Теремок
(Спектакль сопровождает русская народная песня «Теремок» в обработке Т. Потапенко23.)
На ширме установлен плоскостной теремок с вырезанными окошками, из которых будут выглядывать куклы. (Дети и ведущая поют.)
Стоит в поле теремок, теремок, Он ни низок, ни высок, ни высок, Вот по полю, полю, до грядке мышка бежит, бежит мышка.
У дверей остановилась (мышка останавливается у теремка и стучит)...
Мышка: Кто, кто в теремочке живет? (Ребенок покачивает мышкой из стороны в сторону, поет или говорит текст.)
Кто, кто в невысоком живет?
Ведущая: Видит: нет никого. И стала мышка одна в теремочке жить. (Мышка забегает в теремок, выглядывает из окошка. Поет.) Стоит в поле теремок, теремок, Он ни низок, ни высок, ни высок. (Ребенок покачивает мышкой из стороны в сторону в окошке теремка.) Вот по полю, полю, квакушка бежит. (Прыгает квакушка. Останавливается у теремка.) У дверей остановилась и стучит.
Квакушка: Кто, кто в теремочке живет? (Ребенок покачивает квакушкой из стороны в сторону. Мышка в окошке теремка замирает, слушает.)
Кто, кто в невысоком живет?
М ы ш к а: Я — Мышка-норушка, а ты кто? (Ребенок покачивает мышкой из стороны в сторону.)
Лягушка: А я — Лягушка-квакушка! (Ребенок покачивает лягушкой.)
Мышка: Иди к нам жить! (Ребенок покачивает мышкой.)
1 Песня, игры, пляски./ Сост. И. Дзержинская, Н. Ветлугина. — М., «Музыка*, 1980.
Кукольный театр в детском саду____________________________ _57
Ведущая: Стало их в теремочке двое. (Лягушка забегает в теремок.)
Так же, один за другим, появляются и остальные звери. Когда говорит одна кукла, все остальные куклы замирают, чтобы зрители поняли, какая из кукол в этот момент говорит. Последним появляется медведь.
Медведь: Я — Мишка всех ловишка.
(Звери бегают по ширме, медведь пытается их поймать.)
«Как собака себе друга искала»
(Мордовская народная сказка)
Ведущая: Давным-давно в лесу жила собака. (На ширме справа появляется собака, медленно идет к центру ширмы.) Захотелось собаке друга себе найти, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему.
(На ширме слева появляется заяц, прыгает в сторону собаки.)
Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить.
Зайка: Давай! Вдвоем веселее!
Ведущая: Легли они спать. (Дети кладут кукол на край ширмы мордочками вниз, придерживая их рукой,) Пробежала мимо них мышь.
Мышь: Пи-пи-пи! (Бежит по краю ширмы мимо собаки и зайца.)
Собака: Гав-гав-гав! (Ребенок приподнимает куклу-собаку, покачивая ею из стороны в сторону.)
Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит лиса, придет сюда и нас съест. (Ребенок покачивает зайцем из стороны в сторону. В это время собака замирает,)
Собака: Неважный ты друг, лисы боишься. Не буду с тобой дружить. (Ребенок покачивает собакой.)
Ведущая: Обиделся зайка и убежал, а собака пошла искать лису. Видит, бежит лиса.
(Слева на ширме появляется лиса, двигается к собаке.)
Собака: Давай, лиса, с тобой дружить, вместе жить.
Лиса: Давай! Вдвоем веселее.
Ведущая: Легли они спать. Мимо них лягушка прыгала.
(Лягушка появляется справа, двигается к собаке.)
Лягушка: Ква-ква-ква.
Собака: Гав-гав-гав!
Лиса: Зачем лаешь? Услышит волк, придет сюда и нас съест.
Собака: Неважный ты друг, волка боишься. Не буду с тобой дружить!
58________.________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Ведущая: Обиделась лиса и убежала, а собака пошла искать волка. Видит, идет волк.
(Слева появляется волк, двигается к собаке.)
Собака: Волк, давай с тобой дружить, вместе жить.
Волк: Давай! Вдвоем веселее.
Ведущая: Легли они спать. Мимо них птичка пролетала, волка крылом задела.
Птичка: Чик-чирик, чик-чирик!
(Птичка появляется справа, двигается к собаке, «улетает».)
Собака: Гав-гав-гав1
Волк: Зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придет и разорвет нас.
Собака: Неважный ты друг, медведя боишься. Не буду с тобой дружить.
Ведущая: Обиделся волк и убежал, а собака пошла искать медведя. Видит, идет медведь.
(Слева появляется медведь.)
Собака: Медведь, давай дружить, вместе жить.
Медведь: Давай! Вдвоем веселее.
Ведущая: Легли они спать. Мимо них уж прополз.
У ж: Ш-ш-ш!
Собака: Гав-гав-гав!
Медведь: Зачем лаешь? Услышит человек, придет, шкуру с нас сдерет.
Собака: Неважный ты друг, человека боишься. Не буду с тобой дружить.
Ведущая: Обиделся медведь и ушел, а собака пошла искать человека. Видит, идет человек.
(Слева появляется человек.)
Собака: Человек, давай дружить, вместе жить.
Человек: Давай! Вдвоем веселее!
Ведущая: Ночью собака лает, дом охраняет, а человек ее не ругает.
Собака: Гав-гав-гав1
Человек: Спасибо, собака!
Ведущая: С тех пор собака и человек живут вместе.
Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите Белоснежка и семь гномов
Ширмой для спектакля служит плоскостной домик с раскрытыми окошками, в котором находятся дети с куклами. В окошках видны гномы.
Кукольный театр в детском саду
Первый гном: Ну-ка, догадайтесь, кто мы?
(Ребенок покачивает куклой, изображающей первого гнома.)
Второй гном: Мы — гномы, мы — гномы, мы — гномы.
(Второй ребенок покачивает куклой, изображающей второго гнома.) Мы добрые гномы лесные, Приходим к вам в сказки и в сны мы. Третий гном: Мы елки в лесу охраняем,
(Гном покачивается.)
И клады в земле добываем.
Мы добрые старые гномы,
Теперь-то вы знаете, кто мы?
Белоснежка: Ну-ка, гномы, собирайтесь!
(Покачивается кукла-Белоснежка.) В лес дремучий отправляйтесь! Там, под елью вековой, Клад таится непростой. Клад на всех вы разделите И скорей сюда несите. Четвертый гном: Знаем, Белоснежка, знаем,
(Ребенок покачивает куклой.)
Эту ель в лесу видали,
Да, признаться, мы не знали,
Что под нею клад зарыт.
Пятый гном: Ну-ка, гномы, становитесь!
Все за мною повернитесь! Шестой гном: Землю мы насквозь пройдем,
Клад таинственный найдем.
(Из домика выходят дети, одетые в костюмы гномов. Куклы-гномы остаются в домике. В окошке сидит кукла-Белоснежка. Дети-гномы танцуют импровизированный танец.)
Седьмой гном: Белоснежка, посмотри!
(Подносит Белоснежке корзиночку с подарками.) Вот что мы в лесу нашли.
Белоснежка: Вот так клад, вот это клад,
, В нем подарки для ребят.
А. Платонов
(Из домика выходит девочка в нарядном платье Белоснежки и исполняет импровизированный танец.)
60_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите
Коза-дереза
Ведущая: Жили дед и баба. У них была внучка. Пошел дед на базар, купил там козу и привел ее домой. Д е д: Внучка, я козу купил! Иди ее пасти! Внучка (из избы): Сейчас иду!
Ведущая: Внучка пасла козу до самого вечера. Вечером напоила и гонит домой.
Дед: Коза, моя козочка! Ела ли ты, пила ли ты?
Коза: Не пила я, дедушка, не ела,
Не пила я, дедушка, не ела.
(Песенная импровизация.) Как бежала я через мосточек, Ухватила с кустика листочек.
Ведущая: Рассердился дед на внучку и прогнал ее из дому. Дед: Уходи, внучка, из дому!
Ведущая: На другой день дед велел своей жене козу пасти. Дед: Баба! Иди козу пасти! Баба: Сейчас иду!
Ведущая: Пасла баба козу до самого вечера, а вечером напоила и гонит домой.
Дед: Коза, моя козочка! Ела ли ты, пила ли ты?
Коза: ' Не пила я, дедушка, не ела,
Как бежала я через мосточек, Ухватила с кустика листочек.
Ведущая: Рассердился дед на бабу, прогнал ее из дому. Дед: Уходи, баба, из дому!
Ведущая: На другой день сам дед пошел пасти козу. Дед пас козу целый день, вечером напоил и погнал домой, а сам забежал вперед и спрашивает.
Дед: Коза моя, козочка! Ела ли ты, пила ли ты?
Коза: Не пила я, дедушка, не ела,
Не пила я, дедушка, не ела.
(Песенная импровизация.) Как бежала я через мосточек, Ухватила с кустика листочек.
Ведущая: Рассердился дед на козу и прогнал ее со двора. Дед: Уходи, коза, и не попадайся мне на глаза. Ведущая: Убежала коза в лес. Бежит и видит — заячья избушка стоит. Вбежала коза в избушку и спряталась на печи. Немного погодя прискакал зайчик домой. Хвать лапкой — дверь заперта. Слышит — кто-то на печи ворочается.
Кукольный театр в детском саду__________________________ 61
Зайка: Кто, кто в моей избушке? Коза (песенная импровизация): Я — коза-дереза! За три гроша куплена, Оба бока луплены. Топу-топу-топ ногами, Заколю тебя рогами, Ножками затопчу, Хвостиком замету — Тут тебе и смерть! Ведущая: Удивляется зайчик.
Зайчик: Что за зверь такой невиданный на печи сидит? Ведущая: Зайчик убежал, сел и заплакал. Зайчик (песенная импровизация): Холодно заиньке, Холодно бедному. Зайка прыг, зайка скок, Слышен зайкин голосок.
Ведущая: Мимо бежал волк, остановился и спрашивает... Волк: О чем, заинька, плачешь?
Зайчик: Как мне, зайке, не плакать — поселился в моей
избушке неслыханный зверь. Негде мне, зайке, жить теперь.
Волк: Не плачь, заинька! Я этого зверя выгоню.
Ведущая: Подошли они к избушке, волк как закричит.
Волк: Кто, кто в зайкиной избушке сидит?
Коза (поет): Я — коза-дереза!
За три гроша1 куплена, Оба бока луплены. Топу-топу-топ ногами, Заколю тебя рогами, Ножками затопчу, Хвостиком замету — Тут тебе и смерть.
Ведущая: Испугался волк и убежал, а зайка сидит и плачет. Зайчик (песенная импровизация): Холодно заиньке, Холодно бедному. Зайка прыг, зайка скок Слышен зайкин голосок. Ведущая: Идет мимо медведь. Медведь: О чем, заинька, плачешь?
Зайка: Как мне, зайке, не плакать — поселился в моей избушке неслыханный зверь. Негде мне, зайке, жить теперь.
62_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Медведь: Не плачь, заинька! Я этого зверя выгоню.
Ведущая: Подошли они к избушке, медведь как заревет...
Медведь: Кто, кто в зайкинои избушке сидит?
Коза (поет): Я — коза-дереза!
За три гроша куплена,
Оба бока луплены.
Топу-топу-топ ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету —
Тут тебе и смерть.
Ведущая: Испугался медведь и убежал, а заинька сидит и плачет. Зайчик (поет): Холодно заиньке,
Холодно бедному.
Зайка прыг, зайка скок.
Слышен зайкин голосок.
Ведущая: Мимо идет петушок, увидел зайку и спрашивает... Петух: Кукареку, заинька! О чем ты плачешь? Зайка: Как мне, зайке, не плакать — поселился в моей избушке неслыханный зверь. Негде мне, зайке, жить теперь. Петух: Не плачь, заинька! Я этого зверя выгоню. Заяц: Нет, петушок, не выгонишь! Волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал. Где же тебе такого неслыханного зверя выгнать?
Петух: А я выгоню.
Ведущая: Подлетел петух к зайкинои избушке и как запоет.
Петух (поет): Кукареку! Кукареку!
Иду на ногах,
В красных сапогах.
Несу косу,
Тебе голову снесу
По самые плечи,
Слезай-ка с печи!
Ведущая: Перепугалась коза, соскочила с печи и убежала в лес, а зайчик с петухом поселились в избушке и стали в ней жить вдвоем. Дружно Зайка с Петей жили, даже песню сочинили. Зайка (поет): Вместе с Петей вдвоем
Очень дружно живем.
Петя, Петя, попляши,
Твои ножки хороши. Петух (поет): Вместе с Зайкой вдвоем
Очень дружно живем.
Кукольный театр в детском саду____________________________ 63
Зайка, зайка, попляши, Твои ножки хороши. (Пляска зверей.)
Кукольный спектакль с верховыми куклами на гапите
Два жадных медвежонка
(Венгерская народная сказка)
Ведущая: В густом лесу жила старая медведица, у нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили пойти по свету искать счастья. Шли они, шли. Наконец все припасы у них кончились. Один медвежонок говорит второму.
Первый медведь: Эй, братик, до чего же мне есть хочется!
Ведущая: "Второй ему в ответ.
Второй медведь: И мне хочется!
Ведущая: Нашли они большую головку сыра. Хотели поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат. Вдруг подошла к ним лиса и говорит...
Лиса: О чем вы спорите, молодые люди?
Первый медведь: Сыр поровну поделить не можем!
Ведущая: Лиса им в ответ...
Лиса: Давайте я вам поделю сыр поровну.
Ведущая: Обрадовались медвежата и говорят...
Оба медведя: Дели!
Ведущая: Лиса взяла сыр и разломила его на две части так, что один кусок был больше другого. Медвежата закричали...
Оба медведя: Этот больше!
Ведущая: Лиса успокоила их.
Лиса: Тише, молодые люди! Сейчас я все улажу.
Ведущая: Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь больший кусок стал меньшим. Медвежата забеспокоились.
Второй медведь: И так не ровно.
Ведущая: Лиса им отвечает...
Лиса: Да будет вам! Еще самая малость --- и будет поровну.
Ведущая: Лиса продолжала делить еыр до тех пор, пока не наелась досыта. Но вот осталось два крохотных кусочка.
Лиса и говорит медвежатам,..
Лиса: Хоть и помалу, да зато поровну. Приятного вам аппетита, медвежата!
Ведущая: И, помахав хвостиком, она убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Театрализованная игра с элементами кукольного театра Путешествие в сказку «Теремок»
Ведущая: Дети! Я хочу вас пригласить в сказку. Все мы знаем, Все мы верим: Есть на свете Чудный терем. Терем, терем, покажись, Покружись, остановись! К лесу задом, к нам лицом, И окошком, и крыльцом.
(Г. Демыкина)
Ведущая: А вот и теремок. Давайте сядем на травушку и посмотрим, что будут дальше. Слышите» кто-то бежит к теремку! Мышка (песенная импровизация):
Я маленькая Мышка, Я по лесу брожу, Ищу себе домишко, Ищу — не нахожу. Тук-тук! Пустите меня!
(Г. Демыкина)
Ведущая: Никто мышке не ответил. Решила она войти в теремок.
(Ребенок входит в теремок, берет мышку — верховую куклу на гапите, управляя ею в окошке теремка.)
Кукла-мышка: А теперь надо в теремке убрать. Ведущая: Слышите дети, кто-то еще бежит к терему. Лягушка (песенная импровизация): Речка, мошки и трава! Теплый дождик, ква-ква-ква! Я лягушка, я квакушка, Поглядите какова!
(Г. Демыкина)
Ведущая: Увидела лягушка теремок и давай стучаться в дверь. Лягушка: Тук-тук-тук! Открывайте дверь! Кукла-мышка (в теремке): Кто там?
Лягушка: Это я, Лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок! Кукла-мышка (в теремке): А что ты умеешь? Ля г у ш к а: Я умею стихи читать. Слушай! Для внучонка-лягушонка Сшила бабушка пеленку.
Кукольный театр в детском саду
Стала мама пеленать, А малыш давай скакать, Из пеленки прыг да скок — И от мамы наутек.
(В, Шумилин) Кукла-мышка: Заходи!
Ведущая: Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы, играют, резвятся. (Игра «Зайцы и волк»24.)
Ведущая: Испугались зайцы волка и разбежались кто-куда.
А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.
Заяц: Тук-тук!
Кукла-мышка: Кто там?
Заяц: Я — Заяц-чуткое ушко.
(Песенная импровизация.) Имя мое — Прыг-скок! Пустите меня в теремок!
(Г. Демыкина)
Кукла-лягушка: А что ты умеешь?
Заяц: Вот что!
(поет и стучит на барабане.)
По лесной лужайке Разбежались зайки, Вот такие зайки, Зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот такие зайки, Зайки-побегайки.
(В. Антонова)
По лес-ной лу-жай-ке раз-бе-жа-лись зай-ки. Вот ка-ки-е зай-ки, зай-ки побе-гай-ки.
Кукла-лягушка: Заходи!
Ведущая. Вот их в теремке стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку.
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
25
(Звучит музыка — Вальс лисы (Музыка Н.Леви.) Лиса (поет): Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром, по привычке,
На охоту вышла.
(Подходит к теремку.)
(Т. Волгина)
Тук-тук! Пустите меня в теремок1
Ведущая: Выглянула мышка в окошко и спрашивает. Кукла-мышка: А что ты умеешь делать? Лиса: Загадки загадывать! Вот слушайте,
В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет,
А кто слушает — скачет?
Звери: Дудочка!
Лиса: Он хоть мал, да удал,
Только дождичка ждал.
Он сквозь землю прошел,
Красную Шапочку нашел? Звери: Гриб!
Кукла-лягушка: Заходи!
Ведущая: Стали они вчетвером жить. Вдруг слышат, сучья трещат, медведь идет.
Медведь: Тук-тук! Пустите меня в теремок1 Кукла-мышка: Кто там? Медведь: Мишка-медведь! Кукла-лягушка: А что ты умеешь? Медведь: Могу песни я петь!
(Песенная импровизация.)
Я медведь, я медведь
Я умею песни петь! Все звери: Миша-Мишенька-медведь
Не умеет песни петь. Медведь (Поет и танцует.):
Я, медведь, с давних пор
Замечательный танцор!
Топ-топ-топ-топ!
24 Дети слушают музыку. Пособие для воспитателей детского сада. № 9. «Мелодия». Всесоюзная фирма грампластинок.
25Музыка в детском саду: Вып. 5 / Сост. Н. Ветлугина, Л. Волкова. — М., Музыка, 1966.
Кукольный театр в детском саду______________________ 67
Звери: Перепутал он опять,
Не умеет танцевать!
(Г. Демыкина)
Ведущая: Давайте, дети, поможем медведю, сыграем ему плясовую на ложках и трещотках. Да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.
(Дети берут ложки и трещотки и начинают играть, Мишка пляшет. Звучит мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот»).
Кукла-лягушка: Заходи.
Ведущая: Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок.
(Дети и ведущая подходят к теремку.) Ведущая и дети: Тук-тук! Кукла-мышка: Кто там?
Ведущая и дети: Это мы! Ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.
Кукла-лягушка: А что вы умеете?
Ведущая и дети: Петь и плясать.
Дети (поют): Уж мы будем, мы будем дружить,
Будем в тереме весело жить, И работать, и петь, и плясать, И друг другу во всем помогать.
Уж ты, Мишенька, топни ногой! Уж ты, Зайка, сыграй, дорогой! Мы бы с Ежиком вышли бы в круг Да уж больно колючий ваш друг26,
(Г. Демыкина)
Ведущая: Мы и плясать умеем! А вы, звери, хотите с нами плясать?
Звери: Да!
Ведущая: Выходите и попляшите с нами. (Кадриль, русская народная мелодия. Танцевальная импровизация.)
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок».
28 Первомай. Праздничные утренники в детском саду./ Сост. Е. Соковнина. — М., Музыка, 1969.
Глава 4. Театр марионеток (для детей старшей группы)
§ 1. Способы изготовления кукол-марионеток
Марионетки относятся к напольным куклам. Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага — это крестовина, к которой на нитях крепится кукла. Чаще всего используют горизонтальные или вертикальные ваги.
Горизонтальные ваги применяют для вождения кукол-животных. Изготавливают их из тонких деревянных реек в виде крестовины с несколькими поперечными перекладинами. Обычно двумя или тремя перекладинами. Если используют три перекладины, то к первой прикрепляется голова куклы, ко второй — передние ноги, к третьей — задние. На ваге с двумя поперечными перекладинами водят кукол-птиц. К первой крепится голова куклы, ко второй — лапки.
![]() |
![]() |
Рис. 5. Горизонтальные ваги
Вертикальные ваги используют для кукол-людей, а также и для кукол-животных, если они передвигаются на задних лапах.
Рис. 6. Вертикальные ваги
К основному стержню ваги крепятся две или три поперечные перекладины. Чаще всего верхнюю перекладину делают подвижной
Кукольный театр в детском саду_________. __________________ 69
(она соединяется с основным стержнем винтом) и прикрепляют к ней ноги куклы. Вторая перекладина — неподвижная, к ней крепятся руки куклы, а к третьей — голову.
Для крепления используют суровые или капроновые нити, или тонкую леску. Для того чтобы продеть в куклу нити, в туловище куклы вбивают металлические скобы.
Марионеток можно изготовить из папье-маше, поролона или пенопласта, затем оклеив тканью и расписав красками. Отдельные детали можно сшить из ткани, меха — по принципу изготовления мягкой игрушки. Издавна прочных и надежных кукол-марионеток мастерили также из мягких пород дерева.
Простейшую игрушку можно сделать из шариков для пинг-понга, крученых веревок, кусочков меха и фетра. А еще подойдут для этой цели спичечные коробки, и пустые катушки, и другие бытовые предметы: пластмассовые бутылочки, флаконы, пробки, коробочки.
Подвешивают куклу к ваге два человека.
Прежде всего необходимо определить длину нитей. Она зависит от роста кукловода и высоты самой куклы. Рука ребенка, управляющая куклой-марионеткой, должна быть примерно на уровне согнутого локтя.
Подвешивать начинают с нитей, на которые падает основной вес. Если кукла — человек, то с головы. Если кукла — животное, то с туловища.