Расцвет политической мысли в Греции относится к V—iv_bb. до н. э. Сперва Демокрит и Сократ, потом Платон и Аристотель создали политические теории в собственном смысле слова. При этом сам термин и содержание их взглядов во многом определялись сущностью греческих государств-полисов, как относительно немногочисленных (обычно несколько тысяч, во всяком случае не более нескольких десятков тысяч) объединений свободных и связанных единством этических связей (и по происхождению) граждан. Согласно Демокриту (460— 370 гг. до н. э.), в процессе изменения природы закономерно возникновение людей. Но полис и присущие ему законы создаются ими искусственно. Справедливо все, что соответствует природе. Полис гарантирует достижения общего блага и справедливости для всех граждан. Поэтому его интересы есть и высшие интересы для каждого гражданина. Если гибнет полис, то “гибнет все”.
Править должны только знающие, компетентные люди. Только они способны познать разумное начало, к которому восходят и справедливое и позитивное право.
Платона (427—347 гг. до н. э.), в своих главных философско-политических сочинениях “Государство” и “Законы” предпринял попытку создать проект идеального государства. При этом Платон исходил из того, что между космосом, полисом и человеком (его душой) существует не только единство, но и соответствие. Трем частям души — разумному, храброму (яростному) и вожделенному — соответствуют в государстве тоже_три начала — совещательное, защитительное и деловое. Они воплощаются в трех основных сословиях: правителей, философов), воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Если каждое из сословий будет добросовестно заниматься своим делом, то в обществе (полисе) царит порядок: философы правят, воины охраняют, подчиняясь правителям, ремесленники и земледельцы содержат, первых сословия и самих себя. Полис является совместным поселением, обусловленным общими потребностям
Подобно своим предшественникам, Платон выступ против крайностей имущественного неравенства. Но пошел значительно дальше, предлагая установить не только общность имущества, но даже “общность” жен и детей для первых двух сословий. При этом женщины уравнивались в правах с мужчинами. Семьи для них в собственном смысле слова не существовало, а детей воспитывало бы государство. Эти предложения явились основанием для того, чтобы видеть в Платоне первого идеолога коммунизма. Вывод, как легко понять, спорный Платон рассматривал не только проект идеального государства, но и те проекты, которые, по его мнению, представляли отклонение от идеала. Их четыре, каждый последующий представляет все большее искажение. Вырождение аристократии из-за порчи нравов приводит к появлению частной собственности. Возникает тимократия, где господствует “яростный дух”. Затем, идет олигархия, в которой власть основана на имущественном цензе (это власть богачей). Наконец, демократия — в которой народ, “опьяненный” свободой, в конечном счете гибнет под гнетом тирании. Безграничность свободы порождает господство беззакония. Значит, только знание и мудрость должны лежать в основе политической власти!
Существенный шаг вперед был сделан Аристотелем (384—322 гг. до н. э.), которому, собственно говоря, и принадлежит само понятие политики (под политией Аристотель понимал идеальный государственный строй, присущий только эллинам). Если в основе учения Платона лежало представление о частях человеческой души, то для Аристотеля главным является учение о справедливости и ее двух видах: распределительном (предоставление благ по достоинству и пропорционально личному вкладу в дела общества) и уравнительном (каждому равное). Первая господствует в области политики и возможна | только между свободными гражданами, вторая — в области имущественных отношений и вопросах наказания.
Государство возникает естественным путем из разросшейся семьи (т. н. патриархальная теория). Его назначение — благо всех граждан. Поэтому полис — высшая форма общения. Но чтобы быть таковым на деле, он должен обладать соответствующей организацией, иными словами, его содержание требует должной формы. Разработка учения о формах государства — несомненная заслуга Аристотеля. Сам он рассматривал эту проблему с двух точек зрения: кто правит и в чьем интересе осуществляется власть. В правильных формах государства (монархия, аристократия и полития) правят соответственно один — немногие — все, но это делается в интересах всех. В неправильных (тирания, олигархия и демократия) правление осуществляется в личном (или групповом, но не всеобщем) интересе. Задача политики — обеспечить существование наилучшей из "возможных форм правления, избежать гражданской войны и переворотов, причина которых заключена в имущественном неравенстве; значит, надо стремиться к достижению относительного равенства как по количеству (размеру), так и по достоинству. Этому-то должны служить право и законы, ибо политическое правление есть правление законов, а не отдельных людей. Но так как люди все же не равны и никогда не могут быть полностью равными, то и не может быть абсолютного равенства. Своим учением Аристотель в значительной Мере преодолел религиозно-мифологическое объяснение происхождения и сущности государства и человека, который для него — существо политическое.
Марк Тулий Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) — выдающийся римский политический деятель, писатель и юрист. Применительно к своему родному государству он считал, что смешанная форма правления достигается здесь благодаря единству трех государственных институтов — власти консулов, сената и народных собраний. Государство, по Цицерону, есть общее дело, достояние народа, который есть не простая совокупность людей, но их соединение, основанное на общем интересе. Поэтому он именует государство республикой (respublica). Республика не просто выражение общего интереса всех свободных граждан, но одновременно и согласие между ними в вопросах права, она есть общий правопорядок. Последнее обстоятельство, как мы еще увидим, очень важно для понимания государства. Мысли Цицерона оказали большое влияние на последующие теории. Ему принадлежит первое собственно юридическое определение государства. Государство возникает из разросшейся семьи естественным и необходимым образом. Оно — выражение врожденной потребности людей в совместной жизни. Как мы видим, Цицерон в своем учении объединил социально-политический и юридический подходы. На его идеи опирались не только все последующие юристы Рима, но и многие политические мыслители эпохи Средних веков и Возрождения.
Но уже в древности начало складываться и другое направление, философски весьма разнородное. Оно исходило из того, что государство есть результат сознательной деятельности людей, результат соглашения, договора между ними. Эту позицию активно отстаивал Эпикур (341—270 гг. до н. э.). По его учению, государство создается для обеспечения безопасности людей, преодоления страха и создания условий для разумной, а следовательно, приятной и нравственной жизни. Будучи результатом договора, оно охраняет справедливость. Но, и в этом существенное отличие Эпикура от его предшественников, граждане не обязаны активно участвовать в деятельности государства, в политике. Более того, Эпикур провозглашает свободу от общественной (политической, выражаясь современным языком) деятельности предпосылкой личного счастья.