Тема 15. Политические и правовые учения в начале 20 в.




Одним из ос­нователей солидаризма и его наиболее крупным теорети­ком был Леон Дюги (1859—1928). В противоположность марксизму, Дюги не считал классовую борьбу истори­чески необходимой в развитии общества. Наоборот, он полагал, что люди объединены здесь на основе прин­ципов взаимопомощи, находятся во взаимной зависи­мости, а потому связаны отношениями солидарности. Каждый класс, каждая группа людей или их организация выполняют свою миссию и несут за нее ответственность, их долг участвовать в гармоничном развитии общества. Отклонения от этого принципа разрушают общественную жизнь, в основе которой должен лежать высший принцип (можно сказать императив), гласящий: “Не делай ничего, что нарушает социальную солидарность; делай все, чтобы ее укреплять”.

Право должно соответствовать этой, скажем, основной скорме солидарности, регулировать и обеспечивать ее осу­ществление, создавать наиболее благоприятные условия для развития и укрепления солидарности. В силу этого право даже стоит над государством. Последнее в лице законодателя лишь фиксирует и охраняет то, что создано самим обществом. Подобно Конту Дюги считал, что соб­ственность не есть право, но обязанность. Собственник должен действовать не столько в личном (коллективном) интересе, сколько в интересах всего общества. За этим должно следить государство, основу которого составляет отнюдь не народный суверенитет, но “синдикалистский федерализм”, т. е. объединение людей на основе так на­зываемых синдикатов (последний термин, столь важный для всей концепции Дюги, чаще всего понимается им как объединение людей по профессиональным интересам:

синдикаты — это политико-юридическая форма коорди­нации интересов различных классов, профессий и т. д.) Поэтому всеобщее избирательное право, основанное на личном интересе и волеизъявлении, должно уступить место представительству от партий и профессиональных организаций. Такой порядок приведет, по мнению Дюги, к тому, что не будет ни власти буржуазии, ни власти пролетариата, ни власти какого-либо другого класса или группы, возникнет диффузия власти и наступит поли­тический плюрализм. Политическая власть перейдет именно к синдикатам. Из их представителей будет фор­мироваться высший орган государственной власти, под. руководством и контролем которого должно работать пра­вительство.

Одним из первых к разработке коренных проблем сущности права и его роли в обществе обратился с новых позиций австрийский философ права Ганс Кельзен (1881-1973). (Последние годы жизни он провел в США). Основная его работа – “Чистая теория права”.

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке: социология, психология, этика, политическая теория и др.

Кельзен полагал, что право должно рассматриваться без взаимосвязи с явлениями общественной жизни.

Предмет теории права, по Кельзену, составляют законодательные нормы, их элементы, их взаимоотношения, правопорядок как целое, его структура, отношения между различными правопорядками и, наконец, единство права в плюральности позитивных законных порядков (правопорядков).

Следуя основной идее неокантианцев о разделении наук о сущем и наук о должном, Кельзен относил к науке о сущем естественные науки, историю, социологию и все те науки, которые изучают явления природы и феномены общественной жизни с целью установить причинно-следственные связи. Их главным принципом является принцип объективной причинности.

К науке о должном Кельзен относил этику и юриспруденцию, которые изучают нормативно обусловленные отношения в обществе, т.е. механизмы и способы социальной регламентации поведения людей – их главным принципом выступает принцип вменения.

 

По Кельзену, право есть совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Оно есть нормативный порядок человеческих отношений, т.е. система норм, регулирующих поведение людей.

Кельзен подчеркивает его отличие от морали и религии. Право старше государства. Впоследствии правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, т.е. органами власти.

Внутригосударственное право, по Кельзену, выступает замкнутой регулятивной системой в виде пирамиды, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что соответствует норме более высокой ступени. На вершине – нормы Конституции, далее – “общие нормы”, установленные законодательством или обычаем, нижняя ступень – индивидуальные нормы, создаваемые судом или администрацией при решении конкретных дел.

Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму. Поскольку государство устанавливает и обеспечивает основную норму, то оно имеет широкую возможность влиять на общественное развитие.

Учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку. Отсюда – любое государство является правовым.

В начале ХХ в. во Франции появилось 2 направления _ институционализми солидаризм.

Институционализм – это учение об институциях (с лат. “установление, учреждение).

В каждом обществе существуют различные социальные общности, учреждения (семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации и др.). Они интегрируют общество в нацию – государство, заботясь также о своих частных интересах.

Институционализм исследует процесс становления и трансформации различных общественных институций в контексте их значения как конституирующей базы всего исторического общественного развития.

Всякая институция основана на “презумпции законности”, т.е. само существование институции невозможно без авторизующего акта со стороны носителя соответствующих полномочий.

Таким образом, строясь на идее законности, институция является прямым выражением этой законности, носительницей начал социальной легитимности.

Вся история человечества – это история бытия социальных институций в динамике их взаимоконкурирующего существования.

Институция также является источником бытия самой личности, так как о ней говорят лишь в контексте ее причастности определенным общественным нормам, которые и формируют “человеческое правовое пространство”, исторически профилируемого посредством институционализирования этих норм.

Основоположник институционализма Морис Ориу (1859-1929). Он отказался от договорной теории (концептуального ядра либерализма) и от командно-административной законности социалистов. Его работы – “Принципы публичного права”, “Законы конституционализма”, “Национальное единство”.

По Ориу, общество – это совокупность огромного числа институтов. Социальные механизмы представляют собой организации, включающие в себя людей, а также идею, принцип, которые извлекают из людей энергию.

Если первоначально объединившись для совместных действий, люди создают организацию, то затем, проникнувшись осознанием своего единства, превращают ее в институт. Отличительным признаком института Ориу считал направляющую идею. Институт у Ориу – это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Коммерческое предприятие построено на идеи прибыльной спекуляции, госпиталь – на идее сострадания, государство – на идее покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.

Со временем институты приобретают устойчивый характер и живут дольше своих создателей.

Концептуальная основа теории институции восходит к идее равновесия: правопорядок уподобляется системе физического равновесия сил, а жизнь современных государств представляется как бесчисленные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему. Одной из таких систем равновесия являются правовые отношения.

Идея права в своей основе является идеей порядка. Ориу не признавал божественное установление правопорядка. “Он не предустановлен,..он рождается”.

Предметом публичного права является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство., т.е. одновременно режим политический, экономический и юридический, а также режим, который “овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в которой существуют индивиды.

Австрийский правовед Е. Эрлих в книге “Основы социологии права” (1913) отметил, что право коренится не в текстах законов, а в жизни. Концепция Эрлиха получила название концепции “свободного права”, так как для нее характерен “свободный подход к праву”, который обнаруживается в практике судебного разбирательства, где есть место свободе судейского усмотрения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: