Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите




Теремок

(Спектакль сопровождает русская народная песня «Теремок» в обработке Т. Потапенко23.)

На ширме установлен плоскостной теремок с вырезанными окошками, из которых будут выглядывать куклы. (Дети и ведущая поют.)

Стоит в поле теремок, теремок, Он ни низок, ни высок, ни высок, Вот по полю, полю, до грядке мышка бежит, бежит мышка.

У дверей остановилась (мышка останавливается у теремка и стучит)...

Мышка: Кто, кто в теремочке живет? (Ребенок покачивает мышкой из стороны в сторону, поет или говорит текст.)

Кто, кто в невысоком живет?

Ведущая: Видит: нет никого. И стала мышка одна в теремочке жить. (Мышка забегает в теремок, выглядывает из окошка. Поет.) Стоит в поле теремок, теремок, Он ни низок, ни высок, ни высок. (Ребенок покачивает мышкой из стороны в сторону в окошке теремка.) Вот по полю, полю, квакушка бежит. (Прыгает квакушка. Останавливается у теремка.) У дверей остановилась и стучит.

Квакушка: Кто, кто в теремочке живет? (Ребенок покачивает квакушкой из стороны в сторону. Мышка в окошке теремка замирает, слушает.)

Кто, кто в невысоком живет?

М ы ш к а: Я — Мышка-норушка, а ты кто? (Ребенок покачивает мышкой из стороны в сторону.)

Лягушка: А я — Лягушка-квакушка! (Ребенок покачивает лягушкой.)

Мышка: Иди к нам жить! (Ребенок покачивает мышкой.)

1 Песня, игры, пляски./ Сост. И. Дзержинская, Н. Ветлугина. — М., «Музыка*, 1980.


Кукольный театр в детском саду____________________________ _57

Ведущая: Стало их в теремочке двое. (Лягушка забегает в теремок.)

Так же, один за другим, появляются и остальные звери. Когда говорит одна кукла, все остальные куклы замирают, чтобы зрители поняли, какая из кукол в этот момент говорит. Последним появляется медведь.

Медведь: Я — Мишка всех ловишка.

(Звери бегают по ширме, медведь пытается их поймать.)

«Как собака себе друга искала»

(Мордовская народная сказка)

Ведущая: Давным-давно в лесу жила собака. (На ширме справа появляется собака, медленно идет к центру ширмы.) Захотелось собаке друга себе найти, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему.

(На ширме слева появляется заяц, прыгает в сторону собаки.)

Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить.

Зайка: Давай! Вдвоем веселее!

Ведущая: Легли они спать. (Дети кладут кукол на край ширмы мордочками вниз, придерживая их рукой,) Пробежала мимо них мышь.

Мышь: Пи-пи-пи! (Бежит по краю ширмы мимо собаки и зайца.)

Собака: Гав-гав-гав! (Ребенок приподнимает куклу-собаку, покачивая ею из стороны в сторону.)

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит лиса, придет сюда и нас съест. (Ребенок покачивает зайцем из стороны в сторону. В это время собака замирает,)

Собака: Неважный ты друг, лисы боишься. Не буду с тобой дружить. (Ребенок покачивает собакой.)

Ведущая: Обиделся зайка и убежал, а собака пошла искать лису. Видит, бежит лиса.

(Слева на ширме появляется лиса, двигается к собаке.)

Собака: Давай, лиса, с тобой дружить, вместе жить.

Лиса: Давай! Вдвоем веселее.

Ведущая: Легли они спать. Мимо них лягушка прыгала.

(Лягушка появляется справа, двигается к собаке.)

Лягушка: Ква-ква-ква.

Собака: Гав-гав-гав!

Лиса: Зачем лаешь? Услышит волк, придет сюда и нас съест.

Собака: Неважный ты друг, волка боишься. Не буду с тобой дружить!


58________.________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

Ведущая: Обиделась лиса и убежала, а собака пошла искать волка. Видит, идет волк.

(Слева появляется волк, двигается к собаке.)

Собака: Волк, давай с тобой дружить, вместе жить.

Волк: Давай! Вдвоем веселее.

Ведущая: Легли они спать. Мимо них птичка пролетала, волка крылом задела.

Птичка: Чик-чирик, чик-чирик!

(Птичка появляется справа, двигается к собаке, «улетает».)

Собака: Гав-гав-гав1

Волк: Зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придет и разорвет нас.

Собака: Неважный ты друг, медведя боишься. Не буду с тобой дружить.

Ведущая: Обиделся волк и убежал, а собака пошла искать медведя. Видит, идет медведь.

(Слева появляется медведь.)

Собака: Медведь, давай дружить, вместе жить.

Медведь: Давай! Вдвоем веселее.

Ведущая: Легли они спать. Мимо них уж прополз.

У ж: Ш-ш-ш!

Собака: Гав-гав-гав!

Медведь: Зачем лаешь? Услышит человек, придет, шкуру с нас сдерет.

Собака: Неважный ты друг, человека боишься. Не буду с тобой дружить.

Ведущая: Обиделся медведь и ушел, а собака пошла искать человека. Видит, идет человек.

(Слева появляется человек.)

Собака: Человек, давай дружить, вместе жить.

Человек: Давай! Вдвоем веселее!

Ведущая: Ночью собака лает, дом охраняет, а человек ее не ругает.

Собака: Гав-гав-гав1

Человек: Спасибо, собака!

Ведущая: С тех пор собака и человек живут вместе.

Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите Белоснежка и семь гномов

Ширмой для спектакля служит плоскостной домик с раскры­тыми окошками, в котором находятся дети с куклами. В окошках видны гномы.


Кукольный театр в детском саду



Первый гном: Ну-ка, догадайтесь, кто мы?

(Ребенок покачивает куклой, изображающей первого гнома.)

Второй гном: Мы — гномы, мы — гномы, мы — гномы.

(Второй ребенок покачивает куклой, изображающей второго гнома.) Мы добрые гномы лесные, Приходим к вам в сказки и в сны мы. Третий гном: Мы елки в лесу охраняем,

(Гном покачивается.)
И клады в земле добываем.
Мы добрые старые гномы,
Теперь-то вы знаете, кто мы?
Белоснежка: Ну-ка, гномы, собирайтесь!

(Покачивается кукла-Белоснежка.) В лес дремучий отправляйтесь! Там, под елью вековой, Клад таится непростой. Клад на всех вы разделите И скорей сюда несите. Четвертый гном: Знаем, Белоснежка, знаем,

(Ребенок покачивает куклой.)
Эту ель в лесу видали,
Да, признаться, мы не знали,
Что под нею клад зарыт.
Пятый гном: Ну-ка, гномы, становитесь!

Все за мною повернитесь! Шестой гном: Землю мы насквозь пройдем,

Клад таинственный найдем.

(Из домика выходят дети, одетые в костюмы гномов. Куклы-гномы остаются в домике. В окошке сидит кукла-Белоснежка. Дети-гномы танцуют импровизированный танец.)

Седьмой гном: Белоснежка, посмотри!

(Подносит Белоснежке корзиночку с подарками.) Вот что мы в лесу нашли.

Белоснежка: Вот так клад, вот это клад,

, В нем подарки для ребят.

А. Платонов

(Из домика выходит девочка в нарядном платье Белоснежки и исполняет импровизированный танец.)


60_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите

Коза-дереза

Ведущая: Жили дед и баба. У них была внучка. Пошел дед на базар, купил там козу и привел ее домой. Д е д: Внучка, я козу купил! Иди ее пасти! Внучка (из избы): Сейчас иду!

Ведущая: Внучка пасла козу до самого вечера. Вечером напоила и гонит домой.

Дед: Коза, моя козочка! Ела ли ты, пила ли ты?
Коза: Не пила я, дедушка, не ела,

Не пила я, дедушка, не ела.

(Песенная импровизация.) Как бежала я через мосточек, Ухватила с кустика листочек.

Ведущая: Рассердился дед на внучку и прогнал ее из дому. Дед: Уходи, внучка, из дому!

Ведущая: На другой день дед велел своей жене козу пасти. Дед: Баба! Иди козу пасти! Баба: Сейчас иду!

Ведущая: Пасла баба козу до самого вечера, а вечером напоила и гонит домой.

Дед: Коза, моя козочка! Ела ли ты, пила ли ты?
Коза: ' Не пила я, дедушка, не ела,

Как бежала я через мосточек, Ухватила с кустика листочек.

Ведущая: Рассердился дед на бабу, прогнал ее из дому. Дед: Уходи, баба, из дому!

Ведущая: На другой день сам дед пошел пасти козу. Дед пас козу целый день, вечером напоил и погнал домой, а сам забежал вперед и спрашивает.

Дед: Коза моя, козочка! Ела ли ты, пила ли ты?
Коза: Не пила я, дедушка, не ела,

Не пила я, дедушка, не ела.

(Песенная импровизация.) Как бежала я через мосточек, Ухватила с кустика листочек.

Ведущая: Рассердился дед на козу и прогнал ее со двора. Дед: Уходи, коза, и не попадайся мне на глаза. Ведущая: Убежала коза в лес. Бежит и видит — заячья избушка стоит. Вбежала коза в избушку и спряталась на печи. Немного погодя прискакал зайчик домой. Хвать лапкой — дверь заперта. Слышит — кто-то на печи ворочается.


Кукольный театр в детском саду__________________________ 61

Зайка: Кто, кто в моей избушке? Коза (песенная импровизация): Я — коза-дереза! За три гроша куплена, Оба бока луплены. Топу-топу-топ ногами, Заколю тебя рогами, Ножками затопчу, Хвостиком замету — Тут тебе и смерть! Ведущая: Удивляется зайчик.

Зайчик: Что за зверь такой невиданный на печи сидит? Ведущая: Зайчик убежал, сел и заплакал. Зайчик (песенная импровизация): Холодно заиньке, Холодно бедному. Зайка прыг, зайка скок, Слышен зайкин голосок.

Ведущая: Мимо бежал волк, остановился и спрашивает... Волк: О чем, заинька, плачешь?

Зайчик: Как мне, зайке, не плакать — поселился в моей
избушке неслыханный зверь. Негде мне, зайке, жить теперь.
Волк: Не плачь, заинька! Я этого зверя выгоню.
Ведущая: Подошли они к избушке, волк как закричит.
Волк: Кто, кто в зайкиной избушке сидит?
Коза (поет): Я — коза-дереза!

За три гроша1 куплена, Оба бока луплены. Топу-топу-топ ногами, Заколю тебя рогами, Ножками затопчу, Хвостиком замету — Тут тебе и смерть.

Ведущая: Испугался волк и убежал, а зайка сидит и плачет. Зайчик (песенная импровизация): Холодно заиньке, Холодно бедному. Зайка прыг, зайка скок Слышен зайкин голосок. Ведущая: Идет мимо медведь. Медведь: О чем, заинька, плачешь?

Зайка: Как мне, зайке, не плакать — поселился в моей избушке неслыханный зверь. Негде мне, зайке, жить теперь.


62_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

Медведь: Не плачь, заинька! Я этого зверя выгоню.
Ведущая: Подошли они к избушке, медведь как заревет...
Медведь: Кто, кто в зайкинои избушке сидит?
Коза (поет): Я — коза-дереза!

За три гроша куплена,

Оба бока луплены.

Топу-топу-топ ногами,

Заколю тебя рогами,

Ножками затопчу,

Хвостиком замету —

Тут тебе и смерть.

Ведущая: Испугался медведь и убежал, а заинька сидит и плачет. Зайчик (поет): Холодно заиньке,

Холодно бедному.

Зайка прыг, зайка скок.

Слышен зайкин голосок.

Ведущая: Мимо идет петушок, увидел зайку и спрашивает... Петух: Кукареку, заинька! О чем ты плачешь? Зайка: Как мне, зайке, не плакать — поселился в моей избушке неслыханный зверь. Негде мне, зайке, жить теперь. Петух: Не плачь, заинька! Я этого зверя выгоню. Заяц: Нет, петушок, не выгонишь! Волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал. Где же тебе такого неслыханного зверя выгнать?

Петух: А я выгоню.

Ведущая: Подлетел петух к зайкинои избушке и как запоет.

Петух (поет): Кукареку! Кукареку!

Иду на ногах,

В красных сапогах.

Несу косу,

Тебе голову снесу

По самые плечи,

Слезай-ка с печи!

Ведущая: Перепугалась коза, соскочила с печи и убежала в лес, а зайчик с петухом поселились в избушке и стали в ней жить вдвоем. Дружно Зайка с Петей жили, даже песню сочинили. Зайка (поет): Вместе с Петей вдвоем

Очень дружно живем.

Петя, Петя, попляши,

Твои ножки хороши. Петух (поет): Вместе с Зайкой вдвоем

Очень дружно живем.


Кукольный театр в детском саду____________________________ 63

Зайка, зайка, попляши, Твои ножки хороши. (Пляска зверей.)

Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите

Два жадных медвежонка

(Венгерская народная сказка)

Ведущая: В густом лесу жила старая медведица, у нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили пойти по свету искать счастья. Шли они, шли. Наконец все припасы у них кончились. Один медвежонок говорит второму.

Первый медведь: Эй, братик, до чего же мне есть хочется!

Ведущая: "Второй ему в ответ.

Второй медведь: И мне хочется!

Ведущая: Нашли они большую головку сыра. Хотели поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат. Вдруг подошла к ним лиса и говорит...

Лиса: О чем вы спорите, молодые люди?

Первый медведь: Сыр поровну поделить не можем!

Ведущая: Лиса им в ответ...

Лиса: Давайте я вам поделю сыр поровну.

Ведущая: Обрадовались медвежата и говорят...

Оба медведя: Дели!

Ведущая: Лиса взяла сыр и разломила его на две части так, что один кусок был больше другого. Медвежата закричали...

Оба медведя: Этот больше!

Ведущая: Лиса успокоила их.

Лиса: Тише, молодые люди! Сейчас я все улажу.

Ведущая: Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь больший кусок стал меньшим. Медвежата забеспокоились.

Второй медведь: И так не ровно.

Ведущая: Лиса им отвечает...

Лиса: Да будет вам! Еще самая малость --- и будет поровну.

Ведущая: Лиса продолжала делить еыр до тех пор, пока не наелась досыта. Но вот осталось два крохотных кусочка.

Лиса и говорит медвежатам,..

Лиса: Хоть и помалу, да зато поровну. Приятного вам аппетита, медвежата!

Ведущая: И, помахав хвостиком, она убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.



Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр


Театрализованная игра с элементами кукольного театра Путешествие в сказку «Теремок»

Ведущая: Дети! Я хочу вас пригласить в сказку. Все мы знаем, Все мы верим: Есть на свете Чудный терем. Терем, терем, покажись, Покружись, остановись! К лесу задом, к нам лицом, И окошком, и крыльцом.

(Г. Демыкина)

Ведущая: А вот и теремок. Давайте сядем на травушку и посмотрим, что будут дальше. Слышите» кто-то бежит к теремку! Мышка (песенная импровизация):

Я маленькая Мышка, Я по лесу брожу, Ищу себе домишко, Ищу — не нахожу. Тук-тук! Пустите меня!

(Г. Демыкина)

Ведущая: Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.

(Ребенок входит в теремок, берет мышкуверховую куклу на гапите, управляя ею в окошке теремка.)

Кукла-мышка: А теперь надо в теремке убрать. Ведущая: Слышите дети, кто-то еще бежит к терему. Лягушка (песенная импровизация): Речка, мошки и трава! Теплый дождик, ква-ква-ква! Я лягушка, я квакушка, Поглядите какова!

(Г. Демыкина)

Ведущая: Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь. Лягушка: Тук-тук-тук! Открывайте дверь! Кукла-мышка (в теремке): Кто там?

Лягушка: Это я, Лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок! Кукла-мышка (в теремке): А что ты умеешь? Ля г у ш к а: Я умею стихи читать. Слушай! Для внучонка-лягушонка Сшила бабушка пеленку.


Кукольный театр в детском саду



Стала мама пеленать, А малыш давай скакать, Из пеленки прыг да скок — И от мамы наутек.

(В, Шумилин) Кукла-мышка: Заходи!

Ведущая: Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся. (Игра «Зайцы и волк»24.)

Ведущая: Испугались зайцы волка и разбежались кто-куда.
А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.
Заяц: Тук-тук!
Кукла-мышка: Кто там?
Заяц: Я — Заяц-чуткое ушко.

(Песенная импровизация.) Имя мое — Прыг-скок! Пустите меня в теремок!

(Г. Демыкина)

Кукла-лягушка: А что ты умеешь?

Заяц: Вот что!

(поет и стучит на барабане.)

По лесной лужайке Разбежались зайки, Вот такие зайки, Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот такие зайки, Зайки-побегайки.

(В. Антонова)

По лес-ной лу-жай-ке раз-бе-жа-лись зай-ки. Вот ка-ки-е зай-ки, зай-ки побе-гай-ки.

Кукла-лягушка: Заходи!

Ведущая. Вот их в теремке стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку.



Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр


25

(Звучит музыкаВальс лисы (Музыка Н.Леви.) Лиса (поет): Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром, по привычке,

На охоту вышла.

(Подходит к теремку.)

(Т. Волгина)

Тук-тук! Пустите меня в теремок1

Ведущая: Выглянула мышка в окошко и спрашивает. Кукла-мышка: А что ты умеешь делать? Лиса: Загадки загадывать! Вот слушайте,

В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

В руках плачет,

А кто слушает — скачет?
Звери: Дудочка!
Лиса: Он хоть мал, да удал,

Только дождичка ждал.

Он сквозь землю прошел,

Красную Шапочку нашел? Звери: Гриб!

Кукла-лягушка: Заходи!

Ведущая: Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат, сучья трещат, медведь идет.

Медведь: Тук-тук! Пустите меня в теремок1 Кукла-мышка: Кто там? Медведь: Мишка-медведь! Кукла-лягушка: А что ты умеешь? Медведь: Могу песни я петь!

(Песенная импровизация.)

Я медведь, я медведь

Я умею песни петь! Все звери: Миша-Мишенька-медведь

Не умеет песни петь. Медведь (Поет и танцует.):

Я, медведь, с давних пор

Замечательный танцор!

Топ-топ-топ-топ!

24 Дети слушают музыку. Пособие для воспитателей детского сада. № 9. «Мелодия». Всесоюзная фирма грампластинок.

25Музыка в детском саду: Вып. 5 / Сост. Н. Ветлугина, Л. Волкова. — М., Музыка, 1966.


Кукольный театр в детском саду______________________ 67

Звери: Перепутал он опять,

Не умеет танцевать!

(Г. Демыкина)

Ведущая: Давайте, дети, поможем медведю, сыграем ему плясовую на ложках и трещотках. Да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.

(Дети берут ложки и трещотки и начинают играть, Мишка пляшет. Звучит мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот»).

Кукла-лягушка: Заходи.

Ведущая: Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок.

(Дети и ведущая подходят к теремку.) Ведущая и дети: Тук-тук! Кукла-мышка: Кто там?

Ведущая и дети: Это мы! Ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.

Кукла-лягушка: А что вы умеете?
Ведущая и дети: Петь и плясать.
Дети (поют): Уж мы будем, мы будем дружить,

Будем в тереме весело жить, И работать, и петь, и плясать, И друг другу во всем помогать.

Уж ты, Мишенька, топни ногой! Уж ты, Зайка, сыграй, дорогой! Мы бы с Ежиком вышли бы в круг Да уж больно колючий ваш друг26,

(Г. Демыкина)

Ведущая: Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами плясать?

Звери: Да!

Ведущая: Выходите и попляшите с нами. (Кадриль, русская народная мелодия. Танцевальная импро­визация.)

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».

28 Первомай. Праздничные утренники в детском саду./ Сост. Е. Соковнина. — М., Музыка, 1969.


Глава 4. Театр марионеток (для детей старшей группы)

§ 1. Способы изготовления кукол-марионеток

Марионетки относятся к напольным куклам. Кукловод управ­ляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукло­водом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага — это крестовина, к которой на нитях крепится кукла. Чаще всего используют горизонтальные или вертикальные ваги.

Горизонтальные ваги применяют для вождения кукол-животных. Изготавливают их из тонких деревянных реек в виде крестовины с несколькими поперечными перекладинами. Обычно двумя или тремя перекладинами. Если используют три перекладины, то к первой прикрепляется голова куклы, ко второй — передние ноги, к третьей — задние. На ваге с двумя поперечными перекладинами водят кукол-птиц. К первой крепится голова куклы, ко второй — лапки.




 


Рис. 5. Горизонтальные ваги

Вертикальные ваги используют для кукол-людей, а также и для кукол-животных, если они передвигаются на задних лапах.

Рис. 6. Вертикальные ваги

К основному стержню ваги крепятся две или три поперечные перекладины. Чаще всего верхнюю перекладину делают подвижной


Кукольный театр в детском саду_________. __________________ 69

(она соединяется с основным стержнем винтом) и прикрепляют к ней ноги куклы. Вторая перекладина — неподвижная, к ней крепятся руки куклы, а к третьей — голову.

Для крепления используют суровые или капроновые нити, или тонкую леску. Для того чтобы продеть в куклу нити, в туловище куклы вбивают металлические скобы.

Марионеток можно изготовить из папье-маше, поролона или пенопласта, затем оклеив тканью и расписав красками. Отдельные детали можно сшить из ткани, меха — по принципу изготовления мягкой игрушки. Издавна прочных и надежных кукол-марионеток мастерили также из мягких пород дерева.

Простейшую игрушку можно сделать из шариков для пинг-понга, крученых веревок, кусочков меха и фетра. А еще подойдут для этой цели спичечные коробки, и пустые катушки, и другие бытовые предметы: пластмассовые бутылочки, флаконы, пробки, коробочки.

Подвешивают куклу к ваге два человека.

Прежде всего необходимо определить длину нитей. Она зависит от роста кукловода и высоты самой куклы. Рука ребенка, управляющая куклой-марионеткой, должна быть примерно на уровне согнутого локтя.

Подвешивать начинают с нитей, на которые падает основной вес. Если кукла — человек, то с головы. Если кукла — животное, то с туловища.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: