ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ«ШКОЛА №851»
(ГБОУ Школа № 851)
«Согласовано» Методист ___________ Баташева В.А. Сумской проезд, 7 «А» «_____» ________________ 20____ год | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 851 ______________ Голова Е.В. «_____» _______________ 20____ год Приказ №__________от___________ |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Учителя-дефектолога группы №1 (старшая)
(составлена на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. )
срок реализации: 2016-2017 учебный год
Автор программы:
Татарникова С.А. (учитель – дефектолог)
Принято на педагогическом совете
Протокол №________________
от «31 » августа 2016г.
Москва
АНОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ_ДЕФЕКТОЛОГА
Для детей с ОВЗ
(Смешанные специфические расстройства психического развития)
(5-7 лет)
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в для детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития разработана учителем-дефектологом Татарниковой С.А.
Данная Программа представляет собой целостную, систематизированную модель для организации педагогического процесса в специальной группе для детей с ОВЗ.
Рабочая программа разработана в соответствии:
-с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- с СанПин 2.4.1.3049-13;
- с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
|
- с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
-Специальной программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Образовательно-воспитательный процесс осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности в старшей группе, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе компенсирующей направленности для детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов и родителей дошкольников. Программа решает задачи развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов.
|
Краткая аннотация программы
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
1.1Пояснительная записка…………………………………………..4
1.1.1 Общая характеристика группы детей с ОВЗ………………...6
1.1.2 Цели, задачи и принципы, используемые
при формировании и реализации рабочей программы…………...8
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы…………………………………….. 10
Содержательный раздел
2.1 Основное содержание коррекционной работы………………12
2.1.2 Образовательные области……………………………………18
2.1.3 Виды детской деятельности………………………………….25
2.2 Тематическое планирование на 2016-2017 учебный год……..27
2.3 Задачи и формы взаимодействия с семьями обучающихся….37
Организационный раздел
3.1. Структура реализации образовательного процесса………….44
3.1.1Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг)……..45
3.1.2 Учебный план непосредственно-коррекционно-образовательной деятельности ………………………………………………………..53
3.2 Условия реализации рабочей программы…………………… 55
Приложение
Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам. В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
|
Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР старшего возраста.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.
Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР данного возраста.
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;
- «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», под редакцией Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», под редакцией Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А.П.
Соколова Н.Д. Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика)
-«Особый ребенок» в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии» Н.В.Верещагина
-«Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» Морозова С.С. Москва: Владос, 2007
-«Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I год обучения, старшая группа)» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
Также использовались работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., Лубовского В.И. и т.д.
Общая характеристика группы детей с ОВЗ
Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Старших дошкольников с ЗПР характеризует:
- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
- им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;
- у детей ограничен объем памяти и снижена прочностьзапоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
- нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Характеристика контингента детей старшей группы
Группу для детей с ЗПР посещают 17 детей:
5 -расстройства аутистического спектра
2- умственная отсталость
1- тяжелые речевые нарушения
1- синдром Дауна
8-задержка психического развития