Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — один из основателей в Новое время теории о решающей роли географических факторов в развитии общества и их влияния на государственное устройство. Он сосредоточил свое внимание на изучении вопроса об изменении политических форм и выяснении причин, их порождающих. Согласно его учению и до образования общества уже существовали естественные законы, такие как равенство, мир, стремление жить среди себе подобных. Но они о оказались нарушенными именно после того, как люди выи из естественного состояния. Поэтому необходимо с мощью позитивных законов восстановить их действ учитывая особенности почвы, рельефа, климата и т. В разных географических условиях наилучшей формы может оказаться и монархия и республика. Это достигается посредством общественного договора, после т как люди прошли через период вражды и войны. Следовательно, общество и государство не тождествен! Главная задача государства — обеспечение политические свободы, т. е. возможность делать все то, что позволь закон. С политической свободой тесно связана свобода гражданская — чувство безопасности и возможность п явить свои способности. Для обеспечения политических и гражданских свобод наилучшим способом является установление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Поскольку идеи Монтескье получили в дальнейшем не только широкое признание, но и практическое: воплощение во многих конституциях (впервые в Конетитуции США 1787 г.), приведем, несмотря на в краткость изложения, два наиболее знаменитых отрыв из его основного сочинения “О духе законов”: “В си первой власти государь или учреждение издает законы…В силу второй власти он объявляет войну или заключи мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государства. Здесь все замыкается на монархе. Но далее, что особенно интересно, уже прямо говорится: “Все погибло бы, ее, бы в одном и том же лице или учреждении, составлен” из сановников, из дворян или простых людей, были (единены эти три власти...” Именно эта оговорка и вошла в историю политической теории и практики как ее ва:жнейшее достижение. При этом надо все же иметь в вир что законодательная власть, во всяком случае юридически, сохраняет ведущую роль среди двух других. Именно она выражает всеобщую волю.
Эта проблема — проблема всеобщей воли стала в центре внимания политической доктрины Жан-Жак Руссо (1712—1778). По учению Руссо, естественное состояние было золотым веком человечества. Появление частной собственности, ошибки и заблуждения людей разрушили этот идеальный строй. Руссо окончательно приходит к выводу об отличии гражданского общества от государства, создаваемого путем общественного договора. Вместе с тем он приходит и к другой важной мысли — о роли неравенства в существовании и развитии общества. “Богатые”. обманув “бедных”, создали государство, и народ попал в еще худшее положение. Следовательно, нужно коренным образом изменить существующие политические отношения, вернуться к такому государству, где действительно господствует суверенитет народа, господствует его истинная воля. Но Руссо отчетливо понимает, что всеобщая народная воля не есть простая сумма воли отдельных составляющих его индивидов. Это особая и самостоятельная воля. Поэтому сразу же возникает проблема: как наилучшим образом выразить эту волю. Суверенитет не может быть вручен ни отдельному лицу, ни группе лиц. Он неотчуждаем от народа. Значит, так называемое народное представительство не есть наилучший строй, нужно прямое народоправство. Таков идеал государства.
Конечно, Руссо понимал, что он осуществим только в очень небольших государствах и в силу этого вынужден был допустить, как компромисс, представительную форму правления. Но и в этом случае избранные лица должны находиться под постоянным и неусыпным контролем самого народа. Народ творит законы, перед которыми все равны. При этом Руссо стремился выйти за рамки формального, юридического равенства и выдвинул идею относительного фактического равенства, равенства в определенных, установленных законом пределах. Если законодательная власть выражает, по его учению, волю всего народа, то находящаяся по его контролем власть исполнительная есть выражение силы (эффективности) государства. Допуская любую из трех основных форм правления, Руссо безусловно склонялся в пользу демократической республики. Правительство должно в ней ежегодно отчитываться перед самим народом.
Среди своих современников Руссо был одним из наиболее последовательных сторонников революций. Он даже считал, что они имеют не только положительное политическое, но и моральное значение. Идеи Руссо легли в основу государственной практики якобинцев. Они был широко популярны среди революционеров во многих странах мира, в том числе в России.
Тема 8. Политические и правовые учения США в 18-19 вв.
Идеи французского просвещения были очень созвучнно деятелям американской революции. Освобождение от английского господства, завоевание независимости и образование США сопровождалось расцветом политического мысли. Среди руководителей господствовали идеи тосударственного права и общественного договора, но политические выводы, к которым они приходили, были различны. Из либералов следует в первую очередь упомянуть Алексаидра Гамильтона (1757—1804), для которого главная задача государства — охрана собственности граждан. Он был сторонником сильной исполнительной власти и двухпалатного парламента, выборы в который основывались на достаточно высоком имущественном цензе, а верхняя палата состояла бы из равного числа представителей от штатов. Гамильтон был одним из создателей конституции США и сторонником включения в нее принципа разделения властей. Но еще большую роль в создании конституции сыграл Джеймс Мэдисон (1751—1836), последовательно защищавший республиканскую форму правления. Главная заслуга Мэдисона в том, что он разрабатывал юридический механизм защиты прав меньшинства,| не обеспеченных, например, у Руссо. Иногда это |представлялось как защита интересов аристократии или боязнь “власти толпы”. Но такие упреки несправедливы.. Проблема соотношения воли большинства и I меньшинства — одна из центральных для любого демократического государства. Сам Мэдисон считал, что решение ее возможно только при последовательном осуществлении принципа разделения властей и выборности чиновников (так называемая система сдержек и противовесов).
Сторонником республиканского правления был и kc Джефферсон (1743—1826). Он был убежден в пер-гве естественных прав над позитивными законами, ваемыми государством, т. к. само оно создано для ны и обеспечения прав личности. Поэтому именно фферсон всемерно защищал ставшую затем централь-для всей либеральной школы мысль о приоритете 1 личности и в связи с этим ограничении власти государства. По его инициативе был принят знаменитый ль о правах, составивший первые десять поправок Конституции США и устанавливающий широкие де-(ратические свободы для их граждан. Но наиболее радикальные позиции занимал в те годы йс Пейн (1737—1809). Он был сторонником всеобщего Ирательного права и стремился к устранению крайней имущественного неравенства. Все люди едины, они {даются с равными правами и в равной мере вправе Иваться их осуществления.