Тема 10. Политические и правовые учения в Германии в конце 18-19 вв.




 

Иммануил Кант (1724—1804 гг.) - профессор философии Кенигсбсргского университета.

Истоки происхождения государства Кант видит в обществен­ном договоре. Общественный договор заключают между собой мо­рально полноценные люди, поэтому государству запрещается обраща­ться с ними как с существами, которые не могут сами (по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения.' Отеческое правление, при котором подданные, словно несовершенно­летние, находятся под опекой, есть величайший деспотизм (что имело место в европейских государствах с абсолютистско-монархическими режимами в этот период).

Согласно общественному договору, заключенному в целях взаимной выгоды, люди отказываются от своей внешней свободы, что­бы тотчас же приобрести ее снова уже в качестве членов государства.

С возникновением государства возникает право. Под правом он понимает совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы и, стало быть, исключающих юридические конфликты в об­ществе.

Кант различает следующие виды права:

7. Естественное право. •

а) частное право - регулирует отношения индивидов, как соб­ственников;

б) публичное право - регулирует отношения между людьми, объединенными в государство.

2. Положительное право - источником является воля законо­дателя.

Вслед за Руссо Кант признает идею народного суверенитета. Выдвинув эту идею, он тут же спешит ее "урезать", разделив всех гра­ждан на активных и пассивных (лишенных избирательского права). К пассивным он относит женщин и поденщиков (рабочих по найму).

В отличие от Монтескье/разделение властей Кант.толкует не­сколько по-другому. Он также выделяет:

/. Законодательная власть - верховная власть.

2. Исполнительная власть — власть правителя, подчиненная законодательной.

3. Судебная власть - назначаемая исполнительной властью. Субординация и согласие этих трех властей способны обеспечить и гарантировать благоденствие государства.

Он не предлагает использовать систему сдержек и противовесов.

Государство -это объединение множества людей, подчинен­ных правовым законам.

Кант выделяет три формы государственного устройства:

/. Автократия (абсолютизм).

2 Аристократия.

3.. Демократия.

Он категорически осуждает право народа на вооруженное вос­стание против тирана, а допускает только легальное сопротивление. При открытой, вооруженной борьбе народ вовлекается в хаос, анархию и преступления.

Кант выступает против захватнических, грабительских войн ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств;

Кант выдвигает проект установления "вечного мира" путем создания в будущем всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Существенное влияние на воззрение Гегеля оказала Француз­ская революция. Признавая основные ее идеи, он, вместе с тем, отвер­гал якобинский террор. В дальнейшем в его взглядах появляется уме­ренность, элементы консерватизма.

Проблемы государства и права всегда в центре внимания Геге­ля на всех этапах его творческой деятельности.

Он категорически отвергает теорию общественного договора. Государство представляет собой идею разума, свободы и права; Государство (идея государства) проявляется трояко:

/. Конкретное(индивидуальное)[государство.

2. Государство в межгосударственных отношениях.

3. Государство во всемирной истории,. Индивидуальное государство в развитом и разумном виде пре­дставляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Гегель разделяет государственную, власть на следующие:

1. Законодательная. 2. Исполнительная.

3. Княжеская (совокупность и единство законодательной и исполнительной властей).

В отличие от Локка и Монтескье, систему сдержек и противо­весов он считает ложной, поскольку при этом предполагается враж­дебность и противодействия властей друг другу. Он считает, что три власти должны осуществлять свою деятельность в органическом един­стве, при котором все они исходят из мощи целого.

Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновыва­ет суверенитет наследственного конституционного монарха. Он отме­чает, что в благоустроенной конституционной монархии все общест­венные отношения регулируются законами, а монарху остается всего лишь присоединить к этому свое субъективное: "Я хочу".;

В гегелевской философии права понятие права употребляется в следующих основных значениях:

1. Право как свобода (идея права) - идея.

2. Право как форма свободы (особое право) — право, выра­женное в определенной форме..,

3. Право как закон (позитивное право) - право, выраженное и известное, как закон.

Гегель считает, что все люди формально равны, как свободные личности, в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Он также выступает против отчуж­дения личной свободы, правоспособности, моральности и пр., осужда­ет рабство и крепостничество.

Хотя Гегель характеризует государство как действи­тельность конкретной свободы, на деле в таком государ­стве до подлинной свободы достаточно далеко. Идеальное государство, по Гегелю, — это конституционная монар­хия, обладающая сильной централизованной властью, способной подчинить себе всех подданных и диктовать им свою волю. Исходя из неделимости суверенитета, во­площением которого является личность монарха, Гегель на деле сводит законодательную власть (состоящую из двух палат: верхней, формируемый по наследственному принципу, и палаты депутатов, которая образуется по­средством представительства от корпорации, общин и т. п.) к власти законосовещательной. Правительственная власть должна принадлежать всеобщему сословию, т. е. чиновникам, и к ней относится власть судебная, а высшей объявляется власть государя. “Существование государст­ва, — пишет Гегель, — это шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю”. Конечно, могут быть и есть дурные государ­ства, но они не обладают разумностью. А подлинное го­сударство — воплощение разума, и в этом качестве оно выше любой другой человеческой организации.

Как видим, политическая позиция Гегеля весьма уме­ренна и даже консервативна. Но это не меняет теоре­тического значения его рассуждений и вывода о том, что государство есть результат развития гражданского общества, т. е. экономических его отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что в конкретных условиях того времени и политическая позиция Гегеля имела не­сомненное прогрессивное значение. Создание конститу­ционной монархии для Пруссии во многом было еще впереди, и Гегель ратовал за это.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: