Раздел «Развитие элементарных математических представлений» (2 раза в неделю, 64 часа)




Работа по данному разделу программы предусматривает развитие у детей элементарных представлений о количестве, числе, форме и размере предметов, знакомство их с образованием и составом числа, с цифрами от 0 до 5, математическими знаками и простейшими приемами вычислений в пределах 5. В процессе развития ЭМП в значительной степени осуществляется познавательное развитие, а также социально-коммуникативное и речевое развитие детей, ведется коррекция недостатков мыслительной деятельности.

  1. Признаки предметов. Геометрические фигуры.

Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие размеры: большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Сравнение предметов по величинным параметрам. Способы сравнения.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  1. Сравнение и уравнивание групп предметов.

Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение). Понятия больше-меньше-поровну, столько же, одинаково. Способы уравнивания: увеличение количества предметов в меньшей группе, уменьшение количества в большей группе. Больше-меньше на 1-2 предмета.

  1. Пространственные и временные понятия.

Определение положения предметов в пространстве. Наречия и предлоги, используемые для обозначения пространственного расположения предметов: вверху-внизу, близко-далеко, справа-слева, спереди-сзади, около, рядом, между, за, перед. Умение ориентироваться на листе. Усвоение временных понятий: сегодня, завтра, вчера. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Дни недели.

  1. Количество и счет.

Механический счет до 10. Обратный счет от 5. Счет с помощью различных анализаторов. Независимость количества от расположения, формы и других параметров предметов. Счет в различном направлении. Присчитывание и отсчитывание по одному с называнием итога. Порядковый счет. Счет от заданного числа.

Название и обозначение чисел от 0 до 9. Образование чисел 1-9. Числовой ряд. Сравнение чисел. Соотнесение цифры, числа и количества. Соседи числа. Математические знаки +, -, =. Составление и решение примеров в пределах 2-4. Решение простых задач на +/- 1. Знакомство с цифрами 0-5.

 

Раздел «Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи» (1 раз в неделю, всего 32 часа)

 

Первоначальное обучение грамоте детей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Основными задачами раздела являются совершенствование чувственного опыта в области родного языка, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, активизация устной речи детей, уточнение и обогащение словарного запаса, знакомство со звуками, словом, предложением, а также буквами, обозначающими звуки.

  1. Звук. Слово. Предложение.

Звуки, окружающие нас. Речевые и неречевые звуки. Звук и слово. Слова-антонимы. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предложение. Отличие предложения от слова. Составление простого предложения на основе реальных действий и по картинкам. Схема простого предложения. Определение количества и порядка слов в предложении.

  1. Знакомство со звуками и буквами.

Последовательное выделение звуков в простых слогах и словах. Выделение звука из начала, середины и конца слова. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Составление схем слога и простого слова.

Обозначение звука буквой. Дифференциация звука и буквы. Графическое изображение печатных букв. Печатание букв. Чтение обратных слогов, прямых слогов, слов, состоящих из 2-3 букв.

Изучаемые буквы: А, О, У, И, Ы, М, П, Н, Х, Т.

 

Раздел «Ознакомление с художественно литературой»» (1 раз в неделю, всего 32 часа)

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и

творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка.

1. Развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров

2. Умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения

3. Обучение рассказыванию знакомых произведений, их частично или полной драматизации

4. Оценка поступков героев, мотивированное выказывание своего отношение к содержанию сказки, рассказа

5. Стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста во внешних действиях

6. Умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.

 


Образовательные области

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в

условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ОВЗ общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Так как тематическое планирование по областям социально-коммуникативное развитие и речевое развитие идентично в разделе развитие речи на основе ознакомления с окружающим объем и содержание так же совпадают.

 

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие».

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие

задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченным возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения,

учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного

восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

 

 

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Речевое развитие».

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное раз-витие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной

функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие

и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи

(изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и

синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие

диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести

себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,

обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе

с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных

речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

 

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Физическое развитие».

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Для детей с ОВЗ при непосредственно образовательной деятельности широко используются физминутки. Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.

 

 

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру,накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Основные направления работы в данной образовательной области: выполнение музыкально-ритмических движений; развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

 

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (Целевые ориентиры).

 

Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Дети должны уметь:

—различать правую и левую руку, правую и левую сторо­ну тела и лица человека;

—определять правую и левую, верхнюю и нижнюю сто­роны на таблицах, рисунках, столе, листе бумаги;

—уметь поместить и найти предмет по словесному ука­занию педагога;

—создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, ве­личине) по полной и неполной аналогии;

— употреблять слова, обозначающие изученные свой­ства (цвет, форму, величину) и расположение предме­тов в пространстве, в активной речи.

—узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произрастающих на участке детского сада и в ближайшем окружении; называть наиболее распространенные расте­ния сада и огорода на рисунках, в природе и по описанию.

—правильно называть пять-шесть изученных видов жи­вотных, уметь узнавать их в природе, опираясь на зна­ние основных отличительных признаков;

—правильно называть времена года, их последователь­ность;

—называть отличительные признаки противоположных времен года (осенью — весной, зимой — летом), осу­ществлять соотносительный анализ, строить предложе­ния с использованием противительных союзов а, но;

—составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на основе непосредственных наблюдений, по вопро­сам педагога, по опорным словам);

—уметь составить рассказ о правилах поведения в приро­де, правилах обращения с домашними животными.

—называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;

—называть имя и отчество взрослых, работающих в до­школьном учреждении;

—соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

—рассказывать о составе семьи и труде родителей по во­просам педагога, задавать такие же вопросы детям;

—называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным иг­рам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посу­де; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транспорту;

—уметь описать одну-две игрушки и рассказать о прави­лах одной-двух настольных игр;

—называть главную улицу и площадь своего города (села);

—соблюдать правила поведения на улице и в других об­щественных местах;

—знать, что означают цвета светофора, различные ука­затели (стрелки, вывески, дорожные знаки, к кому об­ратиться за помощью в случае необходимости);

— правильно называть одно-два комнатных растения, имеющихся в групповой комнате.

Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу развитие фонематического восприятия.

(первый год обучения)

Детей следует научить:

• способу вычленения звука из слова и называнию выде­ленного звука;

• относить звуки к гласным и согласным на основе осо­бенностей их произнесения и звучания;

• условному обозначению гласных и согласных звуков со­ответствующим цветом;

• узнавать и называть буквы, которые обозначают изучен­ные звуки;

• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.

Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу обучение грамоте.

(второй год обучения)

Детей следует научить:

• различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на условно-графическую схему из двуслож­ных слов и с опорой на схему из трехсложных слов, написа­ние которых не расходится с произнесением;

• обозначать гласные звуки буквами (кроме йотирован­ных);

• знать о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, исполь­зовать условные обозначения гласных и согласных звуков;

• различать твердые и мягкие согласные;

• выделять предложения из устной речи;

• выделять из предложения слова;

• правильно использовать термины звук, гласный звук, со­гласный звук, слово, предложение.

Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу формирование элементарных математических представлений.

 

Дети должны знать:

• состав чисел 2—5.

Дети должны уметь:

• сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;

• считать различные предметы в пределах 10, уметь отве­тить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

• уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;

• сравнивать две группы предметов на основе практичес­ких упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;

• практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из от­дельных единиц и из двух меньших чисел;

• ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);

• понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: