1. Задатки. Способности: определение, виды. Талант.
2. Педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, дидактические, экспрессивные.
3. Коммуникация: вербальная и невербальная.
Тезисы лекции.
Задатки. Способности: определение, виды. Талант. Опираясь на исследования, можно вычленить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности: -коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; перцептивные способности - профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция; динамизм личности - способность к волевому
воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость -способность владеть собой; оптимистическое прогнозирование; креативность - способность к творчеству. Педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, дидактические, экспрессивные. Коммуникация: вербальная и невербальная. Ретиальная коммуникация. Невербальная коммуникация: кинесика, проксемика, паралингвистика, экстралингвистика, визуальное общение. Эффективность словесных контактов. Апперцепция (зависимость восприятия, его содержания и направленности от опыта человека, широты его кругозора, интересов, жизненных взглядов).
Литература:
1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.
2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.
3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с
|
4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.
5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.
Формат проведения занятий: исследовательская беседа.
Лекция 11. Педагогические способности педагога. (2 часа)
1. Мажорные способности педагога: мажорные, требования и приемы юмора.
2. Психомоторные и гностические способности, Способности к концентрации и распределению внимания.
Тезисы лекции.
Мажорные способности педагога: мажорные, требования и приемы юмора. Мажорные способности — это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение. Требования к юмору. Приемы юмора: Парадокс Намек. Двойное истолкование. Повторение как прием остроумия. Остроумие нелепости. Сравнение по отдаленному или случайному признаку. Доведение до абсурда. Псевдоконтраст, или ложное противопоставление. Ложное усиление. Обратное сравнение. Смешение стилей. Психомоторные и гностические способности, Психомоторные способности педагога — это и умение, говоря словами А.С. Макаренко, «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками». Структурная группа психомоторных способностей включает статическую координацию, динамическую координацию, моторную активность (скорость реакции и движений), соразмерность движений, помогающую ориентироваться в пространстве, ритм, темп и направление движения; одновременные движения конечностями и туловищем, головой; мышечный тонус, силу, энергию движений..Способности к концентрации и распределению внимания. Способности к концентрации и распределению внимания — готовность на занятиях и во всех других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого в отдельности. В то же время, внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица.
|
Педагогическое внимание — это процесс избирательного сосредоточения сознания на учениках, на преподносимом им материале, обеспечивающий отражение того и другого. Другими словами, это
контроль за деятельностью и результатом. Виды внимания. Гностические способности — это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом
влиянии на обучаемых.
Литература:
1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.
2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.
3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с
4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.
5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.
Формат проведения занятий: исследовательская беседа.