Тема 9. Политико-правовые учения в России в 11 – 18 вв. Политико-правовая мысль Киевской Руси.




 

 

Русская политическая мысль богата по своему содержанию и имеет многовековую историю развития. Ее зарождение связано с историей Древнерусского государства. Она представлена совокупностью политико-правовых идей, которые содержатся в летописях, правовых памятниках, литературных произведениях (т.е. они еще не были оформлены в теории).

Самобытность российской политико-правовой мысли обусловлена исключительной ролью православия в ее развитии.

Основу политико-правового сознания Руси составляла Концепция Русской земли.

Светская и церковная власть находились как бы в симбиозе: усиление одной из них не ослабляло другую, как в З.Е. Отсюда и своеобразие – русские мыслители не отделяли государство от церкви и церковь от государства.

1-й русский политический трактат – “Слово о Законе и Благодати” (Х1 в.) митрополита Иллариона. Он обосновывает независимость Киева от Византии и идеи сильной княжеской власти. Илларион противопоставляет византийской теории вселенской империи и вселенской церкви идею равенства всех народов и государств. Дальнейшее развитие древнерусская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053-1125) “Поучение детям”, “Послание Олегу Черниговскому” и “Отрывок” (Автобиография), входящих в “Повесть временных лет”. Владимира Мономаха интересует широкий круг вопросов: полномочия великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране, взаимоотношений великого князя с вассальными князьями.

После смерти Владимира Мономаха, в условиях раздробленности, тема консолидации русских людей перед лицом врагов приобрела особый пафос.

К началу ХШ в. центр русской общественно-политической жизни перемещается из Киева во Владимир. Именно здесь появляется знаменитое "Моление Даниила Заточника” (1229), где намечены пути укрепления сильной княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от нашествия Батыя.

Поддержка сильной великокняжеской власти, осуждение своеволия боярства призваны были способствовать объединению земель в единое государстве.

Конфликты между сторонниками и противниками создания единого государства стали определять ведущее направление Русской идеологии 14-16 вв.

С конца 15 в. острую полемику в стране стали вызывать экономическое положение церкви и ее владельческие права, а также претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны. Особенно остро эта проблема вылилась в полемику нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

Нестяжатели выступили с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовали отторжения от нее земельных владений. Они также отрицали вмешательство церкви в политическую деятельность государства. Иосифляне (стяжатели), напротив, выступали за сохранение существующих форм церковной организации и ее экономического статуса.

Наиболее видными нестяжателями были Нил Сорский (1433-1508), Васиан Патрикеев, Максим Грек и Феодосий Косой. Основоположником учения “нестяжателей” был Нил Сорский. На Соборе 1503 г. он поддержал предложение великокняжеской власти о ликвидации церковного землевладения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного усовершенствования, призыв к скромности в обрядах и украшениях церкви.

Идея “нестяжания” была положена в основу церковной организации и теории совмещения властей. Дела веры не должны быть сферой вмешательства государства, это прерогатива церкви. Теория совмещения властей трактуется как следование обеих властей к единой цели, но с сохранением за каждой из них своей сферы влияния и деятельности.

Вассиану принадлежит редакция Кормчей 1517 г. – сборник апостольских, соборных и епископских правил и посланий –являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде.

Иосифлян (стяжателей) представлял Иосиф Волоцкий (настоящее имя Иван Санин (1439-1515)) – игумен, основатель Волоколамского монастыря, публицист.

Центральным в теории Иосифа Волоцкого является учение о власти. Он отделяет представление о власти как о божественном установлении от факта ее практической реализации властителем. Одновременно Иосиф обосновал теорию о превосходстве духовной власти над светской.

Монастырское стяжание обосновывалось необходимостью творить “благие дела”: строить монастыри и церкви, кормить монахов и подавать бедным.

Таким образом, оба направления внесли большой вклад в развитие русской политической мысли. Так, если Нил Сорский первый поставил вопрос о недопустимости преследования людей за убеждения и образ мысли, то Иосиф Волоцкий – о правомерности верховной власти, возможной утрате ее священного характера, если она реализуется с нарушением и предъявляемых к ней требований. Эти идеи стали основой демократических учений России.

 

Иосифлянин Филофей – автор теории “Москва – з-й Рим” сформулировал ее положения в письмах к Василию Ш, Ивану 1У (дьяку Мисюрю). Его учение развивало идеи о природе, законности царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией.

По теории Филофея, история человечества представляет собой историю 3-х великих всемирных государств, чья судьба направлялась Богом.

1-е (Рим) пало из-за ереси.

2-е (Византия) было завоевано турками из-за Флорентийской унии (1439) (соглашение об объединении политической и православной церквей на условиях принятия православием католических догматов: о филиокве, чистилище, главенстве папы). Греческое духовенство наделялось таким путем получить помощь З.Е. в борьбе против турок. Русские унию не подписали. Точнее, ее не приняло духовенство и Василий Ш, а вот русский митрополит Исидор унию подписал, за что и был низложен.

3-м Римом стала Москва – хранительница православия. Она и будет им до конца света, “а четвертому не быти”.

Соотношение светской и церковной властей Филофей решает по-своему. ОН увеличивает объем светской власти и ограничивает власть церкви ее подчинением царю.

Не выделяя право как самостоятельный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть “правды”, поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются.

 

Иван Семенович Пересветов – представитель светского направления русской политико-правовой мысли 16 в. Ему принадлежат “Повесть об основании и взятии Царь-города”, “Сказание о Магмет - салтане”, “Сказание о Константине”, а также “Малая челобитная” и “Большая челобитная”, направленные Ивану Грозному.

Выступая в защиту сильной государственной власти, он предлагает широкую программу политико-юридических преобразований.

Большое внимание Пересветов уделяет определению наилучшего варианта государственной власти. Самодержавие понимается им, как и его предшественниками, как единство и верховенство государственной власти, а не как самоволие, неограниченная власть царя.

Пересветову принадлежит идея “долга” России перед православными народами (греками, сербами), которых поработили турки. Эта идея утверждается в русской политической мысли.

 

Иван 1У Грозный (1530-1584) – 1-й русский царь с 1547 г. был наделен литературным талантом. Стремясь создать сильное государство, он выступает за неограниченную царскую власть. Большое внимание Иван 4 уделяет вопросам законности происхождения власти. Законной он считает только власть, полученную по праву наследования.

Грозного считают создателем теории “православного христианского самодержавия”. Власть царя дана Богом, она единоличная, независимая от боярства, духовенства, от любой общественной силы. Наличие же в государстве различных властей приводит его к гибели.

В понимании Грозного, царская власть – это власть ограниченная, но не людьми, а Богом. Царь не может быть преступен по своей природе, но он может быть грешен – наказание же за грех – это прерогатива Высшего Суда. Он полностью отрицает взаимодействие духовной и светской властей. Выступает сторонником четкого разграничения сфер их деятельности.

 

В оппозиции к Ивану 4 был Андрей Курбский (1528-1583). Он пишет Грозному послания, в которых обвиняет царя в несправедливости и жестокости. Помимо 3-х писем царю, Курбскому принадлежат “История о великом князе Московском” (послания различным государственным и церковным деятелям) и др.

Курбский был сторонником сословного представительства в центральных и местных органах власти. Он традиционно считал источником власти в государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в праведном разрешении всех дел.

В правопонимании Курбский отождествляет право и справедливость. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие – это источник беззакония, а не права.

Закон, по Курбскому, должен содержать реально выполнимые требования, ибо беззаконие – это не только несоблюдение законов, но и издание жестоких, неисполнимых законов. Такое законотворчество преступно.

Курбский говорит о праве народа на сопротивление злонамеренной власти (И. Волоцкий).

Наилучшей формой государственной власти он считает монархию с выборным сословно-представительным органом, участвующем в разрешении важнейших дел.

Известным представителем политико-правовой мысли “смутного времени (рубеж 16-17 вв.) был Иван Тимофеев (Семенов). В своем трактате “Временник” он высказался практически по всем острым политическим проблемам современности.

В центре внимания Тимофеева вопросы происхождения власти, ее сущности, форм организации, способы реализации, нравственного

облика царя, правового положения властвующих и подвластных,

право народа на сопротивление “злонамеренной власти”.

Тимофеев различает понятие “Самодержавие” (единодержавие) – форма государственного устройства и “самовластие” – незаконный способ реализации высших властных полномочий.

Правление Ивана Грозного, считает он, положило начало самовластию, пагубному для страны. Одной из причин самовластия является, по Тимофееву, “бессловесное молчание”.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: