Упражнения на развитие мышления




Друг заболел

Педагог предлагает детям разыграть сценку следующего содержания: их товарищ тяжело захворал. Ребята приходят навестить заболевшего, приносят ему цветы, фрукты, спрашивают о здоровье, оказывают знаки внимания: поправляют подушку, вытирают пот со лба, предлагают выпить лекарство и т. д.

Постепенно посетители понимают, что их товарищ тяжело болен, и их радостное настроение от встречи с другом исчезает. На смену оживлению приходит ощущение тревоги, волнения» озабоченности.

Дети, предварительно договорившись о том, кто какую роль будет исполнять и какие действия совершать, разыгрывают сценку, вслушиваясь в музыку, сопровождающую их импровизацию. Им следует прочувствовать переход от радости к печали.

Наш оркестр

Дети жестами и мимикой изображают музыкантов эстрадного оркестра, играющих на различных музыкальных инструментах. Сопровождается импровизация хорошо знакомой песней в исполнении вокально-инструментального ансамбля.

Этюды на выразительность жеста

Патока с имбирем

(Русская народная прибаутка)

Ребенок: Патоку с имбирем

Варил дядя Симеон. Тетушка Арина Кушала, хвалила. А дедушка Елизар Все пальчики облизал. Аленушка молода Калачей напекла. Калачи горячи,


124_____________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр

На окошко мечи. Прилетели грачи, Подхватили калачи. Апчхи! Вот Тебе и калачи. (Дети выполняют действия, согласуй их с текстом прибаутки.)

А тари, тари, тари!

(Русская народная потешка)

Ребенок: А тари, тари, тари!

(Звенит воображаемыми

деньгами, зажав их ладонями.) Куплю Маше янтари.

(Протягивает раскрытые ладошки,

показывая «янтари».) Останутся деньги,

(«Звенит» деньгами.) Куплю Маше серьги.

(Указывает рукой на «серьги».) Останутся пятаки,

(«Звенит» пятаками.) Куплю Маше башмаки.

(Указывает на «башмаки».) Останутся грошики,

(«Звенит» грошиками.) Куплю Маше ложки.

(Стучит «ложкой» об «ложку».) Останутся полушки,

(«Звенит» полушками.) Куплю Маше подушки.

(Держит на вытянутых

руках «подушки».)

Я на камушке сижу

(Русская народная потешка)

Ребенок: Я на камушке сижу

Да топор в руке держу, Я все колышки тешу, Огород свой горожу, Да капусту посажу, Сажу беленькую Да кочанненькую!


Кукольный театр в детском саду



(Дети придумывают движения самостоятельно, согласуя их с текстом потешки.)

Во кузнице

(Русская народная песня)

Ребенок: Во ку... во кузнице,

Во ку... во кузнице,

Во кузнице молодые

кузнецы,

Во кузнице молодые

кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотами приколачивают. Кузнецы: Дошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня.

Носи, носи, Дуня.

По праздникам надевай, надевай.

По праздникам надевай, надевай. (Дети придумывают движения самостоятельно.)

Уж как шла лиса

(Русская народная песня)

Ребенок:

Уж как шла лиса по травке, Нашла азбуку в канавке. Она села на пенек И читала весь денек. (Дети согласуют свои движения с текстом песни.)

На блины

(Русская народная игра)

Ребенок: Стала Маша

Гостей собирать.

(Маша подходит к группе детей.)
Маша: И Иван приди,

(Маша зовет к себе Ивана.)



Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр


 


Ребенок:

Маша:

Ребенок:

Маша:


И Степан приди,

(Зовет Степана.) Да и Андрей приди,

(Зовет Андрея.) Да и Матвей приди.

(Зовет Матвея.) А Митрошечка:

(Прижимает правую руку

к груди и наклоняет голову.) Ну, пожалуйста! Стала Маша

(Ставит воображаемую

миску с блинами на стол.) Гостей угощать: И Ивану блин,

(Достает «блины»

и раздает их Ивану,

Степану, Андрею и Матвею.) И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин. А Митрошечке

(Достает из кармана

воображаемый пряник

и протягивает его Митрошечке.) Мятный пряничек! Стала Маша

(Достает из кармана «платочек») Гостей провожать: Прощевай, Иван!

(Кланяется Ивану, Степану,

Андрею и Матвею.) Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! А ты, Митрошечка,

(Гладит по голове Митрошечку,

прижимает к себе.) Моя крошечка, Да ты побудь со мной Еще немножечко!


Кукольный театр в детском саду_________________________ 127

Этюды на выражение основных эмоций

Курочка

(Русская народная потешка)

Ребенок: Курочка по сенечкам

Похаживала,

Деток-цыпляток

Уговаривала...
Курочка: Вы не бегайте, цыплятки,

По дворику,

Не ищите вы зерен

У заборика,

К заборйку гусак

Подбирается,

Цыпляток щипать

Собирается.

(Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, глаза широко раскрыты, брови ползут вверх.)

Cudum, cudum зайка

(Русская народная потешка)

Ребенок; Сидит, сидит зайка

Под кустом,

Под кустом.

Охотники едут

По кустам,

По кустам.
Заяц: Вы, охотнички, скачите.

На мой хвостик поглядите.

Я не ваш,

Я ушел!
Ребенок: Сидит, сидит зайка,

Ушки жмет,

Ушки жмет.

Охотнички скачут

Вмимолет,

Вмимолет.
Заяц: Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите.

Я не ваш,

Я ушел!

(Выразительные движения: заяц сидит, сжавшись в комочек, дрожит.)



Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр


Как задумал комарик жениться

(Русская народная потешка)

Ведущая: Как задумал комарик жениться, Как взял себе мушку-невесту Он неряху, неряху, неряху. Она только по сеничкам летает, Из кувшинчиков сметану поедает, Комарика бедного забижает. Полетел комарик во лесочек, Уполз комарик на дубочек. Как поднялися буйные ветры, Размахались, раскачались все дубочки. Как упал да комарик с дубочка, Он зашиб себе буйну головку. Прилетели мушки-дружки да во кружочек, Стали комарика собирать во комочек И сделали ему коробочек Из ореховой скорлупки, Накрыли его в три рогожки, Положили его при дорожке. Ты зачем, комарик, не держался. Большеглазенький, да оборвался?

(Выразительные движения: поникшая голова, плечи опущены, брови сдвинуты.)

Заинька, где ты был-побывал?

(Русская народная потешка)

Ребенок: Заинька, где ты был-побывал?

Серенький, где ты был-побывал?
Заяц: Был, был, парень мой,

Был, был, милый мой:

В огороде, в ельничке,

В сарае, в сенничке. Ребенок: Заинька, не видал ли кого?

Серенький, не видал ли кого?
Заяц: Видел, видел, парень мой,

Видел, видел, милый мой,

Три девицы хороши,

Красавицы пригожи. Ребенок: Заинька, не звали ль тебя,

Серенький, не звали ль тебя?


Кукольный театр в детском саду



Заяц: Звали, звали, парень мой,

Звали, звали, милый мой. Ребенок: Заинька, встречали ль тебя,

Серенький, встречали ль тебя?
Заяц: Встречали, встречали, парень мой,

Встречали, встречали, милый мой:

Катюша из сеней,

А Мавруша из дверей,

А Дуня удала

В горенку провела. Ребенок: Заинька, угощали ль тебя,

Серенький, угощали ль тебя?
Заяц: Угощали, угощали, парень мой,

Угощали, угощали, милый мой:

Катюша-то блинами,

А Мавруша пирогами,

А Дуня удала

Кашки с маслицем дала. Ребенок: Заинька, дарили ль тебе,

Серенький, дарили ль тебе?
Заяц: Дарили, дарили, парень мой,

Дарили, дарили, милый мой.

Катюша-то платком,

А Мавруша колпаком.

А Дуня удала

Перчаточки дала. Ребенок: Заинька, провожали ль тебя?

Серенький, провожали ль тебя?
Заяц: Провожали, провожали, парень мой,

Провожали, провожали, милый мой:

Катюша из сеней,

А Мавруша из дверей,

А Дуня удала

За ворота провела.

(Выразительные движения: голова откинута назад, брови приподняты, глаза широко раскрыты, губы тронуты улыбкой.)


Ребенок: Кума:


Дома ль кум воробей?

(Русская народная потешка)

Дома ль кум-воробей? Дома.



Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр


Ребенок: Что он делает?

Кума: Болен лежит.

Ребенок: Что у него болит?

Кума: Плечики.

Ребенок: Сходи» кума, в огород,

Сорви травы гречки,

Попарь ему плечики!
Кума: Парила, кумушка,

Парила, голубушка.

Его пар не берет,

Только сердцу придает.
Ребенок: Дома ль кум-воробей?

Кума: Дома.

Ребенок: Что он делает?

Кума: Болен лежит.

Ребенок: Что у него болит?

Кума: Животик.

Ребенок: Сходи, кума, в огород,

Сорви травки репеек.

Попарь ему животик.
Кума: Парила, кумушка,

Парила,- голубушка!

Его пар не берет,

Только сердцу придает.
Ребенок: Дома ль кум-воробей?

Кума: Дома.

Ребенок: Что он делает?

Кума: Болен лежит.

Ребенок: Что у него болит?

Кума: Пяточки.

Ребенок: Сходи, кума, в огород,

Сорви травки мяточки.

Попарь ему пяточки!
Кума: Парила, кумушка,

Парила, голубушка!

Его пар не берет,

Только сердцу придает.

(У ребенка, изображающего воробья, поникшая голова,} опущенные плечи, руки висят вдоль тела, брови сдвинуты, рощ полуоткрыт.)


Кукольный театр в детском саду___________________________ 131

Ехала деревня

(Русская народная потешка)

Ребенок: Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Лошадь ела кашу,

А мужик овес.

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

(Выражение изумления: руки разведены в стороны, плечи приподняты, брови ползут вверх, глаза широко распахнуты, рот полуоткрыт.)

Свинка Непала

(Русская народная потешка)

Ребенок: Свинка Ненила

Сыночка хвалила.
Свинка: То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

(Выражение изумления, брови приподняты, глаза слегка прищурены, губы тронуты улыбкой.)

Как повадился коток

(Русская народная потешка)

Ребенок: Как повадился коток

Ко старушке в погребок — По сметану, по творог. Как увидели кота Таня с Маней из окна. Они хлопнули окном, Побежали за котом.



Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр


Как догнали кота Посреди двора, Постегали кота Хворостинкою. Таня с Маней: Вот тебе, коток,

И сметана, и творог, И сладкое молоко. (У Тани и Мани брови сдвинуты, сморщен нос, нижняя губа оттопырена.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: