Тема 4. Политические и правовые учения эпохи в Западной Европе и странах Арабского Востока




 

В странах Арабского Востока зародилась и получила широкое признание, став со временем господствующей, мировая религия — мусульманство. Ее возникновение связано с именем пророка Мухаммеда (ок. 570—632).

Мусульманство — монотеистическая религия. Ее священ­ная книга Коран содержит не только основные положения веры, но вместе с тем морально-политические и юриди­ческие нормы. Высказанные зачастую в афористической форме, они издавна стали предметом внимательного изу­чения и толкования, приведшего к возникновению ряда течений в самом исламе и в его политико-правовой док­трине. Важнейшие из них — суннизм и шиизм. Оба эти течения едины в том, что верховным носителем су­веренитета всегда был и навсегда остается Аллах. Поэ­тому первоначально в мусульманских странах духовная и политическая власть были слиты воедино (отчасти это сохраняется и до нашего времени). Однако в дальнейшем все же произошло их разделение, хотя значение духовной власти всегда было исключительно большим. С точки зрения суннитской доктрины, государство (халифат) имеет своей основой “поручение”, которое_ дал общине верующих Аллах. Именно она от имени Аллаха осущес­твляет верховную власть. Суверенитет общины есть “от­ражение” суверенитета Аллаха на земле. Поэтому глава государства избирается общиной (ее представителями, прежде всего авторитетными лицами духовного звания). Он правит от имени общины. Следовательно, его власть не абсолютна. Иначе решается этот вопрос у мусульман шиитского толка. Его сторонники полагают, что сувере­нитет принадлежит исключительно Аллаху и от его имени всеми делами верующих руководит правитель (имам). Он подчиняется только шариату и не связан (во всяком, случае с точки зрения веры и юридически) с волей общины. Следовательно, в этом случае власть главы Государства рассматривается как абсолютная. Правда, эта власть не является обязательно наследственной.

Важным положением мусульманской религиозно-по­литической доктрины является также учение о джихаде. Это понятие обычно переводится как “священная война”. И действительно, как в Коране, так и в реальной политической истории мусульманских государств такое по­нимание весьма распространено. Но Последующая политико-правовая мысль в мусульман­ских странах всегда (и до наших дней) опиралась на предписания Корана и других, признаваемых священными и авторитетными, источников, но вполне естественно, что не могла ни дополнять, ни развивать их.

Среди первых и ставших наиболее авторитетными по­литическими толкователями Корана был Абу Наср аль-Фараби (870—950). Аль-Фараби, и многие другие мыслители того периода широко привлекали в своих сочинениях работы античных авторов, особенно Аристотеля и Платона. Это касалось, в частности, проблемы форм прав­ления, которая (как термин “государство”} не встречается в самом Коране.

В политическом сочинении аль-Фараби “Трактат о взглядах жителей доброго города” говорится о том, что государства возникают в результате объединения людей для удовлетворения их естественных потребностей, ибо по природе человек устроен так, что в одиночку он не может этого сделать в достаточной степени. Легко по­нять, что и главная задача государства заключается в том, чтобы заботиться о благосостоянии его жителей, ко­торые, в свою очередь, должны помогать друг другу и жить в согласии. Фараби сравнивает государство с ор­ганизмом (человеческим телом), в котором' есть главный орган, являющийся “согласно природе наиболее совер­шенным и законченным”. Таким “органом” был в об­ществе имам. Он — “человек, который ни одному из людей не подвластен”. Имам должен обладать двенад­цатью совершенными качествами (моральным, духовным и физическим). Население добродетельного города будет

“составлять как бы единую душу, независимо от того, будут ли эти люди по своим ступеням относиться к тем, кто главенствует,. или к тем, кто обслуживает”.

Совершенно иной была позиция Абу-аль-Ала-аль-Маари (973—1057), выступившего с_ критикой сущест­вующего социального строя. Он противник богатых, которые используют государство в своих корыстных ин­тересах. Так как все люди обладают равными естествен­ными правами, то справедливым является социальное и имущественное равенство, а верховная власть принадле­жит ^ро^у^ Именно народ должен избираты гравителя, а изданные им законы — соответствовать человеческому разуму. Правда, сам аль-Маари сомневался в возможности установления такого строя (во всяком случае, в ближай­шем будущем).

Политические проблемы рассматривали в своих со­чинениях и выдающиеся философы Ибн Сина (Авиценна) (980—1037) и Ибн Рущд (Авероэс) (1126—1198), но крупнейшим политическим мыслителем арабского сред­невековья был Ибн Халдун (1332—1406). В его трудах собственно религиозный и философский подходы были дополнены стремлением изучать конкретный историчес­кий и правовой материал, опыт реально существовавших государств. Он стремился не к идеальным построениям, но к изучению реальной политической жизни во всем ее многообразии. Согласно Халдуну, общество нуждается в сдерживающемся начале, способном обуздать естест­венную агрессивность людей (ср. позже Гоббс). Поэтому и возникает государство как орган принудительной влас­ти, способной подавлять всех членов общества и вместе с тем объединять отдельные племена и народы. Правитель такого государства “всевластен”. Иначе он не сможет осуществить цели, стоящие перед государством. Ибн Хал­дун различал три основные формы правления: “естест- Л венную” монархию (управление, которое осуществляется, / исходя из корыстных интересов, это деспотия), “поли­тическую” монархию (правление преследует разумные земные интересы подданных и противодействует тому, что может принести им вред) и халифат — здесь власть одновременно направлена на защиту веры и земных дел. B халифате влacть опирается на положения _Корана. Вмес­те с тем Халдун подчеркивал, что политика зависит не только от воли правителей, в ней в той или иной степени участвуют все подданные. Поэтому изменения государства носят более глубокий характер, они зависят от изменения общества в целом. По его теории, государства возникают и через некоторое время приходят в упадок (ср. Платон и Полибий}. Он выделил пять периодов их развития; возникновение (когда на смену одной принудительной власти приходит другая); сосредоточение власти в руках одного лица (правителя), который при этом уничтожает своих сподвижников (!); расцвет — в государстве и обществе господствуют спокойствие и достаток; снова переход к насилию, на этот раз для подавления, екажем оппозиционных сил и, наконец, упадок и гибель данного режима и данного государства (поскольку сущность, государства заключается в его правителе). Что касается собственно мусульманских государств, то он выделил четыре периода: халифат праведных халифов, переход к монархии при сохранении внешних признаков халифа превращение государства собственно в монархию, pacпад единого мусульманского государства и завоевание apaбов другими народами (упадок мусульманских государств)

Обращаясь к этому периоду истории, охватившему Европу около тысячелетия, следует помнить, что здесь в XI—XII вв. начинается процесс усиления центральной власти, а затем и образования национальных государств. Он протекал очень болезненно и противоречиво. "Светская власть постоянно сталкивалась с претензиями власти духовной; отдельные феодалы и их союзы вели борьбу королями, города — с феодалами. Это порождало не только многочисленные войны и политические интриги, и требовало своего теоретического осмысления и обоснования. Мыслители того времени постоянно обращаются к авторитету. Священного Писания.

Крупнейшим среди них был Фома Аквинский (1222— 1274). По его учению, государство есть часть универ­сального мирового порядка, созданного Богом. Законы государства должны поэтому отвечать Божественному ра­зуму. Власть государства имеет свой источник также в Боге. Наличие государства а цели существования — пре­доставить человеку условия для его развития, прежде всего морального и духовного, т. е. религиозного. Каждый человек и все люди — существа общественные. Но они / не равны по своим способностям и возможностям. Поэтому общество и государство состоят из разных сословий (категорий работников): земледельцев, ремесленни­ков, солдат, политиков, духовенства. Задала государст­ва — обеспечить их единство и согласие, что может быть достигнуто в различных формах. И здесь Фома Аквинский. следует Аристотелю. Он различает три правильные (чистые) формы: монархию, аристократию и политик), а также три отклонившихся от них: тиранию, олигархию и демагогию (демократию). Основу для разграничения состав­ляет моральный принцип — справедливость. Лучшей для Фомы является власть королевская. При ней господствует справедливость, исполняются законы и договоры, ибо она основана на мудрости правителя. Государь выступает творцом своего государства. Будучи божественной по сво­ему происхождению, его власть может быть приобретена и использована все же и вопреки божественной воле, ибо ее непосредственным источником является политичес­кая общность людей — народ. Но т. к. и королевская власть может быть подвергнута порче, то Фома Аквинский признает наилучшим смешанное правление, в ко­тором достигается единство, монарха, аристократии и у народа. Если последний вовлечен в управление, то обеспечиваются мир и согласие. От сообщества в государстве следует отличать сообщество в церкви. Это высшее со­общество, и если правитель нарушает его законы, народ может сместить монарха с благословения церкви. В таких случаях Фома оправдывает неповиновение светской влас­ти. В учении о праве Фома различает четыре вида за­конов: 1) вечный закон — “сам божественный разум, управляющий миром”; 2) естественный закон — отра­жение вечного закона человеческим разумом; 3) собст­венно человеческий закон (позитивное, т. е. действующее право) и 4) закон божественный, содержащийся в Библии. Их действие основано на принципе верховенства духовной;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: