Внимание является необходимым условием творческой работы. Предлагаемые этюды помогают детям длительное время концентрироваться на определенных предметах и действиях.
Не будем скучать
Педагог предлагает детям перечислить различные занятия, например они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное.
По указанию педагога малыши быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.
Будь внимателен
Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме, в картинке и т. д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее
смысл.
Сочини сказку
Педагог предлагает ребенку сосредоточить внимание на глиняных игрушках (самостоятельно вылепленных на занятиях по лепке) и сочинить про них в уме сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, делают на его счет замечания, смешат и т. д.
Чтобы выполнить задание, требуется быть очень внимательным.
Кукольный театр в детском саду______________________________ 91
Упражнения на развитие воображения
Воображение ребенка формируется в игре. Наиболее ярко его работа проявляется при сочинении сказок, стихов, песенок.
Сочиняя, дети импровизируют: комбинируют знакомые образы в необычных сочетаниях, вводят новые. Умение поставить цель, воплотить определенный замысел, выразить чувства и воздействовать на эмоции зрителей развивается в работе над этюдами.
Оживи предмет
Педагог предлагает детям представить, что книга, чаша, швабра и т. д. — живые предметы, с которыми можно общаться. О чем можно их спросить? Что они могли бы ответить?
|
Фантазеры
Ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность: выражающую радость, печаль, испуг, восторг... Остальные дети, используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в заданном настроении.
Выбери профессию
Педагог предлагает детям выбрать один из предложенных предметов (кубик, ножницы, весы, расческа, половник, градусник) и рассказать о том, с какой профессией он связывает выбранный предмет.
Чем ему нравится эта профессия?
Хотел бы он, став взрослым, выбрать эту профессию?
Упражнение на развитие памяти
Художник
Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких-либо геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает для рисунка самостоятельно).
После выполнения задания педагог собирает работы и проводит подвижную игру, а затем предлагает детям вспомнить, какие фигуры они нарисовали и в каком количестве.
Если ребенок не может вспомнить, то следует попросить его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке.
92______________ Н.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр
Придумай сказку
Дети рассматривают игрушки, разложенные на столе, и сочиняют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают.
Затем педагог убирает одну из игрушек и просит определить, какой именно недостает.
Более сложный вариант задания: после того как игрушки убраны, надо все их вспомнить в последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь только на текст сочиненной детьми сказки.
|
Запомни позу
Педагог предлагает трем детям исполнить танцевальную импровизацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком-либо положении.
Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.
Упражнения на развитие мышления Карнавал зверей
Педагог предлагает детям разобрать шапочки зайца, лисы, медведя. Затем ребенок должен решить, каков нрав у выбранного им зверя (медведь — добрый или злой, заяц — хвастливый или трусливый, лиса — хитрая или озорная).
Затем дети придумывают танцевальную импровизацию, согласуя свои движения с задуманным образом. Остальные дети должны отгадать характер персонажа.
Это упражнение можно использовать и для развития памяти. По окончании всех занятий дети вспоминают, каких зверей изображали. Подсказкой могут служить музыкальные фрагменты танцев данных персонажей.
Смастери и сочини
Можно предложить детям сделать игрушки из бумаги, картона, материи, глины, а затем придумать и разыграть с самоделками сказку. Подобные занятия развивают мышление.
Бывает же такое
Педагог предлагает детям разыграть сказку «Три поросенка», изменив характеры персонажей на противоположные. В новой]
Кукольный театр в детском саду._________________________ 93
сказке волк становится слабым, хилым, немощным, а поросята — смелыми, решительными, энергичными.
В зависимости от перемены в характерах меняются сказки и взаимоотношения персонажей.
Подобным образом, изменив качества действующих лиц на противоположные, можно разыграть с детьми хорошо знакомые им сказки «Маша и Медведь», «Красная Шапочка*, «Волк и семеро козлят» и другие.