В то время когда на востоке Европы происходил процесс формирования единого русского государства, в ее западной части развивался кризис феодальных экономических, а вслед за тем и политических отношений. На рубеже XVI и XVII вв. происходит национальная революция в Нидерландах, а в середине столетия —. буржуазная революция в Англии. Это было время наибольшего расцвета теории естественного права и связанного с нею учения об общественном договоре. В этом плане в первой половине века наиболее успешной была деятельность двух голландских мыслителей: юриста Гуго Гроция и философа Бенедикта (Баруха) Спинозы.
Гуго Гроций (1583—1645), справедливо считающийся отцом науки международного права, много внимания уделял общим проблемам учения о государстве и праве. Он был одним из тех, кто заложил основы юридической разработки этой проблемы. С точки зрения Гроция, юриспруденция занимается правом и справедливостью, а политика — пользой и целесообразностью. Они не совпадают друг с другом, но взаимно друг друга дополняют.
По своей природе люди склонны к общежитию и поэтому их пребывание в естественном состоянии не может быть постоянным. Они необходимо вступают между собой в союзы, результатом которых и является образование государства. Его основа — право (справедливость) и польза, при этом главенствует право. Гроций прямо не упоминает о письменном или устном договоре, определяющем условия союза, но это не меняет сути дела. Государство есть “совершенный союз свободных людей, заключенный
ради соблюдения права и общей пользы”. Юридическую (основанную на праве) сторону союза Греции подчеркивает особо. Вообще следует иметь в виду, что он си, именно разработкой собственно юридических аспектов государства. По Грецию, в основе всего лежит естествен право, которое не может изменить даже Бог (хотя свободная воля и есть источник естественного npaва) ибо природа человека — “прародительница” права. Он же создал человека и через его природу он — конечный источник права. В этом смысле рассуждения Гроция поминают мысли Декарта о роли Бога в возникновении и развитии человеческого сознания или мысли Ньютона о том, что Бог создает законы, которые и сам затем может нарушать. Бог законодательствует по законам в соответствии с принципами естественного права и справедливости. На базе естественного права развивав! право установленное, как право человеческое и npаво божественное. Первое их них находит свое выражен в законе и опирается на силу, хотя и не должно противоречить справедливости.
Через общественный договор право лежит в основс государства. В нем должна господствовать гражданок (светская) власть, которая и является верховной, т. суверенной. Но суверенитет государственной власти cj дует отличать от полномочий конкретных ее носителе т. е. от тех лиц и учреждений, которые юридически осуществляют верховенство. Именно от того, кто это осуществляет, зависят формы государства. Поэтому хотя народ и является сувереном в конечном счете, реальные его проявление зависит от воли отдельного лица или группы лиц. При этом Гроций склоняется к мысли, ч народ все же не имеет права на восстание. Заключив соглашение об учреждении гражданского общества и государства, он утрачивает его. Отступления от этого общего принципа хотя и возможны, но крайне редки и допускаются лишь тогда, когда существующая власть угрожает гибелью государства.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) в своих политических теориях был значительно более умерен, чем в философии, и его значение в этой области не столько конкретной программе государственных преобразованию сколько в общей, методологической постановке проблемы. Спиноза решительно, не только по существу, но и по форм (чем и отличается от большинства своих современников порывает с богословским подходом к политическим проблемам. Из своего общего пантеистического подхода Спиноза делает вывод, что человек как частица природы подчинен ее же естественным законам. Он даже пишет о праве природы. Главный принцип естественного права — запрещение того, чего никто не желает и не может делать.
В естественном состоянии все люди равны в том смысле, что имеют равное право на все. Но в силу ограниченности естественных ресурсов и личного эгоизма они действуют как враги (ср. далее Гоббс). Государство возникает в силу стремления людей к самосохранению (как верховному закону той же природы). Объединяясь друг с другом, они могут рассчитывать на взаимную помощь. Но не следует думать, что Спиноза имел при этом в виду конкретный юридический акт. Общественный договор для него скорее логическая конструкция, объясняющая процесс возникновения общества и государства. Общественный договор — процесс объединения разрозненных сил и воль отдельных индивидов в общую волю. И после того когда она складывается, человек должен в качестве “платы” за свою безопасность полностью и беспрекословно подчиняться общей (т. е. государственной) воле. Верховная власть абсолютна. Ее авторитет основан на силе, и границы этой власти определяются реальными возможностями принуждать. Практически — это сила верховной власти, из форм которой, по Спинозе, наилучшей является республика. Но Спиноза не исключает и других форм правления, в том числе монархии, однако не абсолютной, ибо верховенство не может бесконтрольно принадлежать одному человеку. Наконец, заметим, что Спиноза был одним из первых, кто выдвинул на первый план проблему неотчуждаемых (т. е. естественных и юридически закрепленных) прав личности. На такие права не может покуситься никто, даже самая могущественная государственная власть; они не подвластны даже силе. Следствием этого является то, что личные права граждан ограничивают произвол государства.
Английская правовая и политическая мысль
Идеи Спинозы были созвучны взглядам Томаса Гоб-бса (1588—1679), которого, к слову говоря, очень высоко ценил Гроций. Теория Гоббса еще более последовательна в плане утверждения неограниченности государственной власти. Поэтому его имя по справедливости наиболее известно в историй обоснования абсолютистской власти. Гоббс рассматривал естественное состояние людей как исторически реально имевшее место и характеризующееся постоянной враждой. Знаменитое выражение “Человек человеку волк” даже стало после Гоббса расхожей политической поговоркой. В целях самосохранения люди вынуждены были объединиться и образовать общество. При этом они заключили договор, вверив власть и свою судьбу главе государства — монарху (для Гоббса монар хия — наилучшая форма правления). После этого они утрачивают возможность расторгнуть договор и изменить форму правления. Сам Гоббс сформулировал три основных закона, лежащих, по его мнению, в основе политики. Вот они: 1) необходимо стремиться к миру и следовать ему; 2) ради мира каждый должен отказываться от своих прав (поскольку это необходимо для достижения и сохранения мира), что влечет за собою передачу их одном' лицу или группе лиц; 3) необходимо выполнять заклю ченные соглашения. Противное несправедливо. К;и видим, общество и государство, по Гоббсу, как раз основаны на этих законах и особенно на втором из них.| Глава государства посредством права превращает естес-Sj таенные законы в законы позитивные, действующие б:
государстве. Он суверен. Его власть абсолютна и неограниченна. Она распространяется даже на мысли людей. Государь вправе запретить “мятежное учение”, он вправе предписать даже догматы веры для своих подданных Государь не связан никакими законами, он не ответственен перед подданными, ибо делить власть — значит разрушать ее. Монарх и есть само государство. Но ' эта власть, столь безграничная, имеет свои пределы. Это — благо народа. Если оно нарушено, народ имеет право на восстание.
Идеи естественного права лежали и в основе полит;;
ческой доктрины Джона Локка (1632—1704), хотя и по.. учили у него существенно иное воплощение. Стремление] к компромиссу — характерная черта Локка. Его можно| считать одним из представителей раннего либерализма. До|| возникновения государства люди, по Локку, пребывали в естественном состоянии, но не “войны всех против всех”, а, наоборот, в состоянии свободы и равенства. Все же впоследствии между ними возникли споры, но не было органа, способного их разрешать. Чтобы создать такой органа и таким образом обеспечить естественные права, и| возникло государство — политический союз людей. Основа|его власти – соглашение народа. Локк определяет государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебные инстанции, способные улаживать споры и наказывать преступников. Отличие государства от других организаций состоит именно в полноте его публичной власти, в праве действовать во имя общего блага и с этой целью издавать законы (Локк отождествляет публичную и политическую власть).
Создавая государство, народ определяет объем прав, которые он ему вручает. Все остальное остается за самим народом. Следовательно, государство имеет четко очерченные границы власти. Оно имеет столько власти, сколько ему нужно, чтобы обеспечить основные (вытекающие из сущности естественного права) права граждан и политические свободы подданных — право на жизнь, свободу, собственность и другие. Но чтобы государство не вышло за отведенные ему рамки, необходимо создать механизм, который бы препятствовал узурпации власти. С этой целью Локк и выдвигает принцип разделения властей. Согласно этому принципу, должны быть отделены друг от друга законодательная и исполнительная власти. При этом сами законодатели подчиняются созданным ими законам. В соответствии с принципом законности ни для кого не может быть сделано исключение. Законодательная власть, по Локку, должна осуществляться двухпалатным парламентом, исполнительная — королем. Король же осуществляет власть “федеральную” — ведение внешних сношений, он назначает судей. Народ при этом сохраняет за собой право на сопротивление, ибо суверенитет народа выше суверенитета государства. Такие условия наилучшим образом достигаются в конституционной монархии. Взгляды Локка во многом выражали и отражали ту картину политической власти, которая сложилась в Англии к концу XVII в. Но принцип разделения властей в дальнейшем получил наибольшее влияние в иной его интерпретации, а именно в той, какую ему дал Монтескье.