Иммануил Кант (1724—1804 гг.) - профессор философии Кенигсбсргского университета.
Истоки происхождения государства Кант видит в общественном договоре. Общественный договор заключают между собой морально полноценные люди, поэтому государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не могут сами (по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения.' Отеческое правление, при котором подданные, словно несовершеннолетние, находятся под опекой, есть величайший деспотизм (что имело место в европейских государствах с абсолютистско-монархическими режимами в этот период).
Согласно общественному договору, заключенному в целях взаимной выгоды, люди отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же приобрести ее снова уже в качестве членов государства.
С возникновением государства возникает право. Под правом он понимает совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы и, стало быть, исключающих юридические конфликты в обществе.
Кант различает следующие виды права:
7. Естественное право. •
а) частное право - регулирует отношения индивидов, как собственников;
б) публичное право - регулирует отношения между людьми, объединенными в государство.
2. Положительное право - источником является воля законодателя.
Вслед за Руссо Кант признает идею народного суверенитета. Выдвинув эту идею, он тут же спешит ее "урезать", разделив всех граждан на активных и пассивных (лишенных избирательского права). К пассивным он относит женщин и поденщиков (рабочих по найму).
В отличие от Монтескье/разделение властей Кант.толкует несколько по-другому. Он также выделяет:
/. Законодательная власть - верховная власть.
2. Исполнительная власть — власть правителя, подчиненная законодательной.
3. Судебная власть - назначаемая исполнительной властью. Субординация и согласие этих трех властей способны обеспечить и гарантировать благоденствие государства.
Он не предлагает использовать систему сдержек и противовесов.
Государство -это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Кант выделяет три формы государственного устройства:
/. Автократия (абсолютизм).
2 Аристократия.
3.. Демократия.
Он категорически осуждает право народа на вооруженное восстание против тирана, а допускает только легальное сопротивление. При открытой, вооруженной борьбе народ вовлекается в хаос, анархию и преступления.
Кант выступает против захватнических, грабительских войн ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств;
Кант выдвигает проект установления "вечного мира" путем создания в будущем всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Существенное влияние на воззрение Гегеля оказала Французская революция. Признавая основные ее идеи, он, вместе с тем, отвергал якобинский террор. В дальнейшем в его взглядах появляется умеренность, элементы консерватизма.
Проблемы государства и права всегда в центре внимания Гегеля на всех этапах его творческой деятельности.
Он категорически отвергает теорию общественного договора. Государство представляет собой идею разума, свободы и права; Государство (идея государства) проявляется трояко:
/. Конкретное(индивидуальное)[государство.
2. Государство в межгосударственных отношениях.
3. Государство во всемирной истории,. Индивидуальное государство в развитом и разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Гегель разделяет государственную, власть на следующие:
1. Законодательная. 2. Исполнительная.
3. Княжеская (совокупность и единство законодательной и исполнительной властей).
В отличие от Локка и Монтескье, систему сдержек и противовесов он считает ложной, поскольку при этом предполагается враждебность и противодействия властей друг другу. Он считает, что три власти должны осуществлять свою деятельность в органическом единстве, при котором все они исходят из мощи целого.
Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Он отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии все общественные отношения регулируются законами, а монарху остается всего лишь присоединить к этому свое субъективное: "Я хочу".;
В гегелевской философии права понятие права употребляется в следующих основных значениях:
1. Право как свобода (идея права) - идея.
2. Право как форма свободы (особое право) — право, выраженное в определенной форме..,
3. Право как закон (позитивное право) - право, выраженное и известное, как закон.
Гегель считает, что все люди формально равны, как свободные личности, в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Он также выступает против отчуждения личной свободы, правоспособности, моральности и пр., осуждает рабство и крепостничество.
Хотя Гегель характеризует государство как действительность конкретной свободы, на деле в таком государстве до подлинной свободы достаточно далеко. Идеальное государство, по Гегелю, — это конституционная монархия, обладающая сильной централизованной властью, способной подчинить себе всех подданных и диктовать им свою волю. Исходя из неделимости суверенитета, воплощением которого является личность монарха, Гегель на деле сводит законодательную власть (состоящую из двух палат: верхней, формируемый по наследственному принципу, и палаты депутатов, которая образуется посредством представительства от корпорации, общин и т. п.) к власти законосовещательной. Правительственная власть должна принадлежать всеобщему сословию, т. е. чиновникам, и к ней относится власть судебная, а высшей объявляется власть государя. “Существование государства, — пишет Гегель, — это шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю”. Конечно, могут быть и есть дурные государства, но они не обладают разумностью. А подлинное государство — воплощение разума, и в этом качестве оно выше любой другой человеческой организации.
Как видим, политическая позиция Гегеля весьма умеренна и даже консервативна. Но это не меняет теоретического значения его рассуждений и вывода о том, что государство есть результат развития гражданского общества, т. е. экономических его отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что в конкретных условиях того времени и политическая позиция Гегеля имела несомненное прогрессивное значение. Создание конституционной монархии для Пруссии во многом было еще впереди, и Гегель ратовал за это.