Министерство образования и науки Республики Казахстан
Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова
Факультет исторический
Кафедра Истории и религиоведение
«Утверждаю»
Декан факультета
_____________Купенова Г.Ы.
«»___________ 2019 г.
SYLLABUS
Название и код направления подготовки | Образование |
Название и шифр образовательной программы | 5В011400-История |
Название и код цикла предмета | FPMPI 3206 Формирование педагогического мастерства |
Форма обучения | дневная |
Академический кредит | |
Академический час | |
Язык обучения | русский |
Учебный год / семестр | 2019-2020/6 |
Уровень образования | бакалавриат |
Актобе, 2019 г.
Программа дисциплины для студентов (SYLLABUS) разработана на основе Учебной программы дисциплины «Формирование педагогического мастерства», утвержденной «15» января 2019 г., протокол №4.
Составители:
Преподаватель дисциплины: ст. преподаватель Нурпеисова Б.С.
Рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1, «2 » сентября 2019г.
Заведующая кафедрой ______________ д.и.н. Избасарова Г.Б.
Одобрена на заседании Учебно-методического совета факультета
Протокол № 1, «2 » сентября 2019 г.
Председатель методического совета ________________ Айдарова А.З.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ КУРСА:
Преподаватель дисциплины:
ст. преподаватель Нурпеисова Б.С., polit412@mail.ru
№ Кабинета согласно расписанию
кафедра История и религиоведение
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Курс «Формирование педагогического мастерства» создает основы для подготовки специалистов новой формации, дает возможность по-иному взглянуть на воспитание профессионала-педагога, формирует основы педагогического мастерства, создает условия для проявления педагогических способностей студентов.
|
ВЫПИСКА ИЗ МОДУЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Курс | Семестр | Лекции (количество часов) | Семинары (количество часов) | СРСП | СРС | Форма контроля |
письменный экзамен | ||||||
Всего 180 часов |
4. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Дисциплина «Формирование педагогического мастерства» дает студентам представления о целостной структуре профессиональной деятельности учителя, его личности, знакомит с сущностью и содержанием педагогического мастерства, вооружает знаниями структурных составляющих основ педагогического мастерства: педагогических способностей, педагогической техники и средств педагогического воздействия, элементов театральной педагогики и ораторского искусства.
5. ОСНОВНЫЕ ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
-формирование основ профессионального мастерства;
-развивать навыки профессиональной ориентированности;
-умение использовать теоретические и практические методы для достижения научных результатов:
-уметь быстро находить, анализировать и грамотно контекстно обрабатывать научно-техническую, естественнонаучную и общенаучную информацию, приводя ее к проблемно-задачной форме;
-обладать способностью к анализу и синтезу информации, полученной из любых источников;
-понимание социальной значимости труда учителя;
-знание, освоение, использование новых технологии обучения
6. РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
(по уровню бакалавриата)
Уровни таксономии Блума | Знание и понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценивание |
Результаты обучения | Понимает значение понятий «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «педагогический такт»; знает теоретические основы педагогического мастерства. | Применяет инновационные технологии при проведении уроков, ролевых игр; разрабатывает план урока с применением интерактивных технологии; организует учебную и воспитательную работу в образовательных учреждениях; | Проводит критический анализ текста, информаци; Проводит анализ различных педагогических ситуации; | Охарактеризовывает педагогическое мастерство как тип деятельности будущего педагога; готовит презентации и рефераты по проблемам изучаемой темы. | Умеет комментировать ситуации, где проявляется педагогическое мастерство выражает свое мнение, обобщает и делает выводы, умеет оценивать аргументы. |
7. ПРЕКРЕКВИЗИТЫДИСЦИПЛИНЫ: преподаванию курса предшествует изучение таких дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания истории», «Менеджмент в образовании», «Инклюзивное образование».
|
8. ПОСТРЕКВИЗИТЫДИСЦИПЛИНЫ: дисциплина «Формирование педагогического мастерства» закладывает фундамент для изучения следующих дисциплин: «Методика преподавания историко-гуманитарных дисциплин», «Технология критического мышления»; знания, умения, полученные при изучении дисциплины необходимы для прохождения педагогической и производственной практики.
9. ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
тренинги, ролевые игры, дискуссия, диалог, работа над текстом, интерактивные методы, презентация, исследовательская беседа, фронтальный опрос.
|
10. Таблица СРСП, СРС:
№ | Задания СРСП/СРС (темы) | Вид задания | Кол-во часов | Сроки выполнения |
Задания СРСП | ||||
Педагогическое мастерство как компонент педагогической культуры. | конспект | Четверг 10-30-13-30 | ||
Мастерство как высший уровень педагогической деятельности. | конспект | Четверг 10-30-13-30 | ||
Основы техники саморегуляции. | презентация | Четверг 10-30-13-30 | ||
Основы мимической и пантомимической выразительности педагога. | творческое задание | Четверг 10-30-13-30 | ||
Речь педагога в структуре его деятельности. | презентация | Четверг 10-30-13-30 | ||
Педагогическое общение как особый вид творчества. | творческое задание | Четверг 10-30-13-30 | ||
Преодоление конфликтов в педагогической деятельности. | творческое задание, создание психологического теста. | Четверг 10-30-13-30 | ||
Проявления педагогического такта в разных формах взаимодействия с учащимися. | творческое задание | Четверг 10-30-13-30 | ||
Коммуникативное воздействие педагога на психику и поведение воспитанников. | конспект | Четверг 10-30-13-30 | ||
Убеждение как способ сознательного воздействия на психику людей. | конспект | Четверг 10-30-13-30 | ||
Словесные формы убеждения. | творческое задание | Четверг 10-30-13-30 | ||
Культура педагогического труда. | творческое задание | Четверг 10-30-13-30 | ||
Средства и способы самовоспитания будущих специалистов. | презентация | Четверг 10-30-13-30 | ||
Задания СРС | ||||
Функционирование педагогической морали. | Конспект | 2 неделя | ||
Мастерство преподавателя в планировании воспитательной работы. | Творческое задание | 2 неделя | ||
Педагогическая эрудиция. | конспект | 3 неделя | ||
Виды педагогической компетентности | конспект | 4 неделя | ||
Недостатки педагогической техники молодого педагога. | творческое задание | 5 неделя | ||
Культура внешнего вида педагога. | презентация | 6 неделя | ||
Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической профессии. | Творческое задание | 7 неделя | ||
Принципы театральной системы К.С. Станиславского в его подготовке педагогов. | Творческое задание | 8 неделя | ||
Сухомлинский В.А. о требованиях к слову учителя. | конспект | 9 неделя | ||
Формирование индивидуального стиля педагога. | творческое задание | 10 неделя | ||
Соотношение понятий «педагогическая этика» и «профессиональная культура». | конспект | 11 неделя | ||
Истоки педагогической этики. | конспект | 12 неделя | ||
Условия овладения педагогическим тактом. | презентация | 13 неделя | ||
Профессиональная наблюдательность педагога. | творческое задание | 13 неделя | ||
Самосознание педагога и педагогическая рефлексия. | конспект | 14 неделя | ||
Мастерство воспитателя в управлении системой межличностных отношений в студенческом коллективе. | конспект | 15 неделя |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
11.1. Лекции
Лекция 1. Научные основы педагогического мастерства. (2 часа)
1. Специфика педагогической деятельности
2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность
3. Структура педагогического мастерства
Тезисы лекции.
Педагогическое мастерство, его социальная значимость, сущность и содержание. Педагогическое мастерство — это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников. Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение, чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности. Компоненты педагогического мастерства: гуманистическая направленность; профессиональное знание; педагогические способности; педагогическая техника. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической профессии. Педагог и актер как носители специфики личностного воздействия на аудиторию. Принципы театральной системы К.С. Станиславского в подготовке педагогов. Мастерство выдающихся педагогов. Формирование основ педагогического мастерства в системе будущих педагогов-психологов. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Мастерство педагога и опыт студента (учащегося).
Литература:
1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.
2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.
3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с
4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.
5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.
Формат проведения занятий: конспект, анализ текста.