Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их] творческих способностей средствами театрального искусства.
8 Бартрам Н. От игрушки к детскому театру. Л., 1925.
Кукольный театр в детском саду _______________________ _9
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.
Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д. Главное — это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Мы хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
«Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимание пьесы, сочиненное самими детьми или сочиняемое и импровизируемое ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают в процессе детского творчества»9.
|
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности*.
в Бартрам Н, От игрушки к детскому театру. — JI., 1925. -
10 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,
Просвещение, 1991.
10 Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Решению этой задачи способствуют театральные занятия, которые мы проводим два раза в неделю в каждой возрастной группе по программе «Театр — творчество — дети»11.
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в 1-й младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
|
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, мы последовательно знакомим детей с различными видами кукольных театров. Для этого используем этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.
После того как приемы кукловождения освоены, приступаем к постановке спектакля.
Параллельно в каждой возрастной группе обучаем детей основам актерского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваем также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Начиная со 2-й младшей группы, работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведем параллельно.
В средней группе и далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид деятельности мы называем театрализованными играми с элементами кукольного театра. Он интересен тем, что одновременно одна часть детей играет с театральными куклами, а другая — подвизается в качестве актеров драматического театра. Малыши сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятатся в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
11 Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр — творчество — дети». М.( МИПКРО, 1995.
Кукольный театр в детском саду
Дети, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, обычно хотят участвовать в спектакле в качестве актеров драматического театра.
|
В старшей группе все детсадовские питомцы освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.
Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Так, в «Путешествии в страну сказок» участвуют куклы настольные, верховые, напольные, куклы с «живой рукой». В «Белоснежке и семи гномах» дети используют марионеток и кукол с «живой рукой».
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. Так, в «Приключениях Буратино» дети использовали тростевых кукол с «живой рукой», а в «Щелкунчике» применяли кукол с «живой рукой», мягкую игрушку и «людей-кукол». Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.
Сохраняя здесь принцип импровизации, мы сознательно делаем наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю, но зато ярко и пышно продемонстрированы творчество и таланты педагогов.
Мы стараемся увести детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, рабски повторять движения, зазубривать реплики и т. п. «Кажущуюся радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем и нервируем их своим возбуждением, и почти всегда кажущаяся самостоятельность в проведении роли ребенком настолько нашпигована взрослыми, что все дело в большинстве случаев равносильно самообману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними и самый спектакль, который дает массу чисто нервных переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а в сущности они лишены самого главного, без чего театр не может существовать,— творчества»12.
12 Бартрам Н. От игрушки к детскому театру. — Л., Изд-во Северо-Западного областного отделения главной конторы «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1925.
12_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Используя импровизацию, мы тем самым уходим от рутинного труда, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем-то одном. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности. Нам не приходится ориентироваться на среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренного. Каждый развивается в том темпе, в каком он может. Например, на одном театральном занятии мы создавали танцевальную характеристику Целоснежки. Звучала музыка, все девочки одновременно импровизировали. У наиболее продвинутых танец получался ярче, выразительнее, менее подготовленные стремились подражать им, используя в своей импровизации что-то, найденное подругами. Так общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Все девочки хотели исполнять роль Белоснежки. Как быть в таких случаях? Нужно разделить роль главной героини на несколько фрагментов. В нашей театрализованной игре было семь исполнительниц. Каждой достался тот фрагмент, который у нее лучше получался. Если на один эпизод претендовало несколько участниц, то дети сами выбирали лучшую. Малыши редко ошибаются, их выбор чаще всего совпадает с выбором взрослых.
Мы избегаем назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому и стремимся помочь раскрыть свои способности. В наших театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе. Так, в спектакле «Приключения Буратино» главного героя играли шесть мальчиков, причем каждый в зависимости от сценических обстоятельств поворачивался к зрителям одной из граней своего собственного характера (озорной мальчишка, испуганный деревянный человечек, доверчивый несмышленыш, негодный озорник, заботливый и любящий сын, верный, преданный
ДРУГ).
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога JLC. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают,
Кукольный театр в детском саду
творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занимаясь с детьми театром, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
13 Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.
М.: Просвещение,