Способы управления верховыми куклами




Начать обучение детей средней группы приемам кукловождения легче всего с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянной ложки, легка и удобна в управлении. Ребенок берет игрушку за ручку и поднимает ее вверх. Рука малыша спрятана под юбочкой куклы. Внешняя сторона ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повернута к зрителям. Ребенок приводит руку-ложку в движение легким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь из стороны в сторону.

Знакомя детей с верховыми куклами на гапите, необходимо объяснить им основные приемы кукловождения, познакомить с


42 _____________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

театральной ширмой. Причем ребенка следует предупредить, что он должен находиться с куклой за ширмой, не облокачиваясь на нее (ширму).

Держать игрушку за гапит надо вертикально, выводить посте­пенно: вначале появляется голова, затем плечи, и только потом видна зрителю вся фигура. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста. Ребенок должен постоянно ощущать, что «исполнительница» идет по полу, не проваливаясь, но и не возвы­шаясь больше обычного.

Необходимо передавать походку персонажа. Если на сцене находится дед или баба, то движутся они медленно, размеренно. Если кукла изображает ребенка, то перемещается быстро, подпры-гивающе. Зайка легко скачет, медведь идет вперевалку, покачи­ваясь из стороны в сторону, мышка бежит быстро, суетливо. Выхо­дить и уходить кукла должна постепенно.

Когда игрушки «разговаривают», то слегка движется та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая же в этот момент внимательно «слушает», на время прекращая любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы «актеры» должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.

Навыки кукловождения верховых кукол на гапите ребенок осваивает постепенно. В этом ему помогут этюды с куклами на театральной ширме.

Этюды на театральной ширме, разыгрываемые верховыми куклами на гапите

Обучая детей приемам вождения верховых кукол, следует обращать их внимание на точность каждого движения. Объясняем, что игрушка «оживет» лишь в том случае, если будет двигаться осмысленно и целенаправленно. Отработать движения помогут следующие упражнения.

1. По грядке (краю ширмы) идет кукла Маша, останавливается
в центре, оглядывается по сторонам, кого-то ищет, не найдя, идет
дальше.

2. Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, поню­
хала, обежала сыр справа и слева, замерла на месте, убежала. Вскоре
вернулась с подругой. Вторая мышка повторяет движение первой.

3. Дед идет вдоль грядки. Увидел репку, останавливается,
рассматривает ее со всех сторон, понимает, что одному не справиться.
Зовет бабку. Медленно по ширме идет бабка. Диалог деда и бабки.


Кукольный театр в детском саду



Этюды с верховыми куклами на гапите

У медведя во бору

(Русская народная песня)

Дети: У медведя во бору

(Медведь лежит на ширме.) Грибы-ягоды беру, А медведь лежит И на нас ворчит. Медведь: Кто в лесу гуляет?

(Ребенок приподнимает куклу,

покачивая ею

из стороны в сторону.) Кто мне спать мешает?


Большие ноги

(Русская народная прибаутка)

Ребенок:

Большие ноги Шли по дороге. Топ, топ, топ, Топ, топ, топ,

(Ребенок ведет куклу

по ширме,

кукла марширует.) Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ,

ТОП, ТОП, ТОП, ТОП, TOUl

(Кукла легко бежит по ширме.)

Бегал заяц по болоту

(Русская народная прибаутка)

Ребенок ведет куклу по ширме. Кукла-зайчик легко подпры­гивает в ритме прибаутки.

Р е б е н о к: Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.


44_________________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

Я рыжая лисица

(Русская народная шутка)

Ребенок легко ведет по ширме куклу, имитируя движение осто­рожной и хитрой лисы.

Ребёнок: Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица, Я по лесу бежала, Я зайку догоняла И в яму — бух!

Мышонку шепчет мышь (Русская народная скороговорка)

Ведущая: Мышонку шепчет мышь...

Первый ребенок: Ты все шуршишь, не спишь. (Покачивает куклой.)

Ведущая: Мышонок шепчет мыши...

Второй ребенок: Шуршать я буду тише. (Покачиваеткук­лой. Первый ребенок замирает и слушает.)

Пляшут лапки

(Русская народная прибаутка)

(Этюд обучает детей изображать пляску кукол.)
Ребенок: Пляшут лапки,

Пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Пляши и ты!

Этюдный тренаж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: