Тема 12. Европейская политико-правовая мысль второй половины 19 в.




Людвиг Гумплович (1838—1909) развил теорию, согласно которой происхождение и сущ­ность государства основаны на насилии как внешнем принуждении, "завоевании. Гумплович отрицал научность учения об общественном договоре, в равной мере он критиковал формально юридические конструкции государ­ственной власти. Только насилие, война создают госу­дарство. Они ведут к появлению победителей и побеж­денных, господ и рабов, властвующих и подвластных. Сила и власть порождают в конечном счете экономическое господство. И то и другое затем закрепляется в праве, ибо сила “идет впереди права”.

Но все сказанное Гумплович относил к прошлому че­ловеческого общества, к его истории. В XIX в., как он считал, формы насилия и власти_значительно смягчились и сложилось “культурное государство”, в котором осу­ществлено равноправие граждан, господствуют законность и парламентская демократия, обеспечено всеобщее материальное" и духовное благосостояние,. Хотя насилие полностью не исчезает, оно утрачивает свои наиболее грубые формы, перестает служить лишь интересам по­бедителей и их потомкам. Соответствённо и государство утрачивает свой первоначальный характер. Оно стано­вится фактором активной социальной деятельности. Оши­бочность основной идеи Гумпловича состоит в том, что он абсолютизирует роль внешнего принуждения, перево­рачивает реальную связь и зависимость общественных отношений: политическое первично по сравнению с ма­териальным, экономических. Но нельзя не отметить, что при изучении частных вопросов общественной жизни, таких как сущность политических отношений, связь го­сударства с интересами отдельных социальных групп, по­нимания им политической борьбы как борьбы за власть и т. п. Гумплович достиг значительных успехов.

Стремление выйти за узкие рамки юридического дог­матизма было характерно и для Рудольфа фон Иеринга (1818—1892). Он был создателем_так_называемой реа­листической теории государства. По мнению Иеринга, общество есть “царство” целей, где действует—не причинность, _а целесообразность (см. далее Р. Штаммлер). В основе же целесообразности лежит интерес, стремление к получению определенной выгоды или пользы, к _достижению тех или иных благ. Схема деятельности че­ловека выглядит тогда так: субъект —интерес— цель. Для достижения своих интересов люди_ вступают в от­ношения друг с другом, в результате чего возникает общество, или

общность целей” Но люди нуждаются в организованном принуждении, чтобы оградить себя от эгоистических эксцессов. Для этого существуют государство и право. Государство как орган принуждения характеризуется следующими признаками:

1. Наличием аппарата принуждения. 2. Отнощениями госдодства и подчинения. 3. Публичным характером государственной власти. 4. Публичным характером норм права и 5. Суверенностью. Государство есть орудие всего общества. Его цель — обеспечение общих интересов против угрозы со стороны интересов частных Так- как противоречие общих и индивидуальных_интересов вечно, то и гоcyдарство (как -выcшaя_cтепень социального развития) сохранится до тех пор, пока будет нужно принуждение, усмиряюшее личные интересы. Поэтому государство_выше индивидуальной свободы, ибо интересы общества выше свободы_личности. Нетрудно заметить, что Иеринг не­сомненно этатист, и в этом он продолжает линию Гегеля, хотя свой вывод аргументирует иным образом. Право, по Иерингу, тоже есть результат столкновения различных интересов, результат борьбы.

Проблема силы как власти, хотя и трактуемая су­щественно иным образом, лежит и в основе учения Фрид­риха Вильгельма Ницше (1844—1890) — яркого и трагичного мыслителя XIX в. Он один из основателей психологического направления, для которых исходной не только в социально-политическом,, но и в общефилософ­ском плане является категория воли. Воля господствует во всем мире, но особенно она проявляется в обществе и политике. Здесь воля неразрывно связана с властью. Воля и власть свободны от морали, они стоят над нею. Власть — _это высшая ценность: “Ценность, — пишет Ницше, — это наивысшее количество власти, которое в состоянии человек себе усвоить”. Вся история есть борьба

за власть. Борьба воли сильных (высших, аристократи­ческих господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Первая воля выражает инстинкт подъема; вто­рая — упадка, она ведет к смерти, к ничему. Поэтому победа толпы в последнее столетие свидетельствует_о_вы-рождении человечества. Соответственно Ницше различает и два типа государства: аристократическое и демокра­тическое. Последнее им характеризуется как упадочная форма, в которой господствует “чернь”. Цель человечёства состоит" в его совершеннейших, “экземплярах”—гениях- сверхличностях (Ницше употреб­ляет термин “сверхчеловек”). Последний не связан никакими нормами морали.. Государство лишь тогда от­вечает своему подлинному назначению, "когда оно эли­тарно. Не случайно Нитше вкладывает в уста своего героя Заратустры такие слова: “Там, где оканчивается госу­дарство, начинается впервые человек, который не есть лишний... Туда, где оканчивается государство... смотрите, братья мои! Разве вы не видите радужного неба и мост, ведущий к сверхчеловеку?”

Конец XIX в. — не только эпоха, когда вновь поднимает голову культ силы (коллективной и индивидуальной). Вместе с тем (и в противовес проповеди насилия) это время возрождения лучших традиций гуманизма. Естественным поэтому стало обращение философов и юристов к наследию Канта. Сложилась весьма авторитетная школа его после­дователей, получивших наименование неокантианцев. Одним из них был Рудольф Штаммлер (1856—1930). По его мнению, общество есть область проявления человече­ских воль (”хотений”), стремящихся к достижению опре­деленных (субъективных в широком смысле этого слова) целей. Поэтому оно не подчинено закону причинности. Отсюда следовало,_что создаваемое по воле_людей_право первично, а эконрмические_отношения_вторичны. Они есть “материя”, регулируемая правом. Конечно, они неразрыв­но между_собой связаны, и право не есть нечто внешнее, и произвольное. Но вместе с тем именно оно — активное начало.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: