Лекция 5. Грамматическая правильность и средства выразительности речи. (2 часа)




1.Техника речи: дыхание, дикция, голос, ритмика.

2.Пути совершенствования речи педагога.

Тезисы лекции.

Грамматическая правильность и средства выразительности речи. Техника речи: дыхание, голос, дикция, ритмика. Пути совершенствования речи педагога. Устная речь учителя существует в двух разновидностях: 1) в монологе (монологическая речь) и 2) в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи разнообразны. Наиболее распространены формы монологической речи: рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки при оценивании знаний; оценка поведения, внеучебной деятельности ученика). Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены

прежде всего ее функциями. Одна из основных функций речи учителя – обеспечение полноценной передачи знаний. Пути совершенствования речи будущего учителя. Будущему учителю нужно знать следующие пути становления и совершенствования педагогической речи: изучение особенностей собственной речи, ее достоинств и недостатков; исследование эталонных требований к педагогической речи и соотношение уровня развития собственных речевых умений и навыков с данными эталонами в процессе профессиональной подготовки; работа по развитию культуры речи (накопление словарного запаса, выработка соответствия своей речи нормам литературного языка.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: тренинг, беседа.

 

Лекция 6. Педагогическое общение: стили, функции, методы и приемы. (2 часа)

1. Общение как механизм взаимодействия людей.

2. Функции и структура педагогического общения.

3. Стили педагогического общения.

4. Методы и приемы педагогического общения.

Тезисы лекции.

Педагогическое общение как компонент профессионально-педагогической деятельности. В процессе общения: передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности. Качества личности педагога, значимые для продуктивного педагогического общения. Структура профессионально-педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, воспитательная функция, познание людьми друг друга, организация и обслуживание той или иной предметной деятельности, приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения., приобщение инициатора общения к ценностям партнера, открытие ребенка на общение. В структуре педагогического общения В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров выделяют несколько этапов.

1. Прогностический этап - моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми.

2. Начальный период общения - организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент начала взаимодействия с ними. 3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности. 5. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в образовательном процессе, включающем в себя воспитание и обучение, строятся, прежде всего, на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных как личности и участники процесса общения. Стили общения. учителя и учащихся как средство организации педагогического процесса. Методы и приемы педагогического общения. Психологические барьеры в педагогическом взаимодействии и пути их преодоления. Психологическая защита педагога. технология педагогического общения. Организация общения: анализ условий педагогической деятельности, планирование общения, способы реализации педагогического общения, анализ взаимодействия с учащимися и его корректировка. Формирование индивидуального стиля общения.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380 с.4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: сообщение, анализ педагогических ситуаций, психологический тест.

 

Лекция 7. Педагогический такт: сущность и содержание. (2 часа)

1. Такт и педагогический такт.

2. Признаки педагогического такта.

3. Педагогический такт на занятии.

Тезисы лекции.

Сущность понятия «педагогическая этика». Соотношение понятий «педагогическая этика» и «профессиональная культура». Истоки педагогической этики. Нравственно-этические требования к личности педагога. Катеогрии педагогической этики: педагогическая справедливость, педагогический долг, профессиональная честь и достоинство, педагогическая совесть. Функционирование педагогической морали. Педагогический такт- профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт как мера педагогически целесообразного воздействия на учащегося, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявления педагогического такта в разных формах взаимодействия с учащимися. Условия овладения педагогическим тактом.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: презентация, видеофильм, анализ ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: