Лекция 2. Педагогическая техника, ее компоненты. (2 часа)




1. Педагогическая техника.

2. Компоненты педагогической техники.

3. Знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой.

Тезисы лекции.

Сущность и содержание педагогической техники. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимикой, пантомимикой, жестами, походкой и т.д.

2. Управление своим самочувствием выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм). Педагогическая техника в деятельности педагога-психолога. Типичные недостатки педагогической техники начинающего педагога. Мастерство педагога в управлении собой. Техника управления своим психофизическим состоянием, основы техники саморегуляции. Невербальные средства общения в педагогическом взаимодействии. Жесты и мимика, их роль в педагогическом взаимодействии. Вредные привычки. Внешний вид педагога: одежда, осанка, походка. Макияж, прическа, украшения. Культура внешнего вида педагога.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: исследовательская беседа, презентация.

 

Лекция 3. Совершенствование педагогической техники. (2 часа)

1. Совершенствование педагогической техники. Тренинги, виды тренингов.

2. Имидж педагога. Внешний вид, внутреннее состояние педагога.

Тезисы лекций.

Совершенствование педагогической техники. Тренинги, виды тренингов. Повышение квалификации. Имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. Формирование имиджа учителя обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Понятие имиджа преподавателя тесно связано с таким понятием, как авторитет.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: тренинг, презентация.

 

Лекция 4. Педагогическая речь. Культура речи. (2 часа)

1. Речь педагога в структуре его деятельности.

2. Педагогическая речь, ее функции.

3. Культура речи, ее элементы.

Тезисы лекции.

Речь как важнейшее средство общения педагога с учащимися. Сухомлинский В.А. о требованиях к слову учителя и условиях его эффективности. Речь и коммуникативное поведение педагога. Педагогическая речь, ее функции. Выражение «речь педагога» (синоним - «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса - устные высказывания. Устная речь учителя - это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например чтение, вслух параграфа учебника. Педагогическая речь призвана обеспечить: а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками; б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности; в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся. Социально-педагогические условия эффективности речи педагога6 осознание педагогической задачи и характера взаимоотношений с учащимися, авторитет педагога, эмоциональная ситуация, убежденность и аргументированность речи, новизна, выразительность, общая речевая культура. Культура речи педагога, ее элементы. Логика и лексическая культура речи.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: беседа, конспект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: