1. Авторитет: слагаемые, типы.
2. Терминаторный менеджмент.
Тезисы лекции.
Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета.. Слагаемые авторитета преподавателя поддерживаются:
безупречным знанием своего предмета и методики обучения; серьезным отношением к работе, искренней заботой об успехах каждого учащегося; общей эрудицией, культурой, тактом; добротой и умением контролировать свои чувства; внедрением в обиход коллективной жизни добрых, возвышенных идей, привычка всегда быть добродушным, а желательно и веселым; любовью к Родине, патриотизм - основное требованием к педагогу на протяжении всей истории человечества;
умением убеждать окружающих в правильности своей позиции, искать и готовить себе единомышленников. Убеждения заставляют непримиримо относиться к недостаткам в учебной и воспитательной работе, к проявлениям лени, бескультурья, формализма; гражданской и общественной активностью. Идейный облик педагога — неотъемлемая составная часть его педагогического мастерства, его боевое оружие; моральной чистоплотностью. Авторитетный преподаватель не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при учениках с коллегами. Не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против коллег, родителей, технических работников, администрации вуза. Не подрывает авторитет
товарищей -преподавателей, не отзывается пренебрежительно об их дисциплинах, об их работе. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения преподавателя и учащегося.
|
Терминаторный менеджмент
Первый тип — «Один я все знаю, все вы неучи». Второй тип — «Создатель чехарды в компетентности». Третий тип — «С кем мне приходится работать?» Четвертый тип— «Чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение». Пятый тип — «Главное, добиться высоких результатов в поведении и успеваемости».
Виды ложного авторитета:
Авторитет подавления. Авторитет расстояния. Авторитет педантизма. Авторитет резонёрства.
Авторитет мнимой доброты.
Литература:
1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.
2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.
3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с
4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.
5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.
Формат проведения занятий: беседа, творческая работа.
Лекция 13. Педагогическая эрудиция и компетентность как условие педагогического мастерства.
1. Педагогическая эрудиция.
2. Профессиональная компетентность педагога: структура, содержание.
3. Виды педагогической компетентности.
Тезисы лекции.
Педагогическая эрудиция — важнейшее условие педагогического мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г.С. Сковорода. Эрудиция — ученость, начитанность, основательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — ведущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. Эрудиция достигается путем непрерывного образования и самообразования учителя. Источниками самообразования могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, телепередачи, радиопередачи, периодика, театр, общение с людьми. К.Д. Ушинский считал, что учитель остается учителем до тех пор, пока учится.
|
Для учителя как работника умственного труда существенными являются сформированные культура и техника умственного труда, которые предполагают следующие умения:
- быть идеальным читателем, владеть разнообразными видами чтения (их свыше 60);
- сформулировать информационный запрос;
-работать в библиотеке, с библиотечными каталогами, информационными справочниками, с персональным компьютером;
оформить результаты изучения литературы в виде конспекта, тезисов, реферата, рецензии, аннотации и т.п.;
-организовать свое время, составить программу самообразования;
-систематизировать и организовывать личные библиотеки
и собранные материалы.
В структуре труда учителя можно выделить следующие составляющие:
1) профессиональные психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции и установки учителя;
|
4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Энциклопедичность знаний как ведущая характеристика эрудиции педагога. Непрерывное образование и самообразование как основные пути достижения эрудиции. Профессиональная компетентность педагога как готовность к осуществлению педагогической деятельности. Структура профессиональной компетентности. Содержание теоретической готовности педагога: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога: организаторские и коммуникативные умения. Виды педагогической компетентности.
Литература:
1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.
2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.
3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с
4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.
5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.
Формат проведения занятий: беседа, анализ текста.