Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
Дети с ОВЗ осваивают программу дошкольного образования, адаптированную с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений развития, и социальную адаптацию.
Содержательный раздел
2.1 Основное содержание коррекционной работы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Учитель-дефектолог реализует социально-коммуникативное развитие через задачи развития социальных и коммуникативных компетенций (самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам деятельности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др.).
Познавательное развитие реализуется через задачи развития познавательной мотивации и любознательности; формирования познавательных действий; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие реализуется через задачи обогащения пассивного и активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно-эстетическое развитие реализуется посредством развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие реализуется посредством развития у детей мелкой моторики обеих рук, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:
- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки собственной деятельности;
- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.
Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ЗПР как особой группы дизонтогенеза, возраста детей и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог реализует следующие задачи:
Образовательные задачи:
u Продолжать развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор детей, уточнять у них представления о мире людей и их отношениях, о живой и неживой природе, о явлениях окружающей действительности (профессии людей, город, страна, планета, события и традиции);
u Формировать представления детей о безопасном и здоровом образе жизни (ОБЖ);
u Продолжать стимулировать потребность в общении детей, развивать коммуникативную перцепцию, расширять и уточнять лексикон;
u Продолжать формировать представления: о форме объектов, свойствах объектов и отношениях; о величинах; об ориентировке в пространстве и времени; о количестве и счете, соотнесении числа и цифры;
u Формирование элементарных счетных действий (решение примеров и арифметических задач).
Коррекционно-развивающие задачи:
u Формирование предпосылок для полноценного функционирования высших психических функций и речи, профилактика вторичных нарушений психологического развития, развитие базовых компонентов познавательной деятельности и личностных характеристик, обеспечивающих возможность перехода на новый образовательный уровень (школьный), а также социализация детей;
u Формировать общедеятельностные компоненты познавательной деятельности (мотивационный, регуляторный, ориентировочно-операционный), а также коммуникационный и регуляторный компоненты речи;
u Создать предпосылки для развития самосознания и самооценки;
u Развивать:
- произвольную регуляцию сенсомоторной активности;
- память, внимание, восприятие, сенсорные представления, пространственно-временные представления;
- интегративные умения;
- перцептивно-действенный/ образный компонент познавательной деятельности, конкретно-понятийное мышление.
Воспитательные задачи:
u Формировать умение продуктивно взаимодействовать со взрослым и друг с другом. Воспитывать чувство доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам;
u Формировать чувство взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, активности, ответственности и навыков сотрудничества.