Основатель западноевропейского либерализма - Бенжамен Констан (1767—1830) был
участником революции 1789 г., активным политическим деятелем эпохи Наполеона и периода Реставрации. В своей теории он исходил из идеи естественных и неотъемлемых прав личности, но трактовал их существенно отличным от деятелей эпохи Просвещения образом. Согласно Констану, свобода и другие права человека существуют независимо от государства, поэтому и для него они являются неприкосновенными. Главная проблема политики— проблема взаимоотношения личности и государства: И она решается Констаном в пользу личности. Государство создается для того, чтобы охранять личность и гарантировать ей максимальную свободу деятельности. Различая свободу политическую и гражданскую, он полагал, что в древности преобладало первое из них, и все граждане активно участвовали в осуществлении политической власти. Но эта эпоха в прошлом. Главной стала гражданская свобода, основанная на независимости человека от политической власти. Она означает свободу совести и слова, свободу занятий и места жительства, неприкосновенность личности и собственности.
Констан выступает против идеи абсолютности народного суверенитета, т.к. последние открывает путь к деспотизму_большинства. Государствённая власть должна быть всегда ограничена. Это достигается посредством Разделения и равновесия властей, а также силой общественного мнения. При этом среди всех властей Конетан несомненное преимущество отдает монарху; Констан выделял поэтому власть королевскую в особую власть. Далее
- исполнительную, власть палаты пэров (наследственная власть), палаты представителей — нижней палаты, власть выборную (при высоком имущественном цензе). Отдельно Констан выделяет местную, муниципальную власть. Последней принадлежит право решать только вопросы, имеющие не общегосударственное, но местное значение. Король есть выразитель всеобщего интереса нации. Поэтому его власть нейтральна, она выступает посредником между другими властями. Король не обладает правом вето и правом роспуска нижней палаты.Теория Констана оказала несомненное влияние на конституционную практику XIX—XX вв.
Идеи Констана воспринял и развил Алексис де Токвиль (1805—1859). При этом он стремился создать политическую теорию, основанную на соединении принципов демократии и либерализма. Токвиль — противник насилия и уже поэтому решительный сторонник правовых, конституционных форм. При этом он сосредоточивает основное внимание не на юридической структуре власти — формах правления, принципе разграничения властей, но на их реальном функционировании. Именно Токвилю одному из первых принадлежит заслуга изучения политических режимов и приемов деятельности. Отмечает он и другую опасность — перерождение демократии в тиранию там, где отсутствуют традиции политической свободы и Политической культуры. Значит, равенство может утратить свои достоинства, породить гипертрофированную сильную власть, и этот процесс не может остановить даже принцип разделения властей. Ибо главным является не формальное, юридическое закрепление компетенции главных органов, но реальная власть. Поэтому переход от деспотизма (абсолютной власти) к демократии немедленно невозможен. Он требует переходной эпохи. Такой вывод несомненно заслуживает признания, и он сыграл значительную роль в последующем развитии политической мысли.
Близкие по своей сути позиции занимал в Англии Иеремия Бентам (1748—1832) — один из основателей философии утилитаризма. Он полагал, что “природа подчинила человека власти удовольствия и страдания”, поэтому принцип пользы лежит в основе всей деятельности людей. Этот же принцип должен лежать в основании политики. Исходя из этого, общее" благо, по Бентаму, есть" “наибольшее счастье наибольшего числа людей”. Цель политики — польза и счастье личности. Государство есть средство для достижения этой цели, поэтому его права и компетенция должны быть ограничены интересами личности (при этом основу личного счастья и его непосредственное выражение Бентам видел прежде всего в обладании собственностью). Вследствие этого одним из важнейший требований Бентама было невмешательство государства не только в личную жизнь, но и в предпринимательскую деятельность граждан (политика свободы торговли или так называемого фритредерства). Регламентация хозяйственных отношений, по мнению Бентама, гибельна для общества и самого государства. Деятельность государства, равно как и законодательство, должна быть сведена к минимуму. Законы для него есть правила, искусственно созданные самими людьми. В них выражается воля суверена, которая может быть как разумной, так и неразумной, как полезной, так и вредной. Бентам, таким образом, идет по пути отождествления права и закона..Такая позиция ведет к “обожествлению” закона, открывает (вопреки сокровенным намерениям автора) путь к ущемлению прав личности. Но не следует думать, что Бентам идеализировал современные ему экономические и политические порядки.
Другим видным представителем английского либерализма (как и утилитаризма) был Джон Стюарт Милль (1806—1873). Подобно Бентаму он считал, что главным в деятельности человека является стремление к счастью и уменьшению страданий. Государство не может не считаться с этим и соответственно должно быть организовано. Оно должно обеспечивать свободу каждому индивиду, но вместе с тем и устранять опасные для “общего блага” последствия эгоизма, заложенные в человеке. Только тогда будет обеспечен прогресс и общества и личности. Чтобы это осуществить, необходимо преодолеть действующий деспотизм традиций и “тиранию большинства”, состоящего из “средних людей” — обывателей, которые завидуют людям, способным подняться над общим уровнем. И все же Милль — сторонник демократии, основанной на всеобщем избирательном праве. При этом он понимает, что общество неоднородно (он выделяет два класса: хозяев и рабочих); поэтому правительство выражает интересы господствующей его части. При этом правительство должно и умерять столкновения, и стремиться к примирению разных частей общества.. Милль признает принцип разделения властей, но считает, что только законодательные органы должны избираться, а исполнительные назначаться. Таким путем Милль стремиться сочетать идеи либерализма и демократии. Он выступил как один из предшественников элитарных теорий.
К числу_сторонников правового государства следует отнести Виль-гельма фон Гумбольдта. Еще в 1792 г. он написал трактат “Идеи для опыта определения границ деятельности государства”, изданный полностью лишь в 1851 г. Основная мысль сочинения — формальное господство права при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь и _дела_подданных (граждан). Если такое вмешательство имеет место, то оно извращает сущность человека и государства. Свою мысль Гумбольдт обосновывает следующим образом: вмешательство государства влечет за собою установление всеобщего единообразия, а оно подавляет индивидуальность личности, последнее же ведет к_упадку народных сил, люди становятся не способными к самостоятельной деятельности, и “апатия охватывает целые народы”. Все это, в свою очередь, усложняет управление государством, что вызывает к жизни бюрократию которая несовместима со свободой. Его современник Лоренц фон Штейн (1815—1890) выходит за рамки чисто моральных и политико-юридических конструкций, обращаясь к идее, согласно_которой__государство есть порождение гражданского общества и поэтому его цель и границы его деятельности следует искать в последнем. Это, в свою очередь, привело его в конечном счете к признанию того, что государство является надклассовой организацией, имеющей своей задачей “снятие” (умерение, погашение) противоположных интересов__различнььх еоциальньх групп. Такой подход означал отход от__идей_классического либерализма с его индивидуализмом и переход на иную точку зрения, характерную для второй половины века, когда учение о классах (или его опровержение) оказались в центре внимания социально-политической мысли (см. далее).