Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.




Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.

Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей:

- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;

- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

- активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

- разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания, которые бывают:

- установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

- знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;

- консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

- собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

- совместные с детьми и родителями;

- отчетные;

- связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

- информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.

Назначение родительских университетов в учебном учреждении — психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Виды консультаций для родителей:

· Индивидуальное консультирование;

· Практические занятия;

· Практические рекомендации;

· Информационный стенд;

· Тематические консультации;

· Педагогические беседы.

 

Содержание работы с семьей по направлениям:

«Здоровье»:

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

«Физическая культура»:

- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях).

«Безопасность»:

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.

«Социализация»:

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

«Труд»:

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников.

«Познание»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

«Коммуникация»:

- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.

«Чтение художественной литературы»:

- доказывать родителям ценность домашнего чтения.

«Художественное творчество»:

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

«Музыка»:

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

 

 

Темы консультации с родителями 2016- 2017 учебны год:

«Дети с ЗПР. Какие они?» (сентябрь)

«Результаты диагностического обследования уровня развития детей коррекционной группы» (сентябрь)

«Роль родителей в речевом развитии детей с ЗПР» (ноябрь)

«Развитие познавательной сферы у детей с ЗПР»

(январь)

«Подведение итогов коррекционной работы за год» (май)

«Открытые занятия» (май).

«Развитие мелкой моторики рук» (октябрь)

«Развитие ЭМП у детей коррекционной группы вне ДОУ» (декабрь)

«Работа с гиперактивными детьми» (январь)

 

Информационный стенд для родителей:

«Что должен уметь ребенок старшего и подготовительного возраста» (сентябрь)

«Артикуляционная гимнастика» (сентябрь)

«Пальчиковая гимнастика» (октябрь)

«Как сделать занятия с ребенком эффективными» (декабрь)

«Развиваем память, внимание, мышление» (февраль)

«Документация для ПМПК» (2-я половина учебного года).

Перспективное планирование работы с родителями на 2016 – 2017 учебный год

Сентябрь 1)Познакомить родителей с задачами и содержанием коррекционной работы. 2)Результаты первичного психолого-педагогического обследования Проведение индивидуальной беседы для сбора анамнеза.

 

Октябрь. 1) Результаты первичного психолого-педагогического обследования.

Ознакомление с ИПР ребенка.

Проведение индивидуальной беседы. 2) План учебного года.

Принятие и активное участие в коррекционном процессе обучающего процесса. Здоровьесберегающие технологии. Родительское собрание. 3)Пальчиковая гимнастика в игровой форме. Игры с детьми группы дома

4) Организация тематических выставок «Синичкин день». Диалог с родителями по индивидуальным вопросам

 

Ноябрь 1)Совместная работа с детьми учителя-дефектолога с родителями и детьми. Игры с детьми группы дома

2) Ознакомление с тематической подборкой пальчиковых игр, игр на координацию речи с движением «Поиграйте вместе с нами».

3) Открытое занятие «Дифференциация понятий овощи - фрукты». Организация тематических выставок «Осенняя ярмарка».

4) Организация тематического досуга «День матери».

5) Проектная деятельность «Мой лохматый питомец»

 

Декабрь 1) «Гиперактивный ребенок». 2) Игры по активизации словарного запаса детей.

3) Сюжетно-ролевая игра в развитии детей. 4) Организация тематических выставок «Новый год». Празднование Нового года дома.

 

Январь 1)Настольно-дидактические игры в развитии речи детей. Значение развития мелкой моторики в коррекционной работе с детьми.

2) Динамика в развитии детей. Индивидуальные беседы.

3)Досуговая деятельность дома.

 

 

Февраль 1)Дидактические игры по РЭМП.

2)Игры для развития психических процессов. Успехи детей (индивидуальные беседы с родителями).

3) Итоги коррекционной деятельности. Развитие речевой компетентности. Родительское собрание.

 

 

Март 1)Совместная работа учителя-дефектолога с детьми и родителями. Рекомендации учителя-дефектолога по коррекционной работе с детьми дома. 2) «Ребенок в детском саду и дома» обмен опытом 3) Развитие навыков общения «Расскажи мне сказку». 4) Организация тематических выставок «Весенняя капель».

Апрель 1)Развитие графо – моторных навыков (практические рекомендации для родителей)

2) Развитие фонематического восприятия. 3) Гендерное воспитание. 4) Индивидуальные беседы с родителями.

 

 

Май 1) Результаты психолого-педагогического обследования. Динамика. Проведение индивидуальной беседы.

2) «Безопасность детей на улице». Подведение итогов коррекционной работы за учебный год. Родительское собрание. 3) Открытое занятие 4) Рекомендации на летний период времени.

 

 

Организационный раздел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: