Для изготовления куклы потребуется лист поролона толщиной 2—3 см, клей, гуашь, ткань для обтягивания деталей, материал для изготовления парика.
Для того чтобы смастерить голову куклы, нужно лист поролона свернуть в цилиндр и склеить (рис. 8а). Затем сверху и снизу на цилиндре делают треугольные вырезы (рис. 86). Края вырезов склеивают или сшивают между собой. Заготовка для головы готова (рис. 8в).
/VVWSAA
б) UWWWNl в)
Рис. 8. Изготовление головы куклы
Для прочности ее обтягивают тканью. Глаза, нос, губы вырезают из поролона и приклеивают. На том месте, где должен быть рот, делают отверстие, для того чтобы кукловод, находящийся внутри куклы, мог видеть и дышать. Отверстие для рта должно быть расположено на уровне глаз ребенка.
Парик куклы изготавливают из синтетических ниток или из мочала, выкрашенного в нужный цвет анилиновыми красителями.
Кисти рук и башмаки куклы делают из поролона с таким расчетом, чтобы руки и ноги ребенка легко входили в соответствующие детали поролоновые и не сковывали движения.
Объединяет все части в единое целое костюм, который шьют из ткани. Одевшись, кукла готова. Для того чтобы она ожила, необходимо все ее детали надеть на ребенка.
Люди-куклы обладают богатыми сценическими возможностями.
Способы управления куклами системы «люди-куклы» детьми подготовительной группы
Управление куклами этой конструкции не имеет ничего общего с вождением игрушек других систем. Кукловод надевает на себя
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
костюм куклы, ее огромную голову, большие ботинки, перчатки и моментально «входит в образ*. Кукла бегает, прыгает, танцует, совершает различные действия, жестикулирует, говорит, поет, читает стихи.
|
Она послушна воле кукловода, точно передает любое его движение. Он медленно поднимает руку, шевелит пальцами — игрушка совершает то же самое. Человек внутри наклоняет голову, рассматривая что-то на полу, — она реагирует мгновенно. Управление такими куклами доставляет огромную радость детям. Превратиться в живую куклу захочет каждый ребенок.
Педагог должен помнить о том, что долго находиться внутри куклы данной системы ребенок не может, так как она сковывает движения, затрудняет доступ воздуха. Работать с игрушкой можно не более 2-3 минут, затем ее необходимо снять. Надевают ее тоже только перед выходом на сцену, в самый последний момент.
Часто в спектаклях люди-куклы танцуют. Но на репетициях танец разучивают в основном без использования куклы. Дают малышу поработать внутри персонажа лишь несколько раз по 2-3 минуты.
Если по ходу спектакля кукла должна появиться на сцене дважды, то во второй раз лучше надеть ее на другого ребенка.
Не рекомендуется использование кукол данной системы в работе с физически ослабленными детьми, так как «люди-куклы* довольно сложны в управлении и требуют от детей определенных j усилий.
Этюды с куклами системы «люди-куклы», (для детей подготовительной группы)
Прогулка
Кукла-паяц двигается, стремясь движением передать чувства настроения. (Звучит музыка.) Этюд сопровождает пьеса С. Про| кофьева «Ходит месяц над лугами»39.
Маленький вальс
Кукла начинает плавно кружиться, стремясь движение! передать характер музыки. Этюд сопровождает пьеса Н. «Маленький вальс*40. Для создания образа ребенок использует kj Елеяу системы «люди-куклы».
|
39 Радынова О. Слушаем музыку.
40 Там же.
М., Просвещение, 1990.
Кукольный театр в детском саду___________________________ 117
Ходит свинка
(Русская народная считалка)
Ребенок: Ходит свинка
По бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет,
И берет,
И в корзиночки кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет! (Ребенок, выполняет действия, согласуя их с текстом считалки.)
Cudum белка на тележке
(Русская народная считалка)
Ребенок: Сидит белка на тележке,
Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.
(Кукла белка раздает детям, изображающим животных, орешки, согласуя свои действия с текстом считалки.)
Заяц белый
(Русская народная считалка)
Ребенок: Заяц белый,
Куда бегал?
Заяц: В лес дубовый.
Ребенок: Что там делал?
Заяц: Лыко драл.
Ребенок: Куда клал?
Заяц: Под колоду.
Ребенок:, Кто брал?
Заяц: Родион.
Ребенок: Выйди вон!
(Этюд помогает детям научиться вести беседу с куклой системы «люди-куклы». Произнося текст, кукла-заяц плавно покачивает головой и выполняет действия согласно тексту считалки.)
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Коровушка
(Русская народная песня)
Ребенок: Уж как я ль мою коровушку люблю, Уж как я ль-то ей крапивушки нажну. Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь ты досыта, буренушка моя. Уж как я ль мою коровушку люблю, Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек буренушка дала.
(Ребенок ведет коровушку по кругу, останавливается, ласково гладит, «кормит* и «поит» ее.)
|
Фрагменты спектаклей
с участием кукол системы «люди-куклы»:
(для детей подготовительной группы) :
Щелкунчик |
Ведущая: Вдруг прозвучал тонкий серебряный колокольчик,
распахнулись двери и в гостиную вбежали приглашенные в гости к
Мари и Францу дети. |
Мари: Ах, как чудно! Как чудно! Какая великолепная елка!
Франц: Конь будто зверь, но ничего, я его вышколю! Надо] произвести смотр моим гусарам. Взвод, стройся! (Марш солдатиков.) \
Мари: Милый крестный, какие игрушки смастерил ты на|
этот раз? 1
Дроссельмейер: Все в свое время, все в свое время, милая 1
Мари! I
Ведущая: Дроссельмейер принес с собой две большие коробки. J
Неторопливо извлек он из первой коробки смешного паяца в ярком!
нарядном костюме, который тут же начал танцевать свой забавный!
танец.. I
(Танец паяца — импровизация, исполняемая ребенком в%
костюме системы «люди-куклы».) 1
В е д у щ а я: Во второй коробке была великолепная кукла, совсем!
как живая. 1
(Танец куклы — импровизация с использованием театральнощ
куклы системы «люди-куклы».) 1
Ведущая: Пока танцевали заводные игрушки, старый мастер!
приготовил детям новый сюрприз — маленького некрасивого!
человечка с большой головой и тонкими ножками в лакированных!
сапожках. 1
Кукольный театр в детском саду_______________________ 119
Мари: Для кого этот человечек?
Крестный: Он, милая Мари, будет усердно трудиться для всех вас. Его дело — разгрызать твердые орехи.
Мари: Так это Щелкунчик?
Крестный: Ну, да!
М а р и: Я буду выбирать для него самые маленькие орехи, чтобы ему не было трудно.
(Танцевальная импровизация Мари с куклой-Щелкунчиком (мягкая игрушка).