

3 Д. Эйнон Творческая игра. — М., Педагогика-Пресс, 1995.

4 О. Молотобарова. Кружок изготовления игрушекч:увениров. — М., Просвещение, 1990.

5 С. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. — М., Просвещение, 1992.

6 Н. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.,
Просвещение, 1984.

7 Дошкольное воспитание, 1990 № 1, № 2.


Кукольный театр в детском саду

начнут работать на новой сцене, надо дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».

Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

Способы управления куклами с «живой рукой». Обучаем детей способам управления большими напольными куклами. Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависит от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм, огромную голову-маску, большие ладони, огромные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки изготавливают из поролона и обтягивают тканью. Чтобы ребенок, находившийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

§ 2. Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми

Занимаясь на протяжении ряда лет театрализованными играми, мы иногда наблюдали случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Спрашивали ребят, почему не принимают участия в общей игре? Они мотивировали отказ тем, что им это не интересно. Однако из опыта работы мы знаем, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. Как привлечь таких ребятишек к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, выучить их общаться со сверстниками и взрослыми?

Главное — создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка* стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Надо вовремя помочь малышу справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь


6__________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых — все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.

Несколько лет назад в средней группе нашего детского сада мы решили поставить сказку «Колобок», используя для этого деревянные ложки. Родители помогли превратить ложки в персонажей сказки. Для большей красочности оформили их кусочками ткани, украсили тесьмой, лентами, кружевами. Игрушки получились легкими, удобными в управлении, а самое главное — они предвосхищали знакомство детей с театром на гапите, являясь как бы его упрощенным вариантом.

Маленьким театралам они понравились. Ребята стали просить научить их управлять игрушками. Мы внесли ширму, объяснили, как надо держать куклу, как двигать ею по грядке (краю ширмы). Управлять пробовали все дети, кроме Кати, которая с интересом следила за всем происходящим, однако подойти не решалась. Мы видели, что ей очень хочется взять куклу в руки, но мешает робость, неуверенность в себе. Так продолжалось несколько занятий. Мы понимали, что надо как-то помочь девочке, и однажды попросили Катю принести «актеров» и раздать их детям. Катя нашу просьбу исполнила, а после спектакля сама собрала игрушки и вернула их на место. И потом каждый раз, видя, что дети собираются на музыкальные занятия, бережно несла их в зал и раздавала. И хотя девочка так и не вышла с куклой к ширме, она почувствовала себя участницей спектакля, выбрала роль, которую могла сыграть — роль организатора.

Мы понимали, что придет время и Катя сможет побороть свою робость. Так и случилось. Примерно через полгода девочка сама подошла к куклам и выбрала зайчика (мы репетировали сказку «Теремок»). Вначале несмело, затем все более уверенно исполняла; выбранную роль. Буквально через два-три занятия трудно было! поверить, что когда-то она не подходила к ширме. Участие в| кукольных спектаклях помогло Кате побороть в себе страх,| воспитать волю и характер. У нее появились черты лидера.


Кукольный театр в детском саду

Три года назад в младшую группу пришел Антон, очень робкий, стеснительный, неуверенный в себе мальчик. Он стал посещать наш детский сад не с сентября, как все дети, а с середины ноября. Естественно, отставал от других детей в музыкально-ритмических движениях, пении, был очень скован. Из бесед с его мамой мы узнали, что она лепит из глины, и попросили ее сделать кукол по типу дымковской игрушки. Вскоре она принесла фигурки — Машу, медведя и вылепленные сыном два грибка. Составили сценарий сказки «Маша и медведь» так, чтобы Антон смог участвовать в спектакле. Но все наши усилия были напрасны. Мальчик выходил к столу, брал в руки куклу-мишку, двигал ею по столу, но не произносил ни одного слова. Пришлось роль отдать другому ребенку, а Антону предложили сыграть собачку Жучку. Когда косолапый с коробом подходил к дому бабушки и дедушки, выбегала Жучка и звонко лаяла. Вот эту роль неудавшийся медведь смог исполнить. От участия в сказке получили удовольствие все, но больше остальных — Антон. Он оказался способен преодолеть себя. Весной мы поставили спектакль по русской народной сказке «Кот, петух и лиса», где Антон уверенно исполнил главную роль — кота. Так маленькая глиняная собачка сделала его «артистом». Впоследствии мальчик участвовал и в кукольных, и в драматических постановках. В подготовительной группе мы работали над спектаклем «Приключения Буратино», где Антон с успехом сыграл мечтательного Пьеро.

Два года назад, проводя музыкальное занятие с детьми младшей группы, мы обратили внимание на упорное нежелание Миши участвовать в общей игре. Понимали, что отказывается он из-за боязни быть неловким, неумелым. Немало усилий пришлось приложить нам, взрослым, прежде чем парень согласился быть машинистом в игре «Паровоз». Здесь, конечно, сыграло роль то, что атрибуты исполнителю «должности» полагались очень яркие — руль, свисток, фуражка, — да и взрослые сумели подчеркнуть, как важны и значительны обязанности «водителя паровоза». Другие дети тоже хотели исполнять эту роль и вначале пытались отстранить основного претендента от общей игры. Миша обижался и уходил. Мы объясняли детям, что машинистами будут все, но вначале им станет Михаил и надо помочь ему быстро построить паровоз. В итоге все дети попробовали себя в этом новом качестве, впоследствии признали лидерство Миши и уже не пытались «свергнуть» его.


8__________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

Долгое время Миша отказывался участвовать и в кукольных спектаклях, хотя всегда внимательно следил за происходящим на сцене. Мы видели, что этот вид деятельности заинтересовал мальчика, но робость, неуверенность в своих силах мешает ему принять участие в игре. Тогда мы предложили детям построить из кубиков паровоз и попросили ма'шиниста поезда привести на нем «артистов» кукольного театра. Миша согласился, куклы заняли места, поезд отправился в путь. Дети радостно встречали «артистов», показывали им театр (ширму, декорации к спектаклю), затем все вместе ушли за ширму. Миша робко стоял рядом с куклой в руках. Мы с нетерпением ждали, что мальчик будет делать. И он несмело последовал за остальными. Хотя говорил он за своего кукольного героя очень тихо, мы понимали, что лед тронулся, дальше будет проще. И действительно, с каждым занятием парень становился все более уверенным в своих силах. Мы часто хвалили его.

Прошло два года. Миша уже не отказывается участвовать в общей игре, он накопил определенный опыт, у него появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности. В нашем спектакле «Белоснежка и семь гномов* он играет одного из гномов. Роль у юного исполнителя получается яркой и запоминающейся, он самостоятельно ищет выразительные особенности для своего героя. Его творческие находки встречают самый живой отклик и у детей, и взрослых. Всеобщее одобрение вызывает у Миши желание еще более выразительно сыграть полюбившуюся роль.

Понимая огромное значение кукольного театра для всесто­роннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой. К театру, как к таковому, как к "очень сильно действующему средству", необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко»8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: