Каждый вечер дети с нетерпением ждут возвращения мамы с работы; что бы они ни делали, думают об этой встрече. Внутренне они постоянно находятся в деятельном состоянии. Эта деятельность и есть концентрация внимания. В процессе концентрации внимания они внутренне совершают одновременно четыре действия. Первое — сосредоточены на объекте внимания. Вторре — стремятся приблизить его к себе. Третье — сами устремляются к нему. Четвертое — мысленно проникают в него.
Все четыре действия составляют процесс концентрации внимания и совершаются одновременно.
41В спектакле испльзуется музыка П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик».
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
В тот момент, когда начался процесс внутреннего сосредоточения внимания, органы внешних чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) освобождаются. Чем меньше напряжены органы чувств, тем скорее достигают дети концентрации внимания и тем значительнее его сила.
Объектом внимания может быть все, что доступно сфере их сознания: образ фантазии, конкретный физический предмет, событие прошлого или будущего.
Ты всегда со мной
Предлагаем детям выбрать игрушку, хорошенько ее рассмотреть, запомнить внешний вид, а затем проделать внутренне все четыре действия, составляющие процесс концентрации внимания: представить игрушку, стремиться приблизить ее к себе, устремляться к ней, мысленно проникать в нее, как бы стараясь слиться с ней.
Каждое из этих действий дети проделывают сначала по отдельности, потом вместе: соединяя по два, по три и т. д. Следует попросить их следить за тем, чтобы они излишне не напрягали органы чувств, мускулы. Объекты внимания меняют в такой последовательности:
|
1) простой, видимый предмет — кубик и т, п.;
2) звук — крик птицы и проч.;
3) простой предмет, вызванный воспоминанием, например
любимая игрушка;
4) образ человека, которого ребенок хорошо знает и любит,
например бабушки;
5) литературный или театральный образ, скажем, Буратино;
6) образ фантастического существа, вымышленный пейзаж.
Предлагаем детям, сосредоточив внимание на. объекте,
одновременно выполнять простые действия, не имеющие к нему! прямого отношения: например, убирать игрушки. Объясняем, что ■ процесс концентрации внимания протекает в душевной сфере и не* может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним; совершаемыми.
Время от времени возвращаемся к первоначальным, более! простым упражнениям.
Упражнения на развитие воображения Слушаем звуки
Кто-нибудь из детей производит всевозможные звуки: шумит»! стучит и т. д. Упражняющийся садится к нему спиной и,
Кукольный театр в детском саду________. ____________ ~_____ 121
отправляясь от слышимых звуков, создает своей фантазией какую-нибудь цельную, связную картину.
Упражнение можно усложнить, делая то же самое, но с заранее заданным настроением.
Нам грустно
Предлагаем детям что-нибудь вообразить: например, что в воздухе разлита печаль, но сами они свободны от нее. Они могут вести себя в этой комнате как хотят: передвигаться в ней, говорить, сидеть, но при этом стараться быть в гармонии с воображаемой атмосферой.
И когда дети станут двигаться, внутри них начнется как бы новая жизнь и они скажут: «Нам грустно».
Создав вокруг себя воображаемую атмосферу и находясь с ней в мысленной гармонии, они почувствуют, что и действовать могут в согласии с ней.
|
Упражнения на развитие восприятия Распознай атмосферу
Предлагаем детям интуитивно распознать атмосферу, возникающую вокруг определенного человека, события, места, времени года, дня, и вжиться в нее.
Обидели
Предлагаем детям, находясь в определенный атмосфере, постараться создать в себе противоположную и поддерживать ее в течение всего отведенного на упражнение времени.
Пример. Дет слушают спокойную музыку и рисуют. Один ребенок отвернулся ото всех, он обижен: у него кто-то отнял машинку.
Угадай
Участвуют две группы. Одна группа погружается в определенное эмоциональное состояние. Другая должна это состояние угадать.
Потом группы меняются местами.
Пример. Одна группа детей уходит за дверь, участники другой представляют, что загорают на берегу моря. Ведущий вводит их в эту атмосферу, дети расслабляются, закрывают глаза, представляют себе волны и т. д.
Входит другая группа детей и отгадывает, чем ^занимаются» их товарищи. Чтобы облегчить выполнение задания, им предлагают два
Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
варианта отгадки. Например, они должны определить, где находятся участники первой группы: на берегу моря или на карнавале.
Произнеси слово
Педагог вводит детей в определенную атмосферу. Затем дети
начинают по очереди произносить какое-нибудь слово или короткую
фразу, стараясь, чтобы произносимое находилось в полной гармонии
с атмосферой. ■
Удержи атмосферу ]
Дети слушают музыку, стараясь погрузиться в создаваемое его j
настроение. Затем им воспроизводят мелодию противоположной j
эмоциональной окраски, а они при этом стараются удержать прежнее ■
настроение. j
|
Пример. Педагог вводит детей в атмосферу праздника. На Новый I
год детям подарили интересные игрушки, они их рассматривают,
показывают друг другу. Неожиданно в комнату входит мама и\
говорит, что уже поздно и пора ложиться спать. I
Малыши оставляют свои занятия и готовятся ко сну. Мама noeri им колыбельную. Дети слушают, но в их сердце продолжается празд-i ник: они знают, что завтра утром, едва проснувшись, они снова уви-\ дят свои игрушки. Праздник не закончился, он продолжится и завтра. |
Упражнения на развитие памяти j
Обезьянки j
Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой!
изображают 2-3 различных настроения. Вторая внимательно]
наблюдает и через несколько секунд в той же последовательности!
копирует то, что изобразила первая. 1
В музее восковых фигур 1
Трое детей, предварительно договорившись друг с другом,!
замирают в различных положениях. Ребенок, изображающий]
посетителя музея, запоминает эти позы и через 5—6 секунд по памяти]
воспроизводит их. I
Строители 1
Ведущий строит из трех-пяти пластмассовых кубиков модель! и предлагает детям из таких же кубиков построить то же самое J
Кукольный театр в детском саду__________________________ 123
Малыши смотрят на модель 2-3 секунды, затем по памяти воспроизводят то, что было построено взрослым.
Ведущий строит следующую модель — маленькие строители копируют слова. На последующих занятиях роль ведущего можно поручать ребенку.